Русский язык
-
Развитие творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы 2011
Творческая деятельность дает учащимся возможности для проявления собственной индивидуальности, формирования навыков самостоятельной исследовательской работы по русскому языку и литературе, открывает широкий простор для развития школьников. В работе подробно рассмотрен процесс организации творческой деятельности подростка на каждом этапе.
-
Урок обобщения и закрепления изученного по теме "Местоимение" 2011
Урок интересен систематизацией изученного по теме "Местоимение", частичным повторение материала по другим темам, расширением знаний учащихся по этимологии, орфографии (опережающее обучение), стилистике, литературоведению. Задания подобраны с учетом формирования положительной мотивации, активизации мыслительной деятельности учащихся, самостоятельности.
-
Односоставные предложения 2011
У обучающихся формируется умение определять тип односоставного предложения по значению и способу морфологического выражения главного члена. Анализируя совместно с обучающимися отрывок из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», учитель воспитывает культуру умственного труда на основе аналитического анализа, синтеза, сравнения и группировки.
-
Близнецы по форме и близнецы по значению 2011
В статье представлен урок русского языка по лексике в 5-м классе по учебному комплексу под редакцией М.М. Разумовской, в котором усилена речевая направленность, расширена понятийная основа обучения связной речи.
-
Обобщение по теме "Предложение". Урок-путешествие по архипелагу Предложение. 6-й класс 2011
В разработке использован элемент путешествия. Текст для поиска видов предложений носит воспитательный характер, следовательно, при наличии свободного времени возможна более подробная работа и анализ содержания.
-
Лексическая работа на уроках русского языка в классе с коррекционным составом учащихся 2011
В настоящее время в Российской Федерации возникла реальная необходимость создания в общеобразовательных школах специальных классов для обучения детей мигрантов, среди которых все больше тех, для кого русский язык не является родным.
-
Методические разработки уроков русского языка в 9-м классе с применением компьютерного тренажера "Фраза" 2011
При изучении темы "Бессоюзное сложное предложение" раздела о языке "Синтаксис" работу автор статьи проводит с компьютерной поддержкой. Для этого используется возможности обучающей компьютерной программы "Фраза", система упражнений которой не противоречит логике упражнений, содержащихся в учебном комплексе по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой, который является основным в работе автора статьи.
-
Дидактические материалы по подготовке учащихся 9-х классов к ГИА по русскому языку 2011
Дидактические материалы могут быть использованы на любом этапе работы по подготовке учащихся к ГИА, и в качестве домашнего задания, и как содержание отдельных уроков русского языка по подготовке к экзаменам, и в индивидуальной работе с выпускниками 9-x классов. За основу для разработки структуры и содержания тренировочных упражнений взяты документы (проект демоверсии, спецификация, кодификатор), разработанные ФИПИ для проведения ГИА по русскому языку в 2012 году.
-
Простое осложненное предложение. 10-й класс 2011
Материал рассчитан на два урока, позволяет качественно систематизировать изученное по теме. Предусматривается подготовка к ЕГЭ по заданиям А19, А20, А21, В5, которые включают работу по простому осложненному предложению. Анализ предложений дается на материале художественной литературы, изучаемой в 10-м классе, что способствует расширению кругозора учащихся еще и по литературе.
-
Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в прозаическом тексте 2011
Урок предлагается для учащихся 8-го класса, изучающих однородные члены предложения. Тема урока раскрыта на примере текста В.Астафьева о Домском соборе. В связи с тем, что сдача ГИА требует хороших знаний у учащихся об изобразительно-выразительных средствах, фигурах речи, фонетических средствах выразительности, в ткань урока включены такие понятия, как «анафора», «инверсия», «контекстуальные синонимы», «звукопись», «ассонанс», «аллитерация».
-
Предложения с однородными членами. 8-й класс 2011
На уроке используется технология организации самостоятельной работы учащихся. Работая по заданному образцу самостоятельно, учащиеся закрепляют изученный ранее материал. Использование литературного текста дает учащимся возможность самостоятельно применить приобретенные знания на эмоционально окрашенном языковом материале. Такая работа развивает языковое чутье, учит вдумчиво и внимательно относиться к тексту при чтении и обладает огромным воспитательным воздействием.
-
Соединительные гласные в сложных словах 2011
Урок посвящен написанию О и Е в сложных словах. В его задачи входит не только научить правильно писать и образовывать сложные слова, но и развивать речь, внимание, память учащихся. Воспитание интереса к родному языку достигается путем использования игрового дидактического материала (кроссворд, лингвистическая сказка, загадки).
-
Урок русского языка по главе "Егорьев день" из романа И.С. Шмелева "Лето Господне" 2011
Урок позволит получить информацию о разговорной лексике русского купеческого сословия XIX века, проследить взаимосвязь между русским языком и литературой, закрепить навыки комплексного анализа художественного текста и подготовиться к выполнению заданий по типу ЕГЭ.
-
Урок-сказка по теме "Проверка написания безударных гласных в двухсложных словах". 2-й класс 2011
Урок-сказка русского языка во 2-м классе на формирование умения проверять написание безударных гласных в словах путем изменения формы слова.
