Цель:
- обобщение и систематизация изученных теоретических сведений по фонетике;
- закрепление умений и навыков производить фонетический разбор слова;
- развитие логического мышления, наблюдательности;
- воспитание у учащихся средствами предмета любви к природе;
- попутное повторение: безударная гласная, проверяемая ударением;
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме
1. Орфографическая работа.
– Объяснить правописание безударной гласной корня подбором однокоренного слова, графически обозначить корень.
Уд…влять, д…лина, задр…жать, уед…нение, д…лекий, охр…нять.
2. Взаимопроверка (работа в парах).
3. Составление предложений с обращением, используя слово «охранять».
Ребята! Охраняйте зеленые насаждения.
– Определить количество букв и звуков в записанных словах предложения.
4. Повторение теории по изученной теме.
Проверяем знание основных понятий фонетики.
– Раскройте смысл перечисляемых усвоенных понятий по толкованию.Что это?
- Гласный звук, на который падает ударение.
- То, из чего состоят гласные звуки.
- Раздел науки о языке, который изучает способы обозначения звуков на письме.
- Графическое обозначение звука на письме.
- Расположение букв в определенном порядке, обязательном порядке.
- Эта позиция гласной под ударением.
- Это позиция согласной на конце слова и перед другими согласными.
- То, что мы произносим, когда говорим.
- Раздел науки о языке, который учит правильно произносить слова.
5. Повторение порядка фонетического разбора слова.
– Сделать фонетический разбор слова.
1 вариант – слово «ребята»;
2 вариант – слово «зеленые».
6. Тренировочные упражнения игрового характера.
а) Игра-задачка «На рыбалке».
Представьте себя на рыбалке вместе с двумя друзьями (игра с тремя группами учащихся – по вариантам). Один из вас ловит рыб, в названиях которых только мягкие согласные; другой – в названиях которых только твердые согласные; третий – в названиях которых есть и твердые, и мягкие согласные звуки.
Карась, язь, сазан, карп, лещ, щука, плотва, окунь, ёрш, угорь, сом, пескарь, форель, налим.
– А теперь загляните в «речку» и приступайте к ловле рыбы. Кто больше наловит рыбы за одну минуту?
б) Игра «Собери букет».
В I букет входят цветы, в названии которых употреблены
только звонкие согласные.
Во II букет – только глухие.
В III букет – цветы, в названиях которых есть и звонкие,
и глухие согласные.
Ромашка, хризантема, пион, василек, роза, лилия, лютик, астра, флокс, бегония, лютик, зверобой, гербера, колокольчик.
– Сколько букетов у вас получилось? Какой букет оказался самым большим?
Физкультпауза
в) Игра-соревнование.
За 3 минуты вспомните и запишите имена, женские и мужские, в которых есть буквы е, ё, я, ю, обозначающие 2 звука.
г) Выборочный диктант.
– Найти слова, в которых произношение расходится с написанием.
Лодка, пробка, скользкий, старушка, утка, город, гром, кружка, глотка, гладкий.
д) Игра « Третий лишний».
– Найдите третье лишнее слово. Поясните, по какому основанию оно лишнее.
- фанера, кашне, фонетика (фанера)
- конечно, чтобы, бесконечный (бесконечный)
- документ, кремень, свекла (свекла)
- косьба, сгибать, столб (столб).
7. Работа по учебнику «ФГОС. Русский язык 5 класс». Авт.: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.
Упражнение №321.
– Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.
Учительница отд…ет Петрову д…машнее соч…нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв…ей с…стры.Возможно. Я п…сал работу ее руч(?)кой.
8. Мини-тест.
1. Найдите слово с ударением на первом слоге:
А. Алфавит
Б. Каучук
В. Свекла
2. Укажите строчку, в которой все согласные мягкие:
А. [ж], [ш], [щ], [ч]
Б. [ч], [щ], [й]
В. [x], [щ], [ж], [й]
3. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.
А. Стоял
Б. Солнышко
В. Полька
4. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
А. Ярмарка
Б. Подъезд
В. Снег
5. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?
А. Сговор
Б. Подставить
В. Царевна
III. Итог урока
IV. Домашнее задание
Контрольные вопросы на странице 147, упражнение №322.