Урок развития речи в 8-м классе по теме "И.И. Шишкин – чародей леса"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • вызвать интерес к жизни и творчеству И.И. Шишкина;
  • подготовить учащихся к сочинению;
  • сообщения учащихся.

Оборудование: литературная газета “Певец русского леса, репродукции с картин И.И. Шишкина, выставка книг о творчестве художника.

Ход урока

Учитель. Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина.
– Ребята, какое название можно дать нашему уроку?
– Ребята предлагают название “Художник леса”. “Слово о Шишкине”, “Чародей леса”/

Учитель. И.И. Шишкин не написал автопортрета, он оставил словесное описание своей внешности. Вот как он сказал о себе: “От природы я одарен средним ростом, был двух аршин и восьми вершков, корпус стройный, не толст и не тонок, а самый мощный и красивый. Поступь и походка постоянная, лицо довольно правильное, не назову очень красивым, но очень порядочное. Телесные силы были довольно достаточны, я поднимал без всякой тяжести одной рукой гирь на веревке десять пудов. Характеру был тихого и миролюбивого. Желал всем добра”.

Далее учитель объявляет конкурс на лучшее сочинение рассказ о жизни и творчестве художника.

Ученица. Иван Иванович Шишкин – известный русский пейзажист, великолепно знавший русскую природу, особенно русский лес. “Мне иногда кажется, что старые сосны и березы беседуют со мной” – говорил он.

Родился он в 1832 году в городе Елабуге на реке Каме, среди величественной и суровой природы, с детских лет полюбил очарование её лесов. Отец художника – купец – хлеботорговец, имел широкие культурные интересы. Детское увлечение рисованием перешло в решение стать художником. В 1852 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем поступает в Петербургскую Академию художеств. Успехи молодого пейзажиста были отмечены серебряными и золотыми медалями.

Ученица. Блестяще окончив Академию, Шишкин получает право на заграничную поездку. Он работает в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Праге, Берлине. Его произведения изумляют иностранцев. Возвратившись на родину, художник сближается с Крамским, вождем Артели художников – передвижников, подписывает устав передвижников. Этому направлению он остался верен всю жизнь. Шишкина влекло раздолье русских полей и нив. Он знал природу не только как художник, но и как ученый – ботаник.

Ребята отправимся на заочную экскурсию в залы художественных галерей. И. Шишкин – певец русского леса. Им созданы шедевры: “Утро в сосновом бору”, “Рубка леса”, “Родник в лесу”, “Дождь в дубовом лесу”, “Старые липы”, “Сосновый бор”, “Корабельная роща”.

Любимые герои Шишкина – это коренастые дубы, стройные сосны. В деревьях он находил близкие ему характеры – мощные, жизнерадостные, надежные. О творчестве Шишкина Крамской говорил “Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа”. В Омском областном музее изобразительных искусств хранится несколько картин Шишкина. Полотно “Старые липы” он создал в 1894 году, когда ему исполнилось 62 года. От этого уголка природы веет миром русских народных песен и сказок. Могучие стволы великанов – деревьев охраняют покой вросшей в землю избушки, связанной с миром деревянным мостиком, переброшенным через лесной ручей. Яркая зелень листьев, черные стволы, голубое небо, желтый солнечный свет, розовые блики на старом дереве. Все это создает живописный образ летнего дня средней полосы России. “Утро в сосновом бору” – очень популярная картина Шишкина хранится в Третьяковской галерее. Сыростью, холодом веет от картины. Неприветлив сосновый бор. Нет в нем ярких цветов, влажным мхом поросли корни великанов – дубов. Перед нами лесные дебри. Только веселому, лохматому зверенышу ловко в этом лесу, как русскому ребенку в хате. Это звериный лес, звериный дом, родная зверю природа. Человек не вошел еще сюда. Не под человеческой рукой, а под мощным ураганом обрушилась вековая сосна.

Ученик. Картина “Утро в сосновом бору” – одна из лучших работ Шишкина. Художник изобразил глухой лес. На краю обрыва буря повалила огромную сосну. Верхняя часть её обломилась и лежит вдоль обрыва на самом краю. Солнце только что взошло, и его лучи озаряют верхушки деревьев. Над обрывом стоит утренний туман. Сюда привела медведица троих медвежат. Они чувствуют себя как дома. Двое из них взобрались на нижнюю часть поваленной сосны, третий стоит на задних лапах, на верхней части дерева. Мать надежно охраняет их от врагов.

