Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Ж.Идрисовой в рамках подготовки к ГИА

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • совершенствование навыков анализа текста
  • подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту
  • формирование навыков обоснования аргументов
  • умение строить собственное высказывание

Оборудование:

  • раздаточный материал (текст)
  • компьютерные слайды с демонстративным материалом
  • алгоритм написания сочинения-рассуждения

Опережающее обучение: повторить

  • стили речи,
  • тип речи - рассуждение,
  • особенности публицистического стиля
  • рассмотреть критерии оценивания сочинения

Ход урока

1). Учитель. Тема нашего урока: "Подготовка к сочинению-рассуждению "Объясните, почему, на ваш взгляд, так заманчив виртуальный мир?" по тексту Ж. Идрисовой в рамках подготовки к ГИА".

Цель урока - научиться писать сочинение-рассуждение, приводить аргументы и уметь строить собственные высказывания.

Прочитайте текст Ж. Идрисовой

(1)Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. (2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни. (3)В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров - игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (5)3десь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.

(6)Однако, есть немало здоровых, успешных, состоявшихся людей, ежедневно уделяющих онлайн-развлечениям довольно много времени, (7)С чем это может быть связано? (8)Привлекательность этих игр, помимо их замечательных технических характеристик, возможно, обусловили многие факторы. (9)Во-первых, эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, зажигательные, с элементами агрессии. (10)Во-вторых, они близки человеческой природе: идея о том, чтобы прожить другую,_более яркую и насыщенную жизнь, всегда завораживала людей. (11)Кроме того, таким образом может восполняться недостаток так называемого макростресса - напряжения, возникающего под влиянием внешних обстоятельств, которое заставляет человека мобилизовать свои силы и дарит ему ощущение полноты жизни.

(12)Опасный момент возникает, когда человек чересчур увлекается этими играми. (13)Грань между компьютерным и настоящим мирами становится весьма зыбкой, и он перестает осознавать, что чем больше времени тратит на игры, тем меньше реализует себя в действительности. (14)И тогда не исключено формирование зависимости, а она игрока не отпустит. (15)Одним словом, компьютерные игры - это палка о двух концах.

(16)И если кто-то из ваших близких слишком, на ваш взгляд, увлекся онлайн-развлечениями, то можно напомнить ему, что отношение к подобному фанатизму общество выразило весьма хлесткой фразой: "От компьютерной любви дети не родятся". (17)Да, в киберпространстве обычный человек может стать супергероем, приобрести великолепный дворец, выиграть чемпионат мира, стать гениальным ученым или миллиардером, но эти достижения эфемерны.

(По Ж. Идрисовой)

2). Проанализируем данный текст.

  1. Назовите тип речи данного текста? Докажите.
  2. К какому стилю можно отнести данный текст? Почему?
  3. Какова тема этого текста? О чем говорится?
  4. Озаглавьте данный текст
  5. Какова основная идея текста?
  6. Как вы понимаете данный фразеологизм? Почему автор его использует?
  7. На что способен игрок в виртуальном мире?
  8. А к чему может привести чрезмерное увлечение компьютерными играми?
  9. Найдите в тексте неологизмы.
  10. Неологизмами являются онлайн-развлечения, геймеры.

3). Учитель обращает внимание на задание С 2.2 - это сочинение-рассуждение, в котором учащиеся должны "Объяснить, почему, на ваш взгляд, так заманчив виртуальный мир?"

Как строится рассуждение? Обращаем внимание на схему

Учитель. А с чего обычно начинается сочинение?

Ученик. Сочинение начинается со вступления.

Учитель. Познакомьтесь, пожалуйста, с пятью вариантами вступления (таблица)

Учитель. Текст мы прочитали, вступление выбрали. Что нужно сделать по схеме?

1. Ученик. Сформулировать тезис (несколько учеников приводят свои варианты тезиса) Я считаю, что это может быть такое предложение: "Виртуальный мир очень заманчив", т.к. во-первых, это то, что нужно доказать, отвечая на поставленный вопрос, а во-вторых, Ж. Идрисова раскрывает влияние на человека именно виртуального мира.

