Русский язык
-
Обособление согласованных определений. 8-й класс 2011
В статье представлена разработка модульного урока. Предложенные практические задания помогают систематизировать полученные знания и навыки по данной теме. Работа интересна тем, что в ней соединены разноуровневая и модульная технологии русскому языку.
-
Интегрированный урок в 5-м классе по теме "Весна" 2011
Интегрированный урок направлен на развитие бережного и внимательного отношения к природе, а также творческого потенциала учащихся. На уроке предлагается чтение стихотворений, письмо по памяти, прослушивание музыкальных произведений, сочинение-описание иллюстрации картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Учитель работает над развитием монологической речи учащихся через сообщения. Дается анализ миниатюры М.Пришвина «Рождение звука», стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
-
Памятка для сдающих ГИА по русскому языку 2011
Памятка для сдающего ГИА по русскому языку в сжатой форме поможет учащемуся повторить и систематизировать изученный материал.
-
Развитие умения находить в предложении грамматическую основу. 2-й класс 2011
Урок русского языка разработан для обучающихся 2-го класса. Проводится с целью формирования умения выделять в предложении грамматическую основу, развития умения определять части речи и задавать к ним вопросы, составлять словосочетания. На уроке используются следующие методы обучения: словесные (беседа), практические, проблемный.
-
"Глаголы говорения" в художественных и научных текстах 2011
Материалом исследования послужили тексты учебников «Русский язык» 5–6-е классы, авторы С.И. Львова и В.В. Львов. Цель исследования: анализ глаголов говорения в научных и художественных текстах учебников. Задачи исследования: выбрать из научных и художественных текстов лексику, входящую в тематическую группу «глаголов говорения», определить их стилистическую принадлежность и «оттенки значений» этих глаголов в текстах разных стилей.
-
Материалы для построения уроков по подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе 2011
Цель занятий – систематизировать знания учащихся о тексте, совершенствовать умение анализировать исходный текст и умение строить по нему сочинение-рассуждение.
-
Имя прилагательное как часть речи 2011
Цель урока – повторение общего значения имени прилагательного и его морфологических признаков.
-
Урок развития речи в 8-м классе по теме "И.И. Шишкин – чародей леса" 2011
Урок вызывает интерес у учащихся к жизни и творчеству И.И. Шишкина.
-
Разносклоняемые имена существительные 2011
В статье представлен урок в 6-м классе, направленный на формирование умений находить разносклоняемые имена существительные в тексте, определять их падежную форму, развивать навыки составления предложений с данными существительными.
-
Урок-игра в 5-м классе по русскому языку «Обобщение знаний по разделу "Синтаксис и пунктуация"» 2011
Обобщение знаний по русскому языку в 5-м классе в форме урока-игры с целью проверить знания учащихся по теме, закрепить умения и навыки учащихся в разборе словосочетания и предложения, в постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях. На уроке продолжена работа над орфографической зоркостью учащихся.
-
Имена существительные одушевленные и неодушевленные 2011
Урок объяснения нового материала с использованием проблемно-сообщающих, частично-поисковых, исследовательских, словесно-дедуктивных, наглядно-дедуктивных, практически-индивидуальных методов обучения с целью продолжить изучение морфологических категорий имени существительного; узнать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными; научить находить олицетворения и определять их роль в тексте.
-
Деятельностный подход в обучении на примере интегрированного урока русского языка и литературы 2011
Деятельностный подход в обучении становится более эффективным при интегрировании уроков русского языка и литературы и использовании современных технологий, в частности презентаций. Взаимосвязь алгоритма действий используемой методики с построением и содержанием презентации позволяет развивать творческие способности учащихся, умение логически мыслить, моделировать теоретический материал и пользоваться учебными моделями в практической деятельности.
-
Развитие орфографической зоркости у учащихся 2011
Первый шаг в развитии орфографии – это знакомство учащихся с самим понятием «орфограмма». Второй шаг – это обращение внимания учащихся на то, что письмо должно быть грамотным, без ошибок: тогда обеспечивается быстрота и легкость чтения, точность понимания написанного. Поэтому, чтобы стать грамотным, надо знать правила правописания, а также замечать при письме орфограммы – такие написания, для которых правила созданы.
-
Сложное предложение (на материале изученных литературных произведений). 9-й класс 2011
Представленный урок – это итог работы в ключе слияния уроков русского языка и литературы, анализа поэтического синтаксиса, выработка навыков и умений видеть за строгими знаками препинания поэтическую душу поэта, писателя и лирического героя.
-
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка 2011
Орфографическая грамотность является, как известно, важной стороной речевой культуры. Без хорошо сформированных орфографических навыков, когда выбор правильного написания происходит автоматически, на уровне бессознательного контроля, а сфера сознания полностью освобождается для осмысливания содержательной стороны письменного высказывания, невозможна успешная речевая деятельность.
