Сочинение-этюд "Ах, этот снег, чарующий и хрупкий…"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • Проведение сочинения-этюда. Формирование умения писать сочинение на основе личных наблюдений;
  • Развивать устную и письменную речь, интерес к слову, воображение, художественное восприятие;
  • Способствовать воспитанию чувства красоты.

Ход урока

Организация класса.

Сообщение темы урока.

<Рисунок 1>

А снег идет, а снег идет,
И все вокруг чего-то ждет,
Под этот снег, под тихий снег
Хочу сказать тебе:
Мой самый главный человек,
Взгляни со мной на этот снег,
Он чист, как то, о чем молчу,
О чем сказать хочу:

<Рисунок 2>

- О чем же я хочу сказать вам сегодня? Вы наверняка догадались. Я хочу рассказать о том явлении природы, к которому мы давно привыкли, которое считаем простым и обычным. Но я уверяю вас, в нем много очарования и красоты. Я говорю о снеге. "Ах, этот снег, чарующий и хрупкий:"!

Подготовка к сочинению-этюду.

- Давайте на минуту представим себе, что мы на улице, день морозный и солнечный. Возьмите в руки горсть снега. <Рисунок 3> Что вы видите? (ответы учеников)

- Это тысячи снежинок, рассыпанных на ладонях. Они сверкают своей неповторимой морозной белизной. <Рисунки 4-5> А какие вы увидели снежинки? (ответы детей)

2) - Наверняка, для каждого снежинки разные.

Для одного человека (рассказ сопровождается музыкой) снежинка - маляр. Она каждый день летает и мажет детям щечки розовой краской. А когда она с этой работой покончит, то летит на небо и мажет облака голубой краской. <Рисунок 6>

- Автор другого сочинения говорит о снежинке так: "Летела одна снежинка. Как только появилась она на свет, ей стало все интересно. Ей захотелось узнать, каков этот мир, куда она прилетела. Когда она опустилась на землю, другие снежинки объяснили ей, что подняться в воздух очень трудно. Надо сильно захотеть. Вдруг налетел сильный ветер, поднял и закружил снежинку и её подруг. Он понес её ввысь. И снежинка увидела внизу снежное царство. Оно всё сверкало. Дворцы, мосты, башни, деревья - все было изо льда и снега. Вихрь утих, и снежинка опустилась на шпиль дворца. Выглянуло солнышко, и она засверкала на шпиле как звёздочка." <Рисунок 7>

3) - Для каждого снег разный. А ведь он не просто белый. Вспомните, каким вы видели снег? (ответы детей)

Быть может, и вы размышляли об этом,
Не лучше ли снег, обладающий цветом?
Или лиловый, или бордовый,
Или зелёный, или же беж?
Какой бы красивой была бы зима!
И были б не белыми снежные бабы -
Или лиловый, или бордовый,
Или зелёный, или же беж?

<Рисунок 8>

Не худо бы сбыться мечте этой смелой,
Но с неба по-прежнему падает белый,
Белый, белейший, нежный, нежнейший,
Снежный, снежнейший снег!

<Рисунок 9>

4) - Когда, если не зимой, увидишь все это великолепие?

- А какая зима у нас? Люди с юга говорят - холодная, снегу много. А житель крайнего севера скажет, что зима у нас вовсе не холодная и снежных буранов не много. Кто из них прав? И те, и другие. Зима у нас очень разная. На первый взгляд - все одно, снег да мороз. Только приглядеться надо: она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная, да с солнцем.

А какой день зимой разный! Какое утро раннее неслышное, подернутое синевой мороза, со съежившимся солнцем и снегом, искрящимся в его лучах. <Рисунок 10>

А вечер такой длинный и задумчивый, когда сама природа будто ждет появления сказки, и она приходит в дома людей из черноты дальнего леса. <Рисунок 11>

- Времена года, как люди, разные на лицо и душой. Наша зима у поэтов - красавица, порой шаловливая, порой тихая, словно сон. Вот как она появляется у Пушкина, холодная, но беспечная (Стихотворение "Вот север, тучи нагоняя:" читает ученик)

- Какие изобразительные средства использует поэт, рисуя зимний пейзаж? (Эпитеты, олицетворение, метафоры, сравнения) <Рисунок 12>

- Но в зиме есть что-то молодое веселое. Поэт встречает зиму восклицанием: (читает ученик)

- С кем сравнивает зиму поэт?

5) мороз бодрит человека. А снег скользкий, и легкий, и красивый. Санки летят по снегу - захватывает дух; ловко брошенный снежок обжигает душу. Весело зимой! В стихах, как и в музыке, передается настроение человека. И если поэт описывает природу, то невольно наделяет ее тем чувством, что испытывает сам. ("Чародейкою- зимою:" Ф.Тютчева читает ученик)

6) - Давайте вспомним немного стихов о снеге, о зиме. (Ученики зачитывают стихи, выясняют, какие средства выразительности использовали поэты; обсуждают подобранные по теме эпитеты, метафоры, олицетворения )

Написание сочинения-этюда.

- А теперь сами попробуйте сотворить словесный шедевр. А что такое этюд? Кто встречался с этим словом?

Этюд - это небольшое художественное произведение, посвященное какой- либо теме.

Этюды есть в изобразительном искусстве, в музыке, в шахматах и шашках.

В своем произведении опишите свой и только свой снег, зиму, которую любите вы (а может быть и нет). Опишите свои чувства, которые вы испытываете, идя по заснеженным улицам, гуляя по зимнему лесу.

Жанр этюда может быть любым: сказка, стихотворение, проза. Вы можете придумать свое название этюда.

Сначала работаете на черновике, проверяете, а затем переписываете в тетрадь.

Зачитывание детьми получившихся сочинений.

Домашнее задание: переписать сочинение на чистовик.

Приложение.