Ученик. Я думаю, что тезисом может быть такая фраза: "Ролевые компьютерные игры интересны человеку", потому что виртуальный мир - это ничто иное, как компьютерные игры.

2. Учитель просит найти доказательства к тезису, укажите номер предложения.

Обращаем внимание на то, что в аргументах можно привести целое предложение, а также сократить его. Как это сделать? Можно процитировать некоторые слова, которые обязательно берем в кавычки, выделяем ключевые слова. Например, к аргументу подойдет первое предложение: "Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему за компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. Сокращенный вариант будет звучать так: "Компьютерные игры дают человеку иллюзию активных действий".

Какие еще доказательства вы можете привести из текста? Дайте полную версию и сокращенную.

Ученик.

Я считаю, что аргументом может служить предложение 2:

"В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удалось достичь в реальной жизни". Сокращенный вариант: " В виртуальном мире игрок способен покорить все вершины".

Ученик. Мне кажется, что аргументом может стать предложение 9:

" Эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, зажигательные, с элементами агрессии". Сокращаю: "Эти игры отвечают духу времени".

Ученик. К аргументам я бы отнес предложение 10:

"Они близки человеческой природе: идея о том, чтобы прожить другую, более яркую и насыщенную жизнь, всегда завораживала людей". Сократить можно так: "Компьютерные игры позволяют прожить более яркую жизнь".

Ученик. Я думаю, что к аргументам подойдет и предложение 11: "Кроме того, таким образом может восполняться недостаток так называемого макростресса - напряжения, возникающего под влиянием внешних обстоятельств, которое заставляет человека мобилизовать свои силы и дарит ему ощущение полноты жизни". Сокращенный вариант: "Компьютерные игры заставляют человека мобилизовать свои силы и дарят ощущение полноты жизни".

Учитель. В каких предложениях основная мысль схожа, однотипна?

Ученик. Основная мысль повторяется в 1 и 11 предложениях, в них говорится о том, что компьютерные игры дают человеку иллюзию активных действий.

Ученик. Я считаю, что это 2 и 10 предложения, т.к. основная мысль - человек в виртуальном мире проживает другую, более яркую жизнь.

Учитель. Мы с вами привели 5 аргументов, вы должны выбрать два, только не однотипные. Используя вводные слова со значением " порядок мыслей", приведите аргументы.

Ученик. Во-первых, "компьютерные игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, зажигательные" (9).

Во-вторых, живя обыденно, скучно, человек все время "мечтает прожить более яркую и насыщенную жизнь". (10)

Учитель. В сочинении приведенные аргументы должны основываться на ваших личных рассуждениях. Что осталось сделать по схеме?

Ученик. Нужно сделать вывод. Например, действительно, виртуальный мир заманчив.

4). Учитель. При написании сочинения нельзя забывать и о средствах связи предложений в тексте. Рассмотрите таблицу № 3.

Схема рассуждения.

1. Основная мысль (тезис).

О чем говорится + что говорится.

Убеждение, которое нужно доказать (четко сформулируйте вопрос, ответом будет служить ваш тезис).

2. Доказательства (подобрать аргументы, примеры, случаи, цифры, факты, мнения авторитетных людей, цитаты из текста).

3. Сформулировать вывод (должен перекликаться с тезисом).

Виды вступлений (таблица)

Вид вступления. Примеры.
1. Вопросно-ответное единство. (Позволяет сделать вступление энергичным) Что такое виртуальный мир? Это мир созданный с помощью компьютерных средств, обеспечивающий полную имитацию зрительных образов.
2. Цепочка вопросительных предложений. Что для вас компьютерные игры? Всегда ли вы легко можете отказаться от них?
3. Назывные предложения. Компьютерная игра. Виртуальный мир. Эти понятия сегодня знает каждый.
4. В форме рассуждения о заглавии, которое дал бы ученик данному тексту. Палка о двух концах - вот заглавие, которое я бы дал предложенному тексту. "Почему?" - спросите вы. Да потому, что публицист Ж. Идрисова раскрывает нам влияние компьютерных игр на человека с разных сторон.
5. Личные впечатления, чувства, жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью. У меня много друзей, которые увлечены компьютерными играми. С ними всегда интересно общаться, они живут в другом измерении, ставят перед собой другие задачи.

