"Синтаксис словосочетания и односоставного предложения". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Тип урока: комбинированный.

Цель: расширение  представлений учащихся синтаксисе словосочетания и односоставного предложения, подготовка учащихся к ЕГЭ.

Задачи:

  • Образовательные:
  • повторить  и систематизировать  знания о словосочетании, об односоставных предложениях.
  • совершенствовать  навык нахождения словосочетания и односоставного предложения в тексте.
  • Развивающие:
  • развивать  способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
  • развивать  потребность к речевому самосовершенствованию.
  • Воспитательные:
  • воспитывать  сознательное отношение и бережное отношение к русскому языку как явлению культуры;
  • воспитывать чувство патриотизма на уроках русского языка через тексты художественной и публицистической литературы.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; Презентация, тесты; карточки для самостоятельной работы (Приложение 1).

ХОД УРОКА

Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею.

Л.Толстой

1. Чтение эпиграфа учителем (1 мин.)

Давайте будем считать нашу деятельность важною и хорошею и начнем действовать.

2. Орфоэпическая разминка (3 мин.)

Урок русского языка сегодня начнем с орфоэпической разминки: прочитайте выведенные на экран проектора слова и правильно поставьте ударение.
– Включим, балуемся, повторим, закрепим, углубим, облегчить. – Презентация. Слайд 1

Вывод. Знание орфоэпических норм русского языка делает человека не только грамотным, но и культурным.

3. Сообщение темы и задач урока (3 мин.) – Слайды 2, 3

– Прочитайте стихотворение А.Блока.
– Какие предложения по строению грамматической  основы использовал Блок в этом стихотворении?

Отрекись от любимых творений,
От людей и общений в миру.
Отрекись от мирских вожделений,
Думай день и молись ввечеру.
На земле не узнаешь награды.
Духом ясный пред Божьим лицом,
Догорай, покидая лампаду,
Одиноким и верным огнем. (А.Блок)

– Какова функция этих предложений?
– Сформулируйте цель нашего урока.
– Итак, мы сегодня повторим, закрепим и углубим наши знания по темам «Синтаксис словосочетаний и односоставного предложения». Тем самым будем готовиться к  сдаче ЕГЭ.

4. Работа с текстом. Задание по группам (4 + 5 = 9 мин.)

– Прочитайте выразительно текст.

С чего начинается Родина

(1)В мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по местам боев, посещение музеев боевой славы, встречи с ветеранами. (2)По мне, пусть себе «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что воевать. (3)А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. (4)Русский язык. (5)Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (6)Мы же теряем его...
(7)Ладно, когда дети «рдевшие ланиты» понимают как «покрасневшие уши». (8)Хуже, когда от школьников узнаешь, что быть порядочным человеком – это значит ставить каждую вещь на свое место, а «алчный» – участвующий в популярном шоу...
(9)Но, может, самое грустное, что даже дети постарше не понимают значений слов «благородный?; самоотверженный», а также «тщеславный», «корыстный», «коварный», «вероломный» – им хочется двух слов: «хороший» и «плохой». (10)(Даже Эллочке-людоедочке из «12 стульев» нужно было тридцать.)
(11)Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и, наоборот, знающий его непременно станет добрее. (12)Это так, но речь не том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделать нас народом. (13)Напомню еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк сущий в ней язык...»
(14)Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит, как вода – в песок. (15)Почему? (16)Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит. (17)Из общения и чтения. (18)Но дети и родители сегодня разобщены. (19)Что касается чтения, то тут и говорить нечего. (20)Сегодня «воевать» за русский язык – значит бороться и за литературу, на нем написанную.
(21)В детстве на вопрос: «С чего начинается Родина?» – давался ответ: «С картинки в твоем букваре». (22)Не знаю, какая именно картинка имелась в виду. (23)Важно, что Родина начинается именно с букваря.

(По И.Кабыш.)

Задания группам.

1)  Подумайте  над следующими вопросами:

– О чем этот текст?
– Какова его тема? (Родина, любовь к Родине.)
– Какова главная мысль текста? (Любовь к Родине начинается с любви к своему языку.)
– А как бы вы сформулировали проблему, над которой размышляет автор? (Проблема сохранения языка, бережного к нему отношения.)

2) Каждая группа получает задание.

I группа.

– Какое утверждение соответствует позиции автора, выраженной в тексте?

1) Человек, не понимающий слово «благородный», не может проявлять благородство.
2) Незнание родного языка, особенно лексики, мешает добиться успеха в какой бы то ни было области деятельности.
3) Люди, не владеющие родным языком, теряют то, что объединяет их в народ.
4) Военно-патриотическое воспитание в школе не имеет смысла.

Закончите предложение:

Автор утверждает, что... («люди, не владеющие родным языком, теряют то, что объединяет их в народ».)
Автор призывает нас, читателей... (бережно относиться к русскому языку, любить его.)

II группа. 

– Определите стиль и тип речи. Объясните:

1) художественный стиль; повествование;
2) научно-популярный стиль; рассуждение;
3) разговорный стиль; описание;
4) публицистический стиль; рассуждение.