-
Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик). 6-й класс 2011
Урок русского языка в 6-м классе по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Цель урока: формировать умение правильно определять, какой суффикс необходимо писать в существительных: -чик или -щик.
-
Формы интерактивного обучения на занятиях русского языка 2011
На уроке учащиеся расширят представление о мире фразеологизмов, их происхождении, употреблении в речи. Форма урока, домашнее задание в виде презентации, демонстрация слайдов дают возможность пополнить учащимся свои знания, проявить юмор, сообразительность и артистизм. Это делает участие в конкурсе привлекательным, сочетает требования учебной и игровой деятельности, интерактивных форм обучения.
-
Лингвистический турнир "Умники и умницы" 2011
Материал является разработкой для проведения лингвистического турнира в 5-м классе. Он может использоваться как для организации внеклассной работы по предмету, так и на уроках. Турнир проводится в два этапа (отборочный и основной); в финал выходят две команды. Задачей мероприятия является формирование умения коллективно выполнять задания в рамках ограниченного времени и условиях соревнования; развитие навыков основных мыслительных операций (классификация, анализ, синтез и т.п.); воспитание любви к родному языку.
-
Язык Интернета — за или против? 11-й класс 2011
Для ответа на проблемный вопрос учащиеся проводят исследования в группах и определяют особенности функционирования интернет-языка на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях, работают с текстом по типу задания части С ЕГЭ, отвечая на вопросы: как Интернет влияет на язык? в чем особенность «олбанского языка»? как эти особенности проявляются на разных уровнях лингвистики и как они соотносятся с языковой нормой?
-
Отрицательные местоимения 2011
Урок русского языка для 6-го класса. Тип урока – комбинированный урок, включающий этапы повторения, объяснения нового материала и закрепления. В ходе урока используется интерактивная доска, делающая занятие более интересным и живым.
-
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс 2011
В ходе урока учащиеся учатся выделять главную и второстепенную информацию, находить тезисы, видеть структуру текста, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, не искажающий содержание и не нарушающий логики исходного текста. В конспекте урока представлены задания, направленные на развитие умений определять тип речи текста, выделять микротемы, ключевые слова, составлять тезисы, план, устанавливать логические связи.
-
Тема урока "Что такое причастие". 6-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с новой частью речи – причастием, в игровой форме (урок-следствие) находят сходство данной части речи с именем прилагательным и глаголом, определяют грамматические, морфологические и синтаксические признаки причастия.
-
Внеклассное мероприятие "Веселая грамматика" 2011
Мероприятие разработано с таким расчетом, чтобы находящиеся в нем материалы по русскому языку, носящие занимательный характер, обеспечили повторение и закрепление знаний учащихся, способствовали углублению знаний, развивали смекалку, "морфологическое чутье" и артистизм участников.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Ж.Идрисовой в рамках подготовки к ГИА 2011
Урок поможет и учителю, и ученику при подготовке к сочинению-рассуждению по заданному тексту. Таблица "Виды вступления" дает возможность разнообразить работу, а отзывы на готовые сочинения помогут избежать ошибки.
-
Знаки препинания при прямой речи. 5-й класс 2011
Учащиеся повторяют правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, при прямой речи, обращении. На уроке используются элементы игровой технологии.
-
О необходимости повышения качества знаний школьников по русскому языку 2011
Существует проблема падения уровня языковой грамотности среди населения России. Среди причин – сокращение часов на преподавание русского языка и литературы, невнимательное отношение к слову средств массовой информации, часто неэффективные формы и методы проведения уроков. Меры по повышению качества знаний: воспитание человека в любви к русскому языку, применение новых технологий в обучении, развитие интереса к учению.
-
Склонение имен существительных во множественном числе 2011
Содержание учебного материала знакомит учащихся с правописанием безударных окончаний имен существительных во множественном числе; учит детей осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных форм имен существительных во множественном числе.
-
Роль тетради-справочника в повышении уровня грамотности обучающихся 2011
В работе рассказывается об опыте создания и использования тетради-справочника на уроках русского языка с 5 по 11 класс с целью повышения успеваемости учащихся.
-
Развитие речи "От слова к тексту" 2011
Урок направлен на развитие речевой творческой деятельности учащихся. В ходе занятия дети выясняют лексическое значение слова, в результате чего приходят к составлению текста, от текста – к пониманию окружающего мира.
-
Имя существительное – хлеб языка. 5-й класс 2011
Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удерживать в нем это чувство радостного удивления перед тайнами, которые его там ждут? Как увлечь его, заинтересовать, с помощью каких средств и методов сделать обучение замечательным, давая интересные уроки? Яркость, жизнедеятельность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого ищущего ума – вот к чему надо стремиться.