Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных во множественном числе.
- Формировать умение осознанно работать по алгоритму для правильного написания безударных окончаний имен существительных во множественном числе.
- Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать
- Развивать речь, память, орфографическую зоркость.
Ход урока
1. Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Ручка, книга и тетрадка?
– Сегодня на уроке нас с вами ожидает интересная работа.
2. Словарная работа.
У доски 1 ученик будет заполнять кроссворд. Учитель, показывая рисунки остальным учащимся, просит, не называя слова, дать его лексическое значение. Ученик у доски , не видя иллюстрации по лексическому значению должен угадать слово и постепенно заполнить весь кроссворд. Учитель показывает следующие иллюстрации: 1)топор, 2) кровать, 3) молоток, 4) ужин, 5) черный (цвет), 6)салют, 7) космонавт, 8) картина, 9) яблоко.
– Разгадав кроссворд, узнаем ключевое слово в теме нашего урока. (Окончания.)
3. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы продолжим наблюдение за особенностями правописания безударных окончаний имен существительных.
4. Актуализация знаний.
– О каких окончаниях идет речь? (Написание безударных окончаний имен
существительных в единственном числе.)
– Как проверить безударные окончания имен существительных в единственном числе?
(2 способа проверки.) На доске составляется схема:
– По одному ли правилу проверяются безударные гласные в окончании слова и
безударные гласные в корне слова?
– Одинаковы ли проверочные слова для правописания безударных окончаний имен
существительных? Почему?
Упражнение № 1. Выполняется устно. Вставьте пропущенные окончания, используя 2 способ проверки.
В тетрад_, в портфел_, в книг_.
– Кто считает, что научился правильно писать безударные окончания имен существительных в единственном числе? Давайте проверим.
Упражнение № 2. Учитель предлагает записать ряд имен существительных с предлогами, указывая способ проверки.
В холод_, из деревн_, о жизн_, около изгород_, у вырубк_, по пустын_, о вишн_, по травинк_.
Коллективная проверка.
– Кто написал безошибочно?
– Кто хочет себя похвалить за этот диктант?
5. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.
6. Постановка проблемы.
– Вы хорошо умеете проверять безударные окончания имен существительных в единственном числе. А как быть, если нам встретится имя существительное во множественном числе с безударным окончанием? (Предположения детей.)
7. Решение проблемы.
– Давайте выясним, нельзя ли такими же способами проверить орфограммы в безударном окончании имени существительного во множественном числе?
Упражнение № 3. Прочитайте предложение. Найдите имя существительное во множественном числе. Выпишите словосочетание с падежным вопросом. Примените 1 способ проверки. Сделайте вывод.
Я любуюсь первыми снежинк_ми.
Любуюсь (чем?) снежинк_ми
Вывод после наблюдений: 1 способ “не работает”, т.к. нельзя определить склонение у существительных во множественном числе.
– Попробуем применить 2 способ проверки.
– Какими проверочными словами мы пользовались в единственном числе? (1 скл. –
земля, 2 скл. – конь, село, 3 скл. – степь).
Работа в группах (работа выполняется на листах ватмана).
– Давайте поставим проверочные слова во множественное число и просклоняем. Сравните окончания по падежам. Какой вывод можно сделать? (Заслушиваются ответы представителей каждой группы учащихся, обобщаются.)
Вывод: При склонении – окончания проверочных слов совпадают. Поэтому для проверки орфограмм в безударном окончании имен существительных во множественном числе достаточно использовать лишь одно из проверочных слов.
– Какое слово возьмем для проверки написания безударного окончания имен существительных во множественном числе? (Выбор детей.)
8. Составление алгоритма написания безударных окончаний имен существительных во множественном числе.
Работа в группах.
– Составьте схему проверки безударного окончания имен существительных во множественном числе.
Выступление представителей от каждой группы. Сравнение результатов работы. Выбор более рациональной схемы.
9. Первичное закрепление .
Упражнение № 4. Выполняется по алгоритму.
Списать, открывая скобки
Плыть под (паруса), шел к (озера), любоваться (деревья), мечтать о (земли), тянулись по (берега).
Коллективная проверка.
10. Итог урока.
Выбери и дополни предложения:
– Сегодня я узнал(а) …
– Было интересно…
– Было трудно …
– Я понял, что …
– Я научился …
– Теперь я могу …
11. Домашнее задание.
Уметь пользоваться алгоритмом написания безударного окончания имен существительных во множественном числе. Составить 10 словосочетаний на изученную тему.