(Текст написан в публицистическом стиле. Определим речевую ситуацию: 1 – много; официальная обстановка; цель – воздействие на читателя для пропаганды общественно значимых идей. Приметы стиля: восклицательные предложения, вопросительные предложения, фразеологизмы, морально-этические слова. Тип речи – рассуждение: автор отвечает на вопрос «Почему надо “воевать” за русский язык?»; приводит аргументы и делает вывод.)

III группа.

– Определите, какие средства использует автор  в предложениях 9 – 14.

(9)Но, может, самое грустное, что даже дети постарше не понимают значений слов «благородный?; самоотверженный», а также «тщеславный», «корыстный», «коварный», «вероломный» – им хочется двух слов: «хороший» и «плохой». (10)(Даже Эллочке-людоедочке из «12 стульев» нужно было тридцать.)
(11)Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и, наоборот, знающий его непременно станет добрее. (12)Это так, но речь не том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделать нас народом. (13)Напомню еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк сущий в ней язык...»
(14)Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит, как вода – в песок.

1) эпитет
2) метафора
3) антонимы
4) сравнение
5)цитирование
6) синонимы

(6, 4, 2, 5 – синонимы, метафора, цитирование и сравнение.)

Вывод. Таким образом, мы убедились, что воспитание бережного отношения человека к своему родному языку необходимо.

5. Повторение синтаксиса словосочетания и односоставного  предложения. (10 мин.)

5.1. Повторение теории (3 мин.)

– Чтобы выполнить задания В3, В4 ЕГЭ, повторим синтаксис словосочетания и односоставного предложения.
– Что называется словосочетанием?
– Какие типы связи есть в словосочетании?
– Какой тип связи называется согласованием? Пример?
– Какой тип связи называется управлением? Пример?
– Какой тип связи называется примыканием? Пример?

– Среди данных словосочетаний назовите «лишние». Объясните. (2 мин.) –

Слайд 4.

(На свое место, чтобы научить, язык сокращается, узнав смысл, нас народом, значений слов, только оговорить, сегодня вечером, научить говорить, более хрестоматийное.)

5.2. Задание. Из данных словосочетаний:

1) в школьные годы
2) неизменно писалось
3) ограниченный набор
4) рдевшие ланиты
5) теряем его
6) со значением слова
7) призывать беречь
8) удивляться алчности
9) двух слов
10) теряем пользуясь
11) желание сохранить
12) его взгляд
13) откуда-то приходит

Выберите словосочетания со связью. (5 мин.)

1-я группа: согласование.

(В школьные годы, ограниченный набор, рдевшие ланиты,)

2-я группа: управление.

(Теряем его, со значением слова, удивляться алчности, двух слов, его взгляд)

3-я группа: примыкание.

(Призывать беречь, теряем пользуясь, желание сохранить, откуда-то приходит)

Вывод. Знание видов подчинительной связи в словосочетании необходимо при выполнении заданий В3 ЕГЭ.

6. Синтаксис односоставного предложения (8 мин.)

6.1. Фронтальный опрос (5 мин.)

– Какие предложения называются односоставными?
– На какие группы делятся односоставные предложения?
– Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид односоставных предложений? (Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ ее выражения.)
– Какое сказуемое возможно в определенно-личном предложении? (Глаголы 1-го и 2-го лица.)
– Какое сказуемое возможно в неопределенно-личном предложении? (Глаголы в 3-м лице, глаголы в прошедшем времени.)
– Какова особенность безличного предложения?  (В нем нет и не может быть подлежащего.)
– Какие предложения называются назывными?

6.2. Тест (компьютерный). В данных предложениях найдите  сказуемое и определите способ его выражения. Определите вид односоставных предложений. (3 мин.) – Слайд 5.

1. Вспоминали прошлое.
2. Русский язык.
3. Необходимо относиться к русскому языку бережно и любовно.
4. Думая о языке, изучайте его.
5. Век живи – век учись.
6. Труднее найти односоставное предложение в составе сложного.

– Действительно труднее. Что для этого нужно сделать? (Найти основы, посмотреть способ выражения сказуемого.)

7. Работа с текстом (4 мин.)

1. Задание В3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ПИСАЛОСЬ ЧЕРЕЗ ДЕФИС (предложение 1).
(управление)
2. Задание В4. Среди предложений 1–6 найдите безличные, в том числе в составе сложных предложений. Запишите номера этих предложений. (2,3)

Вывод. Вы убедились, что знание синтаксиса словосочетания и односоставного предложения необходимо при выполнении заданий ЕГЭ.

8. Подведение итогов урока (1 мин.)

– Мы убедились в правоте слов Л.Толстого: «Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею».
– Поможет ли вам сегодняшняя работа на уроке при сдаче ЕГЭ и как?
– Какие пробелы в своих  знаниях вы восполнили сегодня на уроке?
– Над какими темами, по-вашему нам предстоит поработать в будущем , готовясь к ЕГЭ?

9. Задание на дом (1 мин.)

1) Из произведений художественной или публицистической  литературы выписать по 4 односоставных предложения разных видов (определенно-личные и т.д.)
2) Из этих же предложений выписать по 3 словосочетания с разными видами связи (согласование и т.д.)