Ученик. Шишкин в картине “Дождь в дубовом лесу” изобразил дубовый лес поздней весной. Стволы деревьев далеко друг от друга, поэтому картина вытянута в длину. неба на ней почти не видно. Художник показывает рощу не издали, а вблизи, как бы приглашая нас войти внутрь рощи. Мы видим стволы только ближних деревьев. Ближе к зрителю изображена часть леса до оврага с дорогой проходящей в лесу. В глубине картины изображение дороги обрывается, дорога уходит в овраг. Цвета картины тусклые, серое небо, темно – зеленый цвет травы, мокрые деревья.

Учитель. Рядом с картиной “Утро в сосновом бору” висит в Третьяковской галерее светлая, вся золотая и голубая, картина “Рожь”. Впервые зрители увидели ее в 1878 году, на VI– й Передвижной выставке. “Рожь” – это не просто пейзаж. Она стала изображением нашего дома – России. На одном из рисунков, предшествующих картине, Шишкин так записал замысел бывшего шедевра “Раздолье. Простор. Угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство”. Эти слова определили тему картины.

Ученица. На этой картине Шишкин изобразил русский пейзаж. Поля поспевающей ржи. В глубину уходит дорога. Дорога усиливает впечатление простора. Вдали возвышаются сосны. Их кроны рисуются на фоне неба. Справа – дали лугов. От горизонта до неба поднимаются облака. Воздух напоен зноем. Рожь клонит колосья почти до земли. Колосья тяжелые тучные. Белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки. Пробежал ветерок. Колосья сверкали всеми оттенками золота. Приятно пахнет поспевающим дерном. Картина “Рожь” – это образ родной природы.

Ученица. Жаркий летний день. Парит. В солнечном воздухе чувствуется приближение собирающейся грозы. Ласточки летают над самой дорогой. И до самого горизонта простирается золотое море ржи. Людей на картине нет. Только приглядевшись, можно увидеть красный бабий платок. Но все в картине дышит присутствием человека. Это он, человек, полил потом, истоптал лаптями и покрыл золотом хлебов. Под богатырскими соснами отдыхают в знойный день и пахарь, и жница.

Учитель. Картина “Рожь” написана в очень тяжелую пору жизни художника. Одного за другим теряет Иван Иванович своих близких. Осталась только дочка Лиза. Первым из жизни уходит его отец. Потом – шурин, брат жены Федор Васильевич, знаменитый художник, ученик Шишкина. Скоротечная чахотка поразила сыновей Шишкина: Владимира и Константина. Жену Евгению Александровну, сыновей, Шишкин хоронит, не проронив ни слезинки. Он окаменел. Как жить?! Один. Дочь – несмышленыш, и друг – палитра. Горе было безысходным. В эти трудные годы был написан дивный пейзаж “Лесные дали”. Есть одна примечательная деталь в этой картине – одинокая, засохшая сосна на фоне великолепной природы. Сдержанным гордым горем веет от этой картины. Удивительно, как много может рассказать пейзаж о человеческой душе.

Перед вами два портрета И.И. Шишкина. Оба портрета выполнены художником Крамским. Первый портрет написан в 1873 году. Тогда Шишкин и Крамской были на этюдах в Елабужских лесах. Шишкин изображен на фоне природы в полной походной амуниции – с зонтом, этюдником, в болотных сапогах. А вот портрет 1880 года. С портрета смотрит человек, умудренный жизненным опытом, познавший не только счастье жизни, но и постигший много истины, испытавший горе и утраты, боль. В темных кудрях много седины, седа простонародная борода.

Спросил тогда Шишкин у Крамского:

– Почему ты меня пишешь грустным стариком? Я ведь еще жениться собираюсь.

– Погоди, милый друг, – ответил Крамской.

– Сейчас не такой, так станешь таким. Я, Иван Иванович, тебя вижу.

Не поверил Шишкин пророчеству Крамского. Напрасно. Художникам дано особое зрение.

Иван Иванович вновь поверил в счастье. 20 апреля 1880 года он венчается с молодой художницей, через год с небольшим появляется в семье дочь Ксения, а еще через месяц Ольга Антоновна умирает. “Зачем жить такому несчастливицу ? Ксению и Лидочку воспитывает сестра второй жены Виктория Ладога. А я зачем на этом свете?” – такие безысходные мысли приходили Шишкину.

Почитатель его таланта и товарищ Ознобишин шлет письмо Шишкину, в котором пишет “Никакое сочувствие не облегчит страданий, но помни, что ты художник, отмеченный особым талантом, который, давая гений, отнимает утехи жизни у людей искусства и науки. Твою биографию будут читать потомки и будут искать в твоих невзгодах для себя утешения и мужества”. Личных надежд более не было. Есть дочка. Есть пламень искусства. Есть мир родной природы. Вот в этот период появляются две очень грустные, очень поэтичные картины: “На севере диком …” и “Среди долины ровные…”. Искусствоведы назвали эти две картины грустной балладой об одиночестве сильного человека.

