Вступительное слово учителя, представление заранее сформированных двух команд и представительного жюри.
(Слайд №1 со словами К.Г.Паустовского на фоне картины природы средней полосы)
Учитель: Начнём мы нашу игру со слов замечательного русского писателя К.Г.Паустовского "Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий".
- Итак, на первом этапе нашего конкурса повторим фонетику. Сразу отмечу, что понадобятся вам здесь внимание и смекалка.
I. Фонетика (Слайд №2)
Учитель: Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы два или более слов, которые различаются одним звуком. За каждую отгаданную метаграмму начисляется 5 очков.
1. "Метаграммы":
Со звуком с я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С м берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
(соль-моль; слад №3)
С к я в школе на стене,
горы, реки есть на мне.
С п - от вас не утаю-
Тоже в школе я стою.
(карта-парта; слайд №4)
Хоть и мала я, но взгляни:
весь мир в себе я отражаю.
Но к на ц перемени,
и по болоту зашагаю.
(капля-цапля; слайд №5)
Конечно, метаграмма эта
Совсем проста и не сложна:
я с у - далёкая планета,
а с и - я в Азии страна.
(Уран-Иран; слайд №6)
Я с л смягчённым - под землёй,
бываю каменный и бурый,
а с твёрдым - в комнате любой,
в геометрической фигуре.
(уголь-угол ; слайд №7)
Я цвет одинаковый часто имею:
и с к зеленею, и с г зеленею.
Но с к вам со мною рискованно быть:
Могу и до слёз довести и убить
(луг-лук, лук; слайд №8)
II. Орфография(слайд №9)
Учитель: Второй этап конкурса - орфография и задание "Одним словом". За каждое отгаданное и правильно написанное слово начисляется по 1 очку.
Выразите одним словом описание понятия так, чтобы это слово содержало двойную согласную, а члены команд правильно запишут эти слова на доске:
I команда:
1) Свободное обсуждение какого-либо вопроса (дискуссия).
2) Избирательный листок (бюллетень).
3) Товарищ по работе (коллега).
4) Безрельсовый трамвай (троллейбус).
II команда
1) Обучение животных (дрессировка)
2) Круглое окно в борту корабля (иллюминатор).
3) Морские животные, образующие известковые отложения (моллюск).
4) Рисунки в тексте, книге или журнале (иллюстрация).
III. Конкурс капитанов (слайд №10)
Учитель: А теперь конкурс капитанов. Ребята, выходите к доске, вам нужно вспомнить и без ошибок записать маркером на прикреплённых к доске плакатах как можно больше имён собственных на букву "Э". Время выполнения - 1минута, за каждое правильно написанное слово начисляется 1 очко. Приготовились, начали!
А команды в это время отгадают загадки-складки, по две для каждой команды. Правильный ответ - 1 балл. Итак:
Он на вокзале есть всегда,
к нему подходят поезда,
двойное "р" содержит он
и называется:(перрон)На большие расстоянья
мчится он без опозданья,
пишется в конце два "с",
называется:(экспресс)В конце двойное "эль" пиши,
а как зовут меня - реши:
без мастера гранёным стал
блестящий, правильный:(кристалл)Во мне два "к", не забывайте!
таким, как я всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
иным же словом: (аккуратный)
Подсчитаем имёна собственные и ответы на загадки - складки.
IV. Лексическое значение и этимология слова.
(слайд11)
Учитель: Очень полезно пристально рассматривать состав слова. Такое рассмотрение развивает "морфологическое чутьё", то есть ощущение составных элементов слова в их превращениях и изменениях. "Зри в корень!" - так называется следующее задание. За правильный ответ начисляется 10 баллов.
На обдумывание задания даётся15 секунд.
Задание 1: В старину слово коло означало "круг, колесо". По-украински и сейчас коло- это круг, окружность. В русском языке коло сохранилось в словах околица, окольный, а также в слове колея, то есть след от колеса.
Имеет ли отношение к этим словам слово кольчуга? Обоснуйте ответ.
(Слайд №12, ответ: имеет, т. к кольчуга - это рубашка из металлических колец)
Задание2: Слово дол означает "низ, край". Долина-это низина, впадина между горами. Подол - нижний край платья. В некоторых городах (Киеве, Могилеве) и сейчас подолом называют низовой район города. Имеет ли отношение к словам дол и подол слова долой и одолеть? Обоснуйте ответ.
(Слайд №13, ответ: имеет, т.к долой означает выгнать кого-либо подальше, а одолеть - низвергнуть вниз.)
V. Фразеология.
(слайд №14)
Учитель: Каждый из вас хоть изредка употребляет в речи фразеологизмы, совершенно не задумываясь: как гром среди ясного неба, стереть в порошок, придержать язык и др. Знаете ли вы фразеологизмы и их значения, покажет следующее задание.
За правильный ответ-10 баллов. Внимание! Сценка-вопрос.
(читают и разыгрывают подготовленные ученики)
Автор: Граф Курляндер не мог похвастаться глубокими познаниями русского языка, но в письме к одной русской красавице он всё же решил блеснуть и написал: Граф: "Милая моя, я храню ваш портрет как синица окуня".
