Русский язык
-
Тема: "Способы передачи чужой речи". 9-й класс 2011
Урок построен по комплексной технологии с блочной подачей материала и поэлементной отработкой умений и навыков при закреплении. Используются познавательные методы: эвристическая беседа и лекция, а способ познания – индуктивно-дедуктивный.
-
Педагогическое сопровождение межпредметного проекта в 7-м классе «История некоторых фразеологизмов» 2011
Статья предназначена в помощь учителям русского языка при изучении темы «Лексика и фразеология». Работа над проектом, связанным с загадками русской фразеологии, имеет цель поддерживать у учащихся мотивацию к изучению многообразных языковых средств, обогащение речи, расширение культурного кругозора, преодоление трудностей на экзаменах.
-
Урок по теме "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс 2011
Цели урока: систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях; формировать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях; использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения в зависимости от интонации в устной речи.
-
Урок на тему "Учимся правильно употреблять слова" 2011
Цели урока: повторить род и число имён существительных; познакомить с формами только единственного и множественного числа имён существительных; повторить взаимосвязь слов в предложении; продолжить обучение работе со словарями (словарь трудностей, толковый словарь); продолжить работу над правильностью речи.
-
Подборка типичных фактических, логических, грамматических и речевых ошибок из ученических сочинений-рассуждений для работы на уроках подготовки к ЕГЭ 2011
Данный материал представляет собой подборку типичных фактических, логических, грамматических и речевых ошибок (с указанием типа ошибки) из ученических сочинений-рассуждений для проработки на уроках подготовки к ЕГЭ. Он будет интересен всем, кто готовится к написанию сочинения в рамках Единого государственного экзамена по русскому языку.
-
Современные технологии в формировании интереса к изучению русского языка 2011
Рассматриваются следующие технологии: информационно-коммуникационные, технология проектов, технология развития критического мышления, "педагогическая мастерская", технология уровневой дифференциации обучения. Выявляются особенности технологий и их влияние на развитие интереса учащихся к русскому языку.
-
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. 2-й класс 2011
Данный урок помогает расширить возможности проверки безударных гласных в корне слова, сформировать умение обосновывать написание слов, распознавать орфограммы; развивать внимание и память; обогащать речь учеников; воспитывать любовь к русской поэзии, умение работать в коллективе, интерес к предмету.
-
Правописание слов с разделительным твердым знаком 2011
Представленный урок обеспечивает понимание учащимися правила написания слов с разделительным твердым знаком; способствует развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы); создает условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в группе.
-
Разработка урока "Что значат ваши имена?" 2011
В процессе урока исследуются проблемы происхождения и история возникновения и использования современных русских имен.
-
Развитие творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы 2011
Творческая деятельность дает учащимся возможности для проявления собственной индивидуальности, формирования навыков самостоятельной исследовательской работы по русскому языку и литературе, открывает широкий простор для развития школьников. В работе подробно рассмотрен процесс организации творческой деятельности подростка на каждом этапе.
-
Урок обобщения и закрепления изученного по теме "Местоимение" 2011
Урок интересен систематизацией изученного по теме "Местоимение", частичным повторение материала по другим темам, расширением знаний учащихся по этимологии, орфографии (опережающее обучение), стилистике, литературоведению. Задания подобраны с учетом формирования положительной мотивации, активизации мыслительной деятельности учащихся, самостоятельности.
-
Односоставные предложения 2011
У обучающихся формируется умение определять тип односоставного предложения по значению и способу морфологического выражения главного члена. Анализируя совместно с обучающимися отрывок из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», учитель воспитывает культуру умственного труда на основе аналитического анализа, синтеза, сравнения и группировки.
-
Близнецы по форме и близнецы по значению 2011
В статье представлен урок русского языка по лексике в 5-м классе по учебному комплексу под редакцией М.М. Разумовской, в котором усилена речевая направленность, расширена понятийная основа обучения связной речи.
-
Обобщение по теме "Предложение". Урок-путешествие по архипелагу Предложение. 6-й класс 2011
В разработке использован элемент путешествия. Текст для поиска видов предложений носит воспитательный характер, следовательно, при наличии свободного времени возможна более подробная работа и анализ содержания.
-
Лексическая работа на уроках русского языка в классе с коррекционным составом учащихся 2011
В настоящее время в Российской Федерации возникла реальная необходимость создания в общеобразовательных школах специальных классов для обучения детей мигрантов, среди которых все больше тех, для кого русский язык не является родным.
-
Методические разработки уроков русского языка в 9-м классе с применением компьютерного тренажера "Фраза" 2011
При изучении темы "Бессоюзное сложное предложение" раздела о языке "Синтаксис" работу автор статьи проводит с компьютерной поддержкой. Для этого используется возможности обучающей компьютерной программы "Фраза", система упражнений которой не противоречит логике упражнений, содержащихся в учебном комплексе по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой, который является основным в работе автора статьи.
