Слайд 1. Повторение и обобщение по теме «Состав слова».
Цель: закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, об однокоренных словах и формах одного и того же слова.
Задачи:
- Закрепить навыки морфемного разбора;
- Формировать умения систематизировать изученный материал;
- Воспитывать ценностное отношение к слову, к родному краю.
Оборудование: проектор, компьютер, схемы, музыка.
Ход урока
I. Орг. момент. Приветствие.
Сегодня на уроке мы повторим всё, что вы знаете о строении слова, о роли морфем в речи. Работа нам предстоит большая, поэтому всё будем делать быстро и чётко.
СЛАЙД 2.
Мы будем НАБЛЮДАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОД.
I. Отправляясь в путь по дороге знаний, возьмём с собой корзину под названием «Морфемы». Давайте вместе положим в неё морфемы и вспомним, какова их роль в слове.
Я положу в корзину корень. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. А что вы положите в корзину?
- Приставку –
- Суффикс –
- Окончание –
- Основу –
Слайд 3
II.
– Хорошо. Теперь мы готовы приступить к орфографической разминке.Запишите на доске и в тетрадях словосочетания, объясните указанные орфограммы, разберите по составу слова (указанные).
В берёзовом2 лесу, нашёл под деревьями2,
подбежали к осинке, безлунные2 ночи.
– Почему под пишется в одном случае слитно, в другом – раздельно? Как отличить предлог от приставки?
– Какова роль окончания?
– Что такое основа слова?
III.
– Без какой морфемы не бывает слов?
СЛАЙД 4. Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами.
СЛАЙД 5 – КЛЮЧ. Я вставила такие буквы. Кто согласен со мной?
Все? Давайте проверим, не ошиблись ли мы, объясним, почему так написали.
СЛАЙД 6.
– Определите тему текста. Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова называются родственными?
– А какая морфема стоит перед корнем?
– Зачем нужна приставка?
IV.
– В том, что приставка служит для образования новых слов, убедимся, подбирая однокоренные слова к слову ГОВОРИТЬ. Изменить можно только приставку.про-, под-, пере-, на-, у-, об-, за-, при-, раз-,
(ученики по одному записывают несколько слов, располагая их в определённом порядке).
СЛАЙД 7.
– Мы расположили однокоренные слова созвездием. Называется оно КЛАСТЕР.
– Много новых слов образовали с помощью приставки? К.И.Чуковский говорил:
СЛАЙД 8. «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
Самостоятельная работа. Составьте кластер со словом ПИСАТЬ
– Постарайтесь в своей речи использовать больше приставок.
(за-, при-, под-, пере-, при-, в-, над-, с-, до-, от-, о-, ис-…)
V.
Какая же морфема заскучала в корзине?– Суффикс. А зачем нам нужен суффикс? (после ответа ученика привлечь внимание ребят к пейзажу за окном).
– Ребята, посмотрите, как красиво за окном.
И стало вдруг белым-бело,
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло.
Снег выпал. Чудо совершилось.
(И. Кравченко)
– Ребята, правда – снег – чудо? Подберите и самостоятельно запишите по схемам однокоренные слова к удивительному слову СНЕГ.
Слайд 10.
– Вот видите, если бы не суффиксы, в нашем языке не появились бы такие красивые слова, как: снегурочка, снеговой, снежинка, снеговик.
СЛАЙД 11.
Составьте небольшой текст с этими словами. А помогут вам в этом фотографии из цикла «Наше село в зимние дни», которые вы видите на слайде.
VI.
Устали? А стихи писать умеете? Сейчас мы с вами напишем синквейн о зимушке-зиме. (Напоминаю правила написания синквейна, СЛАЙД 12).
Написать синквейн вам помогут весёлые ребятишки, которые так рады зиме. Наше ключевое слово, конечно, «Зима». Слайд 13.
Зима.
Студёная, снежная.
Злится, пугает, веселится.
Любит русский народ снежные морозные зимы.
Радость.
(Послушать несколько синквейнов.)
– Молодцы, ребята. Вы все замечательно справились с заданием.
VII.
Закончим наш урок небольшим тестом «Проверь себя». Ответы запишите в столбик под цифрами.
- Часть слова без окончания?
- Как называется морфема, в которой заключено лексическое значение слова?
- Какая морфема не изменяет лексическое значение слова?
- О какой морфеме Чуковский говорил, что она придаёт речи богатейшие оттенки?
- Какая морфема слову ЗИМУШКА придаёт уменьшительно-ласкательное значение?
- Как называются значимые части слова?
СЛАЙД 14.
– Посмотрите в нашу корзину. Всё повторили? Вы выполнили прекрасно все задания, каждый достоин звания «ЗНАТОК ТЕМЫ». Мы ещё глубже познали русский язык. На уроке вы работали с душой, с усердием и умом. А великая награда – это ваши знания. Спасибо за урок. СЛАЙД 15.
Литература:
- Использована музыка с сайта: muzofon.com
- Использована картинка (слайд 13) с сайта: voffkatkachenko.topbb.ru/viewtopic.php?id=460&p=27