Учитель: Вопрос: что хотел сказать граф? (берегу как зеницу ока, т.е. очень дорожу)
Автор: Один русский барин писал графу:
Барин: Дружище! В своём поместье я совершенно один. Весело так, что, право, мухи дохнут".
Автор: Граф недоумевал:
Граф: Моему товарищу довольно весело одному. Но причём здесь мухи?
Учитель: Вопрос: чего не понял граф?
(Фразеологизм "Весело, аж мухи дохнут" означает "очень скучно")
VI. Морфология. Словообразование. Этимология.
(слайд №15)
Учитель: Как вам известно, приставка о - (об-) может обозначать распространение действия вокруг педмета. Отсюда опёнки-грибы, растущие обычно вокруг гнилого пня, опушка - меховая обшивка по краям одежды или край леса. Приставка о - означает также наличие ошибки, промаха. По этому типу образовались слова ошибка, оплошность, описка. Эта же приставка обозначает и частицу какого-либо предмета: осколок, окурок, огарок.
Задание первой команде: Слово ошеломить первоначально обозначало "ударить мечом по шелому", т. е. по шлему. От сильного удара воин долго не мог опомниться.
Что означает этот глагол в предложении: "Учитель был ошеломлён блестящими ответами вчерашней двоечницы", и в каком значении он употреблён? Правильный ответ-10 баллов.
(Ответ: учитель точно не был в шлеме, мечом его тоже не били, просто слово "ошеломить" в современном языке употребляется в переносном значении: был очень удивлён).
Учитель: Задание второй команде: В глубокой древности слово опешить имело смысл сделаться пешим, сойти с коня. Как вы думаете, почему в современном языке это слово приобрело значение "растеряться от неожиданности, прийти в замешательство, неловкость"? Правильный ответ-10 баллов.
(Ответ: древний рыцарь, сходя с коня, т.е. спешиваясь, становился очень уязвимым для врага в тяжёлых доспехах и с громоздким оружием и , конечно, испытывал неловкость. Отсюда переносное значение слова в современном языке)
Учитель: Просим наше уважаемое жюри сделать предварительный подсчёт баллов. А пока послушаем легенду о слове лодырь.
Легенда о слове лодырь (слайд №16)
(рассказывает подготовленный ученик):
-В первой половине 19 века в Москве, на Остоженке, был дом с большим садом, простиравшимся до Москвы-реки. Популярный в то время врач Лодер лечил в этом саду минеральными водами, главным образом от ожирения. В сад Лодера приезжали в собственных экипажах московские богачи. После приёма минеральных вод их заставляли бегать по саду. Постоянный съезд богачей привлекал внимание любопытных, наблюдавших за необычным лечением. От заведения Лодера, "гонявшего бездельников", и пошло выражение "гонять лодыря", то есть бездельничать.
Учитель: Слово жюри.
Жюри подводит предварительные итоги.
Учитель: Настало время последнего задания в сегодняшней встрече: разгадывание кроссвордов.
VII. Спрятанное слово.
(слайд17)
Кроссворды готовятся учителем заранее, основываются на изучаемый в данный момент материал.
Учитель: Пока команды разгадывают кроссворды, зрители за правильный ответ на вопрос могут заработать сладкий приз:
Какой иглой ничего не сошьёшь? (еловой)
В каком магазине ничего не купишь? (винтовка)
Что можно собрать без помощи рук? (силу воли, мысли)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
На каком крыле никогда не взлетишь? (автомобиля)
Может ли имя существительное состоять из двух букв? (яд, еж) Глагол? (ел) Прилагательное? (юн) Наречие? (уж).
В каком слове сорок гласных? (сорока)
Что у зайца позади, а у цапли спереди? (ц)
Есть ли корень в слове вынуть? (нет)
Учитель: Правильно ли команды ответили на вопросы кроссворда? Давайте посмотрим вместе (определяем правильность).
Жюри суммирует баллы, объявляет и награждает победителей.
Учитель: Я надеюсь, что интерес к русскому языку и языковым явлениям у вас, ребята, будет развиваться, будет совершенствоваться грамотность. Добрыми помощниками в этом вам будут словари. (Слайд №18).
Благодарим жюри за строгость и справедливость. Спасибо участникам за интересную игру, а зрителям - за активность. Всем - удачи! (Слайд №19).
Балльная система оценок конкурса-игры "Весёлая грамматика".
Конкурсы | ||
1."Метаграмма"5очков за каждую отгадку | ||
2. "Одним словом", по 1 очку за слово | ||
3. Конкурс капитанов "Слова на Э" по 1 очку за каждое правильное слово | ||
"Загадки-складки";1очко за каждую отгадку | ||
4Лексическое значение и этимология слова. "Вдумайтесь в значение слова", максимально-10 баллов | ||
5."Фразеология", максимально-10 баллов | ||
6."Морфология. Словообразование. Этимология", максимально - 10 баллов | ||
7. "Кроссворд", по 1 баллу за каждое правильное слово. |
Итого:
Победила команда "_____________________" Члены жюри: