Русский язык
-
Формы интерактивного обучения на занятиях русского языка 2011
На уроке учащиеся расширят представление о мире фразеологизмов, их происхождении, употреблении в речи. Форма урока, домашнее задание в виде презентации, демонстрация слайдов дают возможность пополнить учащимся свои знания, проявить юмор, сообразительность и артистизм. Это делает участие в конкурсе привлекательным, сочетает требования учебной и игровой деятельности, интерактивных форм обучения.
-
Лингвистический турнир "Умники и умницы" 2011
Материал является разработкой для проведения лингвистического турнира в 5-м классе. Он может использоваться как для организации внеклассной работы по предмету, так и на уроках. Турнир проводится в два этапа (отборочный и основной); в финал выходят две команды. Задачей мероприятия является формирование умения коллективно выполнять задания в рамках ограниченного времени и условиях соревнования; развитие навыков основных мыслительных операций (классификация, анализ, синтез и т.п.); воспитание любви к родному языку.
-
Язык Интернета — за или против? 11-й класс 2011
Для ответа на проблемный вопрос учащиеся проводят исследования в группах и определяют особенности функционирования интернет-языка на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях, работают с текстом по типу задания части С ЕГЭ, отвечая на вопросы: как Интернет влияет на язык? в чем особенность «олбанского языка»? как эти особенности проявляются на разных уровнях лингвистики и как они соотносятся с языковой нормой?
-
Отрицательные местоимения 2011
Урок русского языка для 6-го класса. Тип урока – комбинированный урок, включающий этапы повторения, объяснения нового материала и закрепления. В ходе урока используется интерактивная доска, делающая занятие более интересным и живым.
-
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс 2011
В ходе урока учащиеся учатся выделять главную и второстепенную информацию, находить тезисы, видеть структуру текста, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, не искажающий содержание и не нарушающий логики исходного текста. В конспекте урока представлены задания, направленные на развитие умений определять тип речи текста, выделять микротемы, ключевые слова, составлять тезисы, план, устанавливать логические связи.
-
Тема урока "Что такое причастие". 6-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с новой частью речи – причастием, в игровой форме (урок-следствие) находят сходство данной части речи с именем прилагательным и глаголом, определяют грамматические, морфологические и синтаксические признаки причастия.
-
Внеклассное мероприятие "Веселая грамматика" 2011
Мероприятие разработано с таким расчетом, чтобы находящиеся в нем материалы по русскому языку, носящие занимательный характер, обеспечили повторение и закрепление знаний учащихся, способствовали углублению знаний, развивали смекалку, "морфологическое чутье" и артистизм участников.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Ж.Идрисовой в рамках подготовки к ГИА 2011
Урок поможет и учителю, и ученику при подготовке к сочинению-рассуждению по заданному тексту. Таблица "Виды вступления" дает возможность разнообразить работу, а отзывы на готовые сочинения помогут избежать ошибки.
-
Знаки препинания при прямой речи. 5-й класс 2011
Учащиеся повторяют правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, при прямой речи, обращении. На уроке используются элементы игровой технологии.
-
О необходимости повышения качества знаний школьников по русскому языку 2011
Существует проблема падения уровня языковой грамотности среди населения России. Среди причин – сокращение часов на преподавание русского языка и литературы, невнимательное отношение к слову средств массовой информации, часто неэффективные формы и методы проведения уроков. Меры по повышению качества знаний: воспитание человека в любви к русскому языку, применение новых технологий в обучении, развитие интереса к учению.
-
Склонение имен существительных во множественном числе 2011
Содержание учебного материала знакомит учащихся с правописанием безударных окончаний имен существительных во множественном числе; учит детей осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных форм имен существительных во множественном числе.
-
Роль тетради-справочника в повышении уровня грамотности обучающихся 2011
В работе рассказывается об опыте создания и использования тетради-справочника на уроках русского языка с 5 по 11 класс с целью повышения успеваемости учащихся.
-
Развитие речи "От слова к тексту" 2011
Урок направлен на развитие речевой творческой деятельности учащихся. В ходе занятия дети выясняют лексическое значение слова, в результате чего приходят к составлению текста, от текста – к пониманию окружающего мира.
-
Имя существительное – хлеб языка. 5-й класс 2011
Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удерживать в нем это чувство радостного удивления перед тайнами, которые его там ждут? Как увлечь его, заинтересовать, с помощью каких средств и методов сделать обучение замечательным, давая интересные уроки? Яркость, жизнедеятельность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого ищущего ума – вот к чему надо стремиться.
-
Коррекционная работа по орфограции с учащимися с тяжелыми нарушениями речи 2011
В статье рассматриваются некоторые аспекты коррекционной работы по орфографии с учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Предлагаются виды словарных диктантов, с помощью которых у учащихся происходит формирование практических навыков правописания на основе орфографических знаний. В статье кратко представлен опыт проведения различных видов словарных диктантов с учащимися с ТНР.
