Склонение имен существительных во множественном числе

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных во множественном числе.
  2. Формировать умение осознанно работать по алгоритму для правильного написания безударных окончаний имен существительных во множественном числе.
  3. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать
  4. Развивать речь, память, орфографическую зоркость.

Ход урока

1. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Ручка, книга и тетрадка?

– Сегодня на уроке нас с вами ожидает интересная работа.

2. Словарная работа.

У доски 1 ученик будет заполнять кроссворд. Учитель, показывая рисунки остальным учащимся, просит, не называя слова, дать его лексическое значение. Ученик у доски , не видя иллюстрации по лексическому значению должен угадать слово и постепенно заполнить весь кроссворд. Учитель показывает следующие иллюстрации: 1)топор, 2) кровать, 3) молоток, 4) ужин, 5) черный (цвет), 6)салют, 7) космонавт, 8) картина, 9) яблоко.

– Разгадав кроссворд, узнаем ключевое слово в теме нашего урока. (Окончания.)

3. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы продолжим наблюдение за особенностями правописания безударных окончаний имен существительных.

4. Актуализация знаний.

– О каких окончаниях идет речь? (Написание безударных окончаний имен существительных в единственном числе.)
– Как проверить безударные окончания имен существительных в единственном числе? (2 способа проверки.) На доске составляется схема:

– По одному ли правилу проверяются безударные гласные в окончании слова и безударные гласные в корне слова?
– Одинаковы ли проверочные слова для правописания безударных окончаний имен существительных? Почему?

Упражнение № 1. Выполняется устно. Вставьте пропущенные окончания, используя 2 способ проверки.

В тетрад_, в портфел_, в книг_.

– Кто считает, что научился правильно писать безударные окончания имен существительных в единственном числе? Давайте проверим.

Упражнение № 2. Учитель предлагает записать ряд имен существительных с предлогами, указывая способ проверки.

В холод_, из деревн_, о жизн_, около изгород_, у вырубк_, по пустын_, о вишн_, по травинк_.

Коллективная проверка.

– Кто написал безошибочно?
– Кто хочет себя похвалить за этот диктант?

5. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.

6. Постановка проблемы.

– Вы хорошо умеете проверять безударные окончания имен существительных в единственном числе. А как быть, если нам встретится имя существительное во множественном числе с безударным окончанием? (Предположения детей.)

7. Решение проблемы.

– Давайте выясним, нельзя ли такими же способами проверить орфограммы в безударном окончании имени существительного во множественном числе?

Упражнение № 3. Прочитайте предложение. Найдите имя существительное во множественном числе. Выпишите словосочетание с падежным вопросом. Примените 1 способ проверки. Сделайте вывод.

Я любуюсь первыми снежинк_ми.
Любуюсь (чем?) снежинк_ми

Вывод после наблюдений: 1 способ “не работает”, т.к. нельзя определить склонение у существительных во множественном числе.

– Попробуем применить 2 способ проверки.
– Какими проверочными словами мы пользовались в единственном числе? (1 скл. – земля, 2 скл. – конь, село, 3 скл. – степь).

Работа в группах (работа выполняется на листах ватмана).

– Давайте поставим проверочные слова во множественное число и просклоняем. Сравните окончания по падежам. Какой вывод можно сделать? (Заслушиваются ответы представителей каждой группы учащихся, обобщаются.)

Вывод: При склонении – окончания проверочных слов совпадают. Поэтому для проверки орфограмм в безударном окончании имен существительных во множественном числе достаточно использовать лишь одно из проверочных слов.

– Какое слово возьмем для проверки написания безударного окончания имен существительных во множественном числе? (Выбор детей.)

8. Составление алгоритма написания безударных окончаний имен существительных во множественном числе.

Работа в группах.

– Составьте схему проверки безударного окончания имен существительных во множественном числе.

Выступление представителей от каждой группы. Сравнение результатов работы. Выбор более рациональной схемы.

9. Первичное закрепление .

Упражнение № 4. Выполняется по алгоритму.

Списать, открывая скобки

Плыть под (паруса), шел к (озера), любоваться (деревья), мечтать о (земли), тянулись по (берега).

Коллективная проверка.

10. Итог урока.

Выбери и дополни предложения:
– Сегодня я узнал(а) …
– Было интересно…
– Было трудно …
– Я понял, что …
– Я научился …
– Теперь я могу …

11. Домашнее задание.

Уметь пользоваться алгоритмом написания безударного окончания имен существительных во множественном числе. Составить 10 словосочетаний на изученную тему.