-
Обособление согласованных определений. 8-й класс 2011
В статье представлена разработка модульного урока. Предложенные практические задания помогают систематизировать полученные знания и навыки по данной теме. Работа интересна тем, что в ней соединены разноуровневая и модульная технологии русскому языку.
-
Интегрированный урок в 5-м классе по теме "Весна" 2011
Интегрированный урок направлен на развитие бережного и внимательного отношения к природе, а также творческого потенциала учащихся. На уроке предлагается чтение стихотворений, письмо по памяти, прослушивание музыкальных произведений, сочинение-описание иллюстрации картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Учитель работает над развитием монологической речи учащихся через сообщения. Дается анализ миниатюры М.Пришвина «Рождение звука», стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
-
Памятка для сдающих ГИА по русскому языку 2011
Памятка для сдающего ГИА по русскому языку в сжатой форме поможет учащемуся повторить и систематизировать изученный материал.
-
Развитие умения находить в предложении грамматическую основу. 2-й класс 2011
Урок русского языка разработан для обучающихся 2-го класса. Проводится с целью формирования умения выделять в предложении грамматическую основу, развития умения определять части речи и задавать к ним вопросы, составлять словосочетания. На уроке используются следующие методы обучения: словесные (беседа), практические, проблемный.
-
"Глаголы говорения" в художественных и научных текстах 2011
Материалом исследования послужили тексты учебников «Русский язык» 5–6-е классы, авторы С.И. Львова и В.В. Львов. Цель исследования: анализ глаголов говорения в научных и художественных текстах учебников. Задачи исследования: выбрать из научных и художественных текстов лексику, входящую в тематическую группу «глаголов говорения», определить их стилистическую принадлежность и «оттенки значений» этих глаголов в текстах разных стилей.
-
Материалы для построения уроков по подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе 2011
Цель занятий – систематизировать знания учащихся о тексте, совершенствовать умение анализировать исходный текст и умение строить по нему сочинение-рассуждение.
-
Имя прилагательное как часть речи 2011
Цель урока – повторение общего значения имени прилагательного и его морфологических признаков.
-
Урок развития речи в 8-м классе по теме "И.И. Шишкин – чародей леса" 2011
Урок вызывает интерес у учащихся к жизни и творчеству И.И. Шишкина.
-
Разносклоняемые имена существительные 2011
В статье представлен урок в 6-м классе, направленный на формирование умений находить разносклоняемые имена существительные в тексте, определять их падежную форму, развивать навыки составления предложений с данными существительными.
-
Урок-игра в 5-м классе по русскому языку «Обобщение знаний по разделу "Синтаксис и пунктуация"» 2011
Обобщение знаний по русскому языку в 5-м классе в форме урока-игры с целью проверить знания учащихся по теме, закрепить умения и навыки учащихся в разборе словосочетания и предложения, в постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях. На уроке продолжена работа над орфографической зоркостью учащихся.
-
Имена существительные одушевленные и неодушевленные 2011
Урок объяснения нового материала с использованием проблемно-сообщающих, частично-поисковых, исследовательских, словесно-дедуктивных, наглядно-дедуктивных, практически-индивидуальных методов обучения с целью продолжить изучение морфологических категорий имени существительного; узнать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными; научить находить олицетворения и определять их роль в тексте.
-
Деятельностный подход в обучении на примере интегрированного урока русского языка и литературы 2011
Деятельностный подход в обучении становится более эффективным при интегрировании уроков русского языка и литературы и использовании современных технологий, в частности презентаций. Взаимосвязь алгоритма действий используемой методики с построением и содержанием презентации позволяет развивать творческие способности учащихся, умение логически мыслить, моделировать теоретический материал и пользоваться учебными моделями в практической деятельности.
-
Развитие орфографической зоркости у учащихся 2011
Первый шаг в развитии орфографии – это знакомство учащихся с самим понятием «орфограмма». Второй шаг – это обращение внимания учащихся на то, что письмо должно быть грамотным, без ошибок: тогда обеспечивается быстрота и легкость чтения, точность понимания написанного. Поэтому, чтобы стать грамотным, надо знать правила правописания, а также замечать при письме орфограммы – такие написания, для которых правила созданы.
-
Сложное предложение (на материале изученных литературных произведений). 9-й класс 2011
Представленный урок – это итог работы в ключе слияния уроков русского языка и литературы, анализа поэтического синтаксиса, выработка навыков и умений видеть за строгими знаками препинания поэтическую душу поэта, писателя и лирического героя.
-
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка 2011
Орфографическая грамотность является, как известно, важной стороной речевой культуры. Без хорошо сформированных орфографических навыков, когда выбор правильного написания происходит автоматически, на уровне бессознательного контроля, а сфера сознания полностью освобождается для осмысливания содержательной стороны письменного высказывания, невозможна успешная речевая деятельность.
-
Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик). 6-й класс 2011
Урок русского языка в 6-м классе по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Цель урока: формировать умение правильно определять, какой суффикс необходимо писать в существительных: -чик или -щик.