-
Страничка из рабочей тетради… 2011
Рабочая тетрадь, которую я использую на уроках русского языка в качестве дополнительного материала к учебнику, служит для активизации познавательной деятельности старшеклассников. Тетрадь содержит все разделы русского языка. Каждая тема делится на взаимосвязанные между собой блоки. В качестве примера приводим урок-мастерскую на тему «Количественные числительные. Склонение количественных числительных».
-
Конспект урока русского языка в классе-комплекте (1-, 2-, 3-й классы) 2011
Конспект урока в классе-комплекте представлен с целью оказания помощи молодым специалистам, работающим в сельских малокомплектных школах. Работа отражает специфику проведения уроков в классе-комплекте.
-
Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства на тему "Восприятие поэтического текста через призму изобразительного искусства" 2011
Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Бальмонта; обучаются анализу лирического произведения. Развивается творческое и воссоздающее воображение, ассоциативное мышление учеников, работа над интонацией, звукописью и цветописью стиха.
-
Сочинение-этюд "Ах, этот снег, чарующий и хрупкий…" 2011
На уроке дети научатся писать сочинения-этюды по личным наблюдениям. Такой вид работы, как сочинение-этюд, направлен на создание ситуации общения, но при условии, что тематика высказывания должна соответствовать возрасту и интересам учащихся. Этот вид работы позволяет успешно решать задачи развивающего обучения, дает возможность создать для ученика речевую ситуацию, осознать свою речевую практику, развивать речевую интуицию, формировать навыки самоконтроля при построении связных высказываний.
-
Правописание сочетаний -чк-, -чн-, -нч-, -щн-, -рщ- 2011
Автор помогает учащимся усвоить правило, что звуки [ч] и [щ] всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать. У ребят развивается орфографическая зоркость, познавательные интересы. Воспитывается любовь к природе родного края, зимующим птицам.
-
Подготовка к ЕГЭ (блок С). Сопоставительный анализ текста. 11-й класс 2011
Представлен сопоставительный анализ текста на примере отрывка из романа М.Шолохова "Тихий Дон".
-
Чередующаяся гласная в корне слова. Буквы О-А в корнях -лаг-лож-, -раст-, -ращ-, -рос-. 5-й класс 2011
Задачи урока: правило выбора А-О в корнях -лаг- лож-, -раст-ращ-рос-; чередование А-О в корнях слов.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Составное именное и составное глагольное сказуемое" 2011
Задачи урока: расширить знания студентов о М.Ю. Лермонтове и его творчестве; на материале текстов о М.Ю. Лермонтове и отрывков из его произведений углубить и закрепить представления учащихся о составных сказуемых и способах их выражения.
-
Подготовка к ЕГЭ. Обобщающее повторение лексики. 10-й класс 2011
В работе представлен опыт обобщения и систематизации материала по теме "Лексика" при подготовке к ЕГЭ; представлена презентация "Словарь – это вселенная в алфавитном порядке". Словарь является первым помощником в правильном оформлении современных деловых бумаг, необходим в работе над повышением уровня деловой культуры речи; призван помочь старшеклассникам в общении.
-
Урок-игра. Повторение. Лексика. 7-й класс. КВН юных филологов 2011
На уроке используются различные виды занимательного материала познавательного характера, учащиеся приобретают навыки правильного и уместного употребления слова в речи, навыки пользования словарями.
-
Имя существительное как часть речи. 5-й класс 2011
Данный урок является 2-м в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи» для изучения учащимися 5-го класса. Он призван обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени существительном как части речи; ознакомить с существительными, имеющими значение признака действия. Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные материалы: таблица «Самостоятельные и служебные части речи», рисунки, карточки с разноуровневыми заданиями, музыкальные и художественные произведения.
-
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. 11-й класс 2011
Урок повторения знаний в 11-м классе при подготовке к ЕГЭ. Задания по данной теме представлены в экзаменационных КИМах. Кроме основной темы идет сопутствующее повторение орфоэпии, лексики, синтаксиса. Предложенная самостоятельная работа позволяет оценить уровень знаний учащихся по основной теме.
-
Тема урока "Предложение". 3-й класс 2011
Урок русского языка в 3-м классе (УМК «Планета Знаний») служит знакомству с основными признаками предложения: учит выделять предложение среди других единиц речи, углубляет представление детей о строении предложения как конструкции (цепочки) из слов, о грамматической структуре, о связи слов с помощью изменения форм слова и употреблении предлогов, союзов.
-
Закрепление знаний о правописании разделительного твердого знака 2011
Заключительный урок русского языка в 3-м классе разработан по программе «Школа России». Урок построен в форме игры «Покорение вершины». Все задания помогают лучше усвоить правило на правописание разделительного твердого знака. На уроке формируются УУД: развитие внимания, памяти, мышления, умения работать с предложенными упражнениями через групповую работу, воспитание взаимоуважения, интереса к предмету.
-
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы 2011
В работе рассказывается о некоторых компьютерных новинках, которые полезно использовать в учебном процессе.