1. Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья.
2. Исполненный чудесного и многоголосого звучания лес жил могущественной и первородной жизнью.
3. Поемная почва луга, в избытке насыщенная весенней влагой, выметывала и растила такое богатое разнотравье, что глаза Аксиньи терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав.
4. Улыбаясь и беззвучно шевеля губами, она осторожно перебирала стебельки безыменных голубеньких, скромных цветов, потом перегнулась полнеющим станом, чтобы понюхать, и вдруг уловила томительный и сладостный аромат ландыша.
5. Пошарив руками, она нашла его.
6. Он рос тут же, под непроницаемо-тенистым кустом.
7. Широкие, некогда зеленые листья все еще ревниво берегли от солнца низкорослый горбатенький стебелек, увенчанный снежно-белыми пониклыми чашечками цветов.
8. Но умирали покрытые росой и желтой ржавчиной листья, да и самого цветка уже коснулся смертный тлен: две нижние чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка -вся в искрящихся слезинках росы-вдруг вспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизной.
9. И почему-то за этот пленительный миг, когда сквозь слезы рассматривала цветок и вдыхала грустный его запах, вспомнилась Аксинье молодость и вся ее долгая и бедная радостями жизнь.
10. Что ж , стара, видно, стала Аксинья
11. Станет ли женщина смолоду плакать оттого, что за сердце схватит случайное воспоминание?
Вопросы и задания по тексту
1. Какой художественный прием использован М.Шолоховым в данном отрывке?
2. Найдите контекстные антонимы в предложении №8 и объясните постановку знаков препинания.
3. В каком предложении 2-го абзаца есть уточняючее обстоятельство?
4. Из 2-го абзаца выпишите слова с чередующимися гласными.
5. Определите морфологическую принадлежность следующих слов: чудеснейшем(3), сквозь(9), смолоду(11), в избытке(3), покрытые(8).
Вопросы и задания в формате ЕГЭ
Вариант №1
1. Определите способ образования слова (В)ИЗБЫТКЕ
2. Из предложений 1-2 выпишите словосочетания со связью примыкания
3. В предложениях 5-7 найдите обособленное определение, номер предложения запишите
4. Среди предложений 8-11 найдите СПП с придаточным определительным. Номер предл. Запишите
5. Выпишите частицу(ы) из предложений 4-8
6. Выпишите все местоимения из предложения 9
7. Определите тип речи в предложениях 9-11
а) рассуждение, б) повествование, в) описание
Вариант №2
1. Определите способ образования слова СПЛЕТЕНИЕ
2. Из предложений 5-6 выпишите словосочетания со связью примыкание
3. В предложениях 1-3 найдите обособленнее определение. Но
4. Среди предложений 3-7 найдите СПП с придаточным цели.
5. Выпишите частицу(ы) из предложений 9-11
6. Выпишите все местоимения из предложения 8
7. Определите тип речи в предложениях 1-3
а)рассуждение, б)повествование с описанием, в)описание
8. Эмоциональность и выразительность текста достигается использованием таких тропов, как--------("безыменных голубеньких, скромных цветов", "томительный и сладостный аромат", "непроницаемо-тенистый куст", "грустный запах") и ----------("за сердце схватит", "коснулся смертный тлен", "умирали листья"), а также ---------(предл. 2,3,7). Среди синтаксических средств особенно выделяются предложения с ----------(3,4,9) и с ------(1,8,9,10,11)
1. эпитет
2. метафора
3. сравнение
4. олицетворение
5. фразеологизмы
6. однородные члены предложения
7. риторическое восклицание
8. инверсия
9. анафора
10. парцелляция
ОТВЕТЫ.
Вопросы и задания по тексту
1. Психологический параллелизм
Для справок. Параллелизм - (от греч. Parallelos-идущий рядом)-1) Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ:
Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий липы:(И.Ф.Анненский)
В синем море волны плещут,
В синем небе звезды блещут. (А.С.Пушкин)
Может быть звуковым (аллитерация, рифма), синтаксическим, композиционным(параллельные сюжетные линии).
2) Психологический параллелизм-стилистический прием часто в произведениях устного народного творчества: аналогия, сближение явлений(например, явлений природы и человеческой жизни): "То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То мое сердечко ноет, как осенний лист дрожит".
2. "Сморщились и почернели"---"вспыхнула:белизной"
3. 6
4. "перебирала, рос, умирали, коснулся, смертный"
5. чудеснейшем-прилаг. в превосходной степени, сквозь-предлог, смолоду-наречие, в избытке-наречие, покрытые-причастие.
Вопросы и задания в формате ЕГЭ
Вариант №1
1. суффиксальный
2. ненасытно вдыхала, сидевшая неподвижно
3. 7
4. 9
5. же, лишь
6. этот, его, вся, её
7. а
Вариант №2
1. суффиксальный
2. пошарив нашла, рос тут же
3. 3
4. 4
5. и, что ж, ли
6. самого, вся
7. б
8. 12468