Средства связи предложений в тексте (таблица №3)

Средства связи предложений. Примеры.
1. Слова одной тематической группы. У каждого читателя - свой Пушкин, Для маленьких читателей - сказки. В юношеские годы - "Онегин" и лирика.
2. Однокоренные слова. Великолепные сказка Пушкина были всего ближе и понятнее мне. Я знал всех сказочных персонажей.
3. Синонимы, антонимы. Тропинка привела нас к обрыву. Под кручей шумела река.
4.Лексический повтор. В лесах попадались большие луговина со старыми соснами. Сосны все время тихонько шумели.
5. Союзы. Ты выбрал профессию учитель. И это навсегда!
6. Местоименная замена. Это, как прежде, снова весна. Это она, это она.
7. Вводные слова. Во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом
8. Синтаксический параллелизм. Это утро, радость эта,

Это мощь и дня и света:

9. Вопросительные и неполные предложения. Что такое счастье? Соучастье в добрых делах.

5) Прослушайте сочинения учеников и дайте отзыв на них:

Виртуальный мир.

Виртуальный мир очень заманчив. В компьютерные игры играют взрослые и дети, успешные люди и не очень. Почему?

Да потому, что только там, в виртуальном мире, можно почувствовать себя великим, богатым, сильным (10). Разве не приятно ощутить себя преуспевающим бизнесменом или человеком, совершающим подвиги, спасающим вселенную от зла.

А еще компьютерные игры повышают настроение, мобилизуют наши силы (1)

Отзыв.

Ученик. В данном сочинении есть заголовок, ученик понял тему - речь пойдет о виртуальном мире.

Ученик. В работе нет вступления. Я бы написала так: "Виртуальный мир. Ты поражаешь нас своим многообразием, яркостью". Зато есть тезис, что виртуальный мир очень заманчив.

Ученик. Работа характеризуется связанностью, последовательностью, использованы такие средства связи предложений : вопрос почему и ответ на него, а также слова одной тематической группы (виртуальный мир - компьютерные игры, богатые сильные - преуспевающий бизнесмен), союз а помогает перейти от одного аргумента к другому.

Ученик. Мы видим абзацное членение, характерное для рассуждения: тезис, доказательства, но нет вывода. Можно было бы написать, что виртуальный мир действительно заманчив.

Ученик. Приведены два аргумента, но не дано обоснование второму аргументу, что компьютерные игры повышают настроение. Можно было рассказать об играх занимательных, интеллектуальных.

В виртуальном мире.

Что для вас компьютерные игры? Всегда ли вы можете легко отказаться от них? Что вас притягивает в них?

Виртуальный мир очень заманчив. Четкая графика, невообразимые пейзажные зарисовки, завораживающая музыка - все это, безусловно, привлекает и взрослых, и детей. Почему?

Во-первых, 21 век - это век современных технологий. Чтобы стать "продвинутым", нужно все время идти в ногу со временем. А компьютерные игры как раз и отвечают духу времени: они динамичные, зажигательные (9).

Во-вторых, в этот сумасшедший век кто-то получает от жизни все, а кто-то остается за бортом. И только там, в виртуальном мире, можно почувствовать себя великим, успешным, богатым (10).

Действительно, виртуальный мир заманчив. Но все-таки нельзя забывать и о реальной жизни.

Отзыв.

Сочинение характеризуется композиционной стройностью и завершенностью: есть вступление, тезис, два доказательства и вывод. Дан заголовок, который соответствует поставленному вопросу. Введено вступление в виде цепочки вопросительных предложений, которые заставляют задуматься о роли компьютерных игр в нашей личной жизни. Сочинение характеризуется смысловой цельностью, связностью. Использованы вводные слова во-первых, во-вторых, действительно, лексический повтор (виртуальный мир - в виртуальном мире, для вас - вы), союзы а, но.

Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые и фактические ошибки отсутствуют.

Домашнее задание: учитывая все замечания, напишите сочинение по тексту Ж.Идрисовой.