Русский язык
-
Глагол как часть речи 2013
Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с деятельностью человека. Он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного. Цель урока: повторение и усовершенствование знаний о глаголе; умение находить глаголы в тексте.
-
Развитие литературных способностей учащихся как средство формирования творческой личности 2013
Приняв детей в 5-й класс, автор статьи начинает работу с диагностики: проверяет технику чтения, выявляет уровень развития литературно-творческих способностей учащихся. На основе результатов проведенной диагностики определяет приемы, методы и формы работы. Для каждого периода развития учащихся, ребенка необходим индивидуальный подход в обучении. Существуют такие приемы, которые можно использовать на всех этапах.
-
Элективный курс предпрофильного обучения "Я корректор". 5–9-й класс 2013
В программе курса анализируются типичные ошибки в содержании изложений и сочинений, в устном рассказе, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки; выясняются основные причины, порождающие эти ошибки; обогащается словарь учащихся, привлекаются примеры из методической литературы (журнальных статей).
-
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в малокомплектной школе 2013
Автор делится опытом работы с одаренными детьми. Задача учителя – выявить одаренных детей и помочь им реализовать свои способности. Работа с одаренными детьми предполагает индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Используются следующие типы заданий: олимпиадные, проектные, конкурсные работы; творческие диктанты; комплексный, лингвистический, литературоведческий анализ текста; работа по карточкам, с перфокартами.
-
Урок игра "Сочинялки-2". 5–6-й классы 2013
На уроке детям объясняется, что такое рифма и какую роль она играет в стихосложении. Дети пробуют сочинить двустишия и таким образом сами решают, легко ли быть поэтом.
-
Написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях существительных и прилагательных) 2013
Изучается написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных). Учащиеся применяют усвоенные алгоритмы и правила при решении учебных задач.
-
Подготовка к сочинению по статье (отрывок из статьи Ю.А. Шрейдера "Основы этики") 2013
Цель урока: научить писать сочинение-рассуждение. На занятии идет подготовка к сочинению по отрывку из статьи Ю.Шрейдера «Основы этики». Содержание урока построено таким образом, что учащиеся, знакомясь с презентацией, повторяют теорию и, используя речевые обороты, определяют проблему, комментируют авторскую позицию, аргументируют свое мнение и формулируют заключение будущей работы.
-
"Правописание "о-е" в окончаниях имен существительных после шипящих и "ц"". 5-й класс 2013
Автор делится опытом работы по проблемно-диалогическому обучению на уроке русского языка. Отдает предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. Цель: создать на уроке проблемную ситуацию; развивать навыки грамотного письма.
-
Путешествие на корабле "Прилагательное". 6-й класс 2013
Урок-игра проводится после изучения прилагательных повторяет и обобщает знания и умения учащихся по теме, воспитывает интерес к предмету. Все задания на уроке связаны темой морского путешествия. В качестве дидактического материала используются предложения из романа А.Р. Беляева «Остров погибших кораблей».
-
Урок речевой практики 2013
Уроки русского языка как иностранного отличаются по своей структуре от уроков русского языка. На каждом уроке необходимо применять все виды речевой деятельности. Цель обучения: формирование умений и навыков общения на русском языке в учебе и бытовых ситуациях; обучение извлечению наиболее значимой информации.
-
Лексическая тема "В столовой" 2013
Программа имеет практическую направленность на культурно-языковую адаптацию с детьми разных национальностей в различных образовательных учреждениях. Цель: формирование у детей навыков активного и свободного общения на русском языке и умения ориентироваться в языковой ситуации.
-
Открытый интегрированный урок русского языка и информатики по теме "Обращение и знаки препинания при нем". 8-й класс 2013
Интегрированный с ИКТ урок предусматривает работу двух учителей – русского языка и информатики. В ходе урока вводятся новые знания и закрепляется ранее изученный материал. Активизируется работа учащихся благодаря полученным знаниям, умениям и навыкам при выполнении их на ПК. Формируется способность самостоятельно находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, правильно ставить знаки препинания.
-
Обобщающий урок по теме "Причастие" 2013
Обобщающий урок систематизирует знания о причастии.
-
Модульный урок по теме "Предлог" 2013
Цель урока: проверить теоретические знания о предлоге как части речи; систематизировать знания о предлоге, сформировать навык написания предлогов; уметь отличать предлоги от других частей речи; совершенствовать умение употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний; обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов, исправлять их.
-
Лингвистический анализ текста. Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь". 10-й класс 2013
Урок рекомендуется проводить параллельно с уроками литературы, на которых изучается творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, в классе, в котором большинство учащихся отличает высокий уровень мотивации. Цель урока: вызвать у учащихся интерес к изучению особенностей стиля писателя в лингвистическом анализе сказки «Премудрый пискарь» как явления литературной, культурной и социальной жизни России.