Ученица. Заросшее поле. Давно не езженная проселочная дорога. И в правой стороне стоит могучий дуб, раскинувший во все стороны кудрявые густые ветви. Солнце светит. Раннее утро ? Подступающие летние сумерки? Скорее, сумерки, ведь небо у горизонта сгущается, синеет. Свет – вот что поражает в этом холсте. Стоишь возле него и, кажется, слышишь, как шелестит плотная листва дуба, поет тихонько.

Звучит запись песни “Среди долины ровные…”

Учитель: Шишкин ещё будучи подростком, считал, что отношения человека и природы взаимны. Любовь рождает любовь, а небрежение – суровость и скупость, которыми отвечает равнодушному человеку природа. Однажды, уже в старости, был Шишкин в Москве. Слушал лекцию знаменитого ботаника. Тимирязев сказал в лекции “о чувстве живого”. У человека, к сожалению, оно столь же редкостно, как и творческий дар. Эти размышления Тимирязева восхитили Шишкина. Он сказал о себе: “Чувство живого – главное мое сокровище”. Скорее всего, так оно и было: у Шишкина был редкий дар художника, согретый чувством живого. Картины Шишкина вошли в духовную жизнь всех поколений наших соотечественников.

Лебединой песней художника называют картину “Корабельная роща”. Она написана в 1898 году, в последний год жизни художника. Это лесная симфония великого пейзажиста. В ней сюжет как бы повторяется. Видимо, художник испытывал потребность создавать задумчивое видение детства, отрочества, юности, зрелости, старости. Потребность рассказать о великой Родине. Журналист, современник Шишкина, назвал его лесным царем, увидев “Корабельную рощу”. Вы заметили колья легкой изгороди, перешагнувшей через ручей и отправляющейся в дремучий лес, куда – то далеко ? Наверное, здесь Шишкин дал зрителю некий знак: не перешагивать легкой этой загородки. Ведь леса терпят бедствия от нашего небрежения. Художник словно хочет сказать, что в природу нельзя вторгаться, с ней нельзя бороться. Нужно быть с ней на почтительном расстоянии. Относиться с уважением. Быть на “вы”. Она не терпит панибратства, фамильярности.

(Музыкальная пауза. Звучит “Ноктюрн” Эдварда Грига.)

Шишкин работал до последней минуты. Он скончался 20 марта 1898 года. Смерть застала его за мольбертом, с кистью в руках. “Он упал, как могучий дуб, пораженный молнией” – писал один из критиков, пользуясь любимым образом живописца. За пять лет до ухода из жизни И.И. Шишкин ответил на анкету, которую составила “Петербургская газета”.

1. Главная черта вашего характера.
    – Прямота. Простота.

2. Достоинство, предполагаемое Вами, у мужчин.
    – Мужество. Ум.

3. Достоинство, предполагаемое Вами, у женщины.
    – Честность.

4. Ваше главное достоинство.
    – Откровенность.

5. Ваш главный недостаток.
    – Подозрительность. Мстительность.

6. Ваш идеал счастья.
    – Душевный мир.

7. Что было бы для вас высочайшим несчастьем?
    – Одиночество.

8. Кем бы вы хотели быть?
    – Действительно великим художником.

9. Страна, в которой Вы всегда хотели бы жить.
    – Отечество.

10. Ваши любимые поэты.
    – Пушкин, Кольцов, Некрасов.

11. Ваши любимые композиторы.
    – Шуман. Серов.

12. Ваше состояние души в настоящее время.
    – Тревожное.

13.Что вас больше всего волнует, интересует?
    – Жизнь и ее проявления.

14.Ваш девиз
    – Быть русским. Да здравствует Россия!

Поэтическая страничка

Учащиеся читают наизусть стихи (И.С. Никитин “Лес”, А.А. Фет “Зреет рожь над жаркой нивой”, Ф.И. Тютчев “Неохотно и несмело…”)

Словарно-лексическая работа

Ребята по цепочке пишут и разъясняют значение слов:

живопись, пейзаж, мольберт, палитра, натюрморт, баталист, маринист, анималист, интерьер, гуашь, акварель, шедевр, колорит.

Домашнее задание

Подготовиться к написанию сочинения на тему “Шишкин – чародей леса”.

Использованная литература

  1. Энциклопедический словарь юного художника – М., Педагогика, 1983.
  2. Пистунова А. Родник в лесу. Повесть о художнике И.И. Шишкина. – М. Детская литература. 1987.
  3. Каменева В. Какого цвета радуга? – М. Детская литература. 1987.