-
Дидактические материалы по подготовке учащихся 9-х классов к ГИА по русскому языку 2011
Дидактические материалы могут быть использованы на любом этапе работы по подготовке учащихся к ГИА, и в качестве домашнего задания, и как содержание отдельных уроков русского языка по подготовке к экзаменам, и в индивидуальной работе с выпускниками 9-x классов. За основу для разработки структуры и содержания тренировочных упражнений взяты документы (проект демоверсии, спецификация, кодификатор), разработанные ФИПИ для проведения ГИА по русскому языку в 2012 году.
-
Простое осложненное предложение. 10-й класс 2011
Материал рассчитан на два урока, позволяет качественно систематизировать изученное по теме. Предусматривается подготовка к ЕГЭ по заданиям А19, А20, А21, В5, которые включают работу по простому осложненному предложению. Анализ предложений дается на материале художественной литературы, изучаемой в 10-м классе, что способствует расширению кругозора учащихся еще и по литературе.
-
Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в прозаическом тексте 2011
Урок предлагается для учащихся 8-го класса, изучающих однородные члены предложения. Тема урока раскрыта на примере текста В.Астафьева о Домском соборе. В связи с тем, что сдача ГИА требует хороших знаний у учащихся об изобразительно-выразительных средствах, фигурах речи, фонетических средствах выразительности, в ткань урока включены такие понятия, как «анафора», «инверсия», «контекстуальные синонимы», «звукопись», «ассонанс», «аллитерация».
-
Предложения с однородными членами. 8-й класс 2011
На уроке используется технология организации самостоятельной работы учащихся. Работая по заданному образцу самостоятельно, учащиеся закрепляют изученный ранее материал. Использование литературного текста дает учащимся возможность самостоятельно применить приобретенные знания на эмоционально окрашенном языковом материале. Такая работа развивает языковое чутье, учит вдумчиво и внимательно относиться к тексту при чтении и обладает огромным воспитательным воздействием.
-
Соединительные гласные в сложных словах 2011
Урок посвящен написанию О и Е в сложных словах. В его задачи входит не только научить правильно писать и образовывать сложные слова, но и развивать речь, внимание, память учащихся. Воспитание интереса к родному языку достигается путем использования игрового дидактического материала (кроссворд, лингвистическая сказка, загадки).
-
Урок русского языка по главе "Егорьев день" из романа И.С. Шмелева "Лето Господне" 2011
Урок позволит получить информацию о разговорной лексике русского купеческого сословия XIX века, проследить взаимосвязь между русским языком и литературой, закрепить навыки комплексного анализа художественного текста и подготовиться к выполнению заданий по типу ЕГЭ.
-
Урок-сказка по теме "Проверка написания безударных гласных в двухсложных словах". 2-й класс 2011
Урок-сказка русского языка во 2-м классе на формирование умения проверять написание безударных гласных в словах путем изменения формы слова.
-
Обособление согласованных определений. 8-й класс 2011
В статье представлена разработка модульного урока. Предложенные практические задания помогают систематизировать полученные знания и навыки по данной теме. Работа интересна тем, что в ней соединены разноуровневая и модульная технологии русскому языку.
-
Интегрированный урок в 5-м классе по теме "Весна" 2011
Интегрированный урок направлен на развитие бережного и внимательного отношения к природе, а также творческого потенциала учащихся. На уроке предлагается чтение стихотворений, письмо по памяти, прослушивание музыкальных произведений, сочинение-описание иллюстрации картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Учитель работает над развитием монологической речи учащихся через сообщения. Дается анализ миниатюры М.Пришвина «Рождение звука», стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
-
Памятка для сдающих ГИА по русскому языку 2011
Памятка для сдающего ГИА по русскому языку в сжатой форме поможет учащемуся повторить и систематизировать изученный материал.
-
Развитие умения находить в предложении грамматическую основу. 2-й класс 2011
Урок русского языка разработан для обучающихся 2-го класса. Проводится с целью формирования умения выделять в предложении грамматическую основу, развития умения определять части речи и задавать к ним вопросы, составлять словосочетания. На уроке используются следующие методы обучения: словесные (беседа), практические, проблемный.
-
"Глаголы говорения" в художественных и научных текстах 2011
Материалом исследования послужили тексты учебников «Русский язык» 5–6-е классы, авторы С.И. Львова и В.В. Львов. Цель исследования: анализ глаголов говорения в научных и художественных текстах учебников. Задачи исследования: выбрать из научных и художественных текстов лексику, входящую в тематическую группу «глаголов говорения», определить их стилистическую принадлежность и «оттенки значений» этих глаголов в текстах разных стилей.
-
Материалы для построения уроков по подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе 2011
Цель занятий – систематизировать знания учащихся о тексте, совершенствовать умение анализировать исходный текст и умение строить по нему сочинение-рассуждение.
-
Имя прилагательное как часть речи 2011
Цель урока – повторение общего значения имени прилагательного и его морфологических признаков.