-
Интегрированный урок "алгебра + русский язык" по теме "Решение задач с уравнениями. Орфограммы в корнях слов". 7-й класс 2013
Интегрированный урок с материалами Бородинского сражения закрепляет, обобщает и систематизирует знания. Форма работы учащихся на уроке – групповая.
-
Урок развития речи "Сочинение-описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень". 8-й класс 2013
Урок развивает творческие способности учащихся, вырабатывает умение работать с текстом. Учитель учит описывать картину, формирует умение соблюдать композицию, определять главную мысль сочинения; предупреждать недочеты, грамматические ошибки в сочинениях учащихся. Урок воспитывает творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.
-
Интегрированный урок "математика + русский язык + английский язык" "Всякое дело мера красит" 2013
На уроке рассматриваются английские и русские меры длины и связанные с ними фразеологизмы. Урок построен в форме расследования, которым руководят известные сыщики Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
-
Урок русского языка по теме "Притяжательные имена прилагательные" 2013
На уроке учащиеся «погружаются на час» в одну лингвистическую проблему, связанную с темой урока. Суть языковых явлений и категорий осознается детьми на практическом уровне, в групповой, парной, индивидуальной работе. Языковой материал вводится на ознакомительном уровне и не требует заучивания наизусть. Важно, чтобы учащиеся осознали суть и смысл языкового факта, замечали ту или иную лингвистическую закономерность.
-
Правописание приставок при- и пре-. 5-й класс 2013
Урок изучения нового материала знакомит учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме, правописанием приставок на -з (-с); тренирует учащихся в запоминании основных значений приставок; развивает умение детей самостоятельно получать знания; познавательные и творческие способности в разнообразных видах деятельности; вызывает интерес к урокам русского языка.
-
Программа элективного курса по русскому языку "Развиваем дар речи". 9-й класс 2013
Цель курса: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка: формирование научно-лингвистического мировоззрения; вооружение знаниями о родном языке; развитие языкового идеала; осведомленность школьников в особенностях родного языка в устных и письменных формах; дать определение науки, этапах развития; рассказать о выдающихся лингвистах.
-
Программа по русскому языку с календарно-тематическим планированием. 4-й специализированный класс 2013
В программе и календарно-тематическом планировании по русскому языку даются элементарные сведения по грамматике, необходимые для приобретения практических навыков устной и письменной речи.
-
Изучение вариантов пунктограммы "Запятая при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами" 2013
Для освоения темы предлагается презентация, состоящая из справочника, тренировочных упражнений, контрольного задания. Презентация может использоваться частями в зависимости от целей и типа занятия. Основана на обновленном дидактическом материале с учетом вариантов пунктограммы, вызывающих типичные ошибки и затруднения у учащихся. Формирует и совершенствует пунктуационные умения и навыки.
-
Буквы "З и С" на конце приставок 2013
Урок знакомит учащихся с ролью приставок, основным правилом их правописания, формирует умение применять на практике правила правописания приставок, воспитывает интерес к русскому языку, умение думать и размышлять, прививает навыки самостоятельной работы.
-
Правописание гласных в корнях с чередованием "-гор-, -гар-" 2013
Урок проводился в канун годовщины открытия Лицея – 18 октября и построен на основе межпредметных связей с литературой и историей. На уроке применены игровые технологии (рассказ о корнях от лица самих корней, запоминание правила с помощью перевоплощения в героев сказок), групповые и индивидуальные формы работы, дифференцированное задание.
-
"Частицы". 7-й класс 2013
Урок закрепляет знания о разряде частиц, учит различать разряды частиц, частицы “не” и “ни” на письме, смысловые оттенки, вносимые модальными частицами в предложение, распознавать их.
-
Урок русского языка по теме "Глагол. Повторение". 6-й класс 2013
На уроке учащиеся повторяют изученные сведения о глаголе как части речи; закрепляют теоретический материал на практике в различных заданиях; отрабатывают морфологический разбор глагола; выявляют назначение глагола в речи.
-
Как написать письмо 2013
Урок формирует у учащихся представления об истории семьи как неотъемлемой части прошлого народа, гордость за ратные подвиги своих родственников, их достижения в труде и боях Великой Отечественной войны. Воспитывается любовь к родине, уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда. Расширяются сведения об эпистолярном жанре – письме. Ученики учатся писать письма разной стилевой принадлежности.
-
Интегрированный урок "русский язык + МХК" по теме "Грусть левитановского пейзажа" (по картине И.И. Левитана "Березовая роща") 2013
Урок учит писать сочинение-описание картины, развивает речь учащихся и образное мышление.
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему 2013
Выбор темы мотивирован актуальной проблемой: подготовкой к ЕГЭ по русскому языку. Учащиеся должны четко представлять структуру сочинения, уметь выявлять проблему, авторскую позицию, формулировать комментарий к поставленной проблеме, подбирать необходимые аргументы, опираясь на жизненный и читательский опыт. Необходимо воспитывать у учащихся уважительное отношение к природе, стремление оберегать ее.