Подготовка к ЕГЭ (блок С). Сопоставительный анализ текста. 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


1. Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья.

2. Исполненный чудесного и многоголосого звучания лес жил могущественной и первородной жизнью.

3. Поемная почва луга, в избытке насыщенная весенней влагой, выметывала и растила такое богатое разнотравье, что глаза Аксиньи терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав.

4. Улыбаясь и беззвучно шевеля губами, она осторожно перебирала стебельки безыменных голубеньких, скромных цветов, потом перегнулась полнеющим станом, чтобы понюхать, и вдруг уловила томительный и сладостный аромат ландыша.

5. Пошарив руками, она нашла его.

6. Он рос тут же, под непроницаемо-тенистым кустом.

7. Широкие, некогда зеленые листья все еще ревниво берегли от солнца низкорослый горбатенький стебелек, увенчанный снежно-белыми пониклыми чашечками цветов.

8. Но умирали покрытые росой и желтой ржавчиной листья, да и самого цветка уже коснулся смертный тлен: две нижние чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка -вся в искрящихся слезинках росы-вдруг вспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизной.

9. И почему-то за этот пленительный миг, когда сквозь слезы рассматривала цветок и вдыхала грустный его запах, вспомнилась Аксинье молодость и вся ее долгая и бедная радостями жизнь.

10. Что ж , стара, видно, стала Аксинья

11. Станет ли женщина смолоду плакать оттого, что за сердце схватит случайное воспоминание?

Вопросы и задания по тексту

1. Какой художественный прием использован М.Шолоховым в данном отрывке?

2. Найдите контекстные антонимы в предложении №8 и объясните постановку знаков препинания.

3. В каком предложении 2-го абзаца есть уточняючее обстоятельство?

4. Из 2-го абзаца выпишите слова с чередующимися гласными.

5. Определите морфологическую принадлежность следующих слов: чудеснейшем(3), сквозь(9), смолоду(11), в избытке(3), покрытые(8).

Вопросы и задания в формате ЕГЭ

Вариант №1

1. Определите способ образования слова (В)ИЗБЫТКЕ

2. Из предложений 1-2 выпишите словосочетания со связью примыкания

3. В предложениях 5-7 найдите обособленное определение, номер предложения запишите

4. Среди предложений 8-11 найдите СПП с придаточным определительным. Номер предл. Запишите

5. Выпишите частицу(ы) из предложений 4-8

6. Выпишите все местоимения из предложения 9

7. Определите тип речи в предложениях 9-11

а) рассуждение, б) повествование, в) описание

Вариант №2

1. Определите способ образования слова СПЛЕТЕНИЕ

2. Из предложений 5-6 выпишите словосочетания со связью примыкание

3. В предложениях 1-3 найдите обособленнее определение. Но

4. Среди предложений 3-7 найдите СПП с придаточным цели.

5. Выпишите частицу(ы) из предложений 9-11

6. Выпишите все местоимения из предложения 8

7. Определите тип речи в предложениях 1-3

а)рассуждение, б)повествование с описанием, в)описание

8. Эмоциональность и выразительность текста достигается использованием таких тропов, как--------("безыменных голубеньких, скромных цветов", "томительный и сладостный аромат", "непроницаемо-тенистый куст", "грустный запах") и ----------("за сердце схватит", "коснулся смертный тлен", "умирали листья"), а также ---------(предл. 2,3,7). Среди синтаксических средств особенно выделяются предложения с ----------(3,4,9) и с ------(1,8,9,10,11)

1. эпитет

2. метафора

3. сравнение

4. олицетворение

5. фразеологизмы

6. однородные члены предложения

7. риторическое восклицание

8. инверсия

9. анафора

10. парцелляция

ОТВЕТЫ.

Вопросы и задания по тексту

1. Психологический параллелизм

Для справок. Параллелизм - (от греч. Parallelos-идущий рядом)-1) Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ:

Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий липы:(И.Ф.Анненский)

В синем море волны плещут,
В синем небе звезды блещут. (А.С.Пушкин)

Может быть звуковым (аллитерация, рифма), синтаксическим, композиционным(параллельные сюжетные линии).

2) Психологический параллелизм-стилистический прием часто в произведениях устного народного творчества: аналогия, сближение явлений(например, явлений природы и человеческой жизни): "То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То мое сердечко ноет, как осенний лист дрожит".

2. "Сморщились и почернели"---"вспыхнула:белизной"

3. 6

4. "перебирала, рос, умирали, коснулся, смертный"

5. чудеснейшем-прилаг. в превосходной степени, сквозь-предлог, смолоду-наречие, в избытке-наречие, покрытые-причастие.

Вопросы и задания в формате ЕГЭ

Вариант №1

1. суффиксальный

2. ненасытно вдыхала, сидевшая неподвижно

3. 7

4. 9

5. же, лишь

6. этот, его, вся, её

7. а

Вариант №2

1. суффиксальный

2. пошарив нашла, рос тут же

3. 3

4. 4

5. и, что ж, ли

6. самого, вся

7. б

8. 12468