Цели:
- повторить изученное о причастии;
- дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми;
- выработать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова
Ход урока
I. Организационный момент
1. Объявление темы урока. (Приложение 1, слайд 1)
2. Постановка цели урока в соответствии с темой. (Слайд 2)
II. Орфографическая пятиминутка.
1. Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами. Списать текст, обозначив графически орфограмму. (Слайд 3)
Наступивш … незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты.
2. Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы. Комплексная работа с текстом.
К какой части речи относятся слова с пропусками?
Докажите, вспомнив определение причастия.
Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.
Может ли причастие быть зависимым словом? А иметь при себе зависимые слова?
Приведите примеры из текста. (Слайд 4)
Назовите синтаксическую функцию причастия?
Какова роль определений в тексте?
Упражнение в отличии причастий от причастных оборотов. (слайд 5)
Торопящийся человек, торопящийся на работу, поднимающиеся альпинисты, поднимающиеся в гору, вспыхнувший свет, вспыхнувший ярко
III. Работа по теме урока
Работа со слайдом 6. Что значит обособить?
Словарь С.И Ожегова
Обособить – выделить особо, ограничить
Особенный – не такой, как все, исключительный
Обособленный – стоящий особняком, отдельный
Обособление – выделение, ограничение
Обособиться – выделиться из общего, изолироваться, занять особое
положение
Работа с учебником на стр. 32, чтение правила, работа со слайдом 7.
Ребята называют условия обособления причастного оборота, опираясь на учебник, и объясняют примеры, помещённые на слайде.
Расставить знаки препинания в тексте. (Слайд 8, 9)
Летняя ночь наступившая почти мгновенно укутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени недавно распустившейся под нашим окном опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.
Летняя ночь, наступившая почти мгновенно, укутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.
4. Самостоятельная работа с упр. 70 по вариантам.Взаимная проверка.
IV. Подведение итогов. (Слайд 10)
- Что называется причастным оборотом? (Причастие с зависимым словом.)
- Что значит обособить причастный оборот? (Выделить его запятыми.)
- В каких случаях причастный оборот обособляется? (Если стоит после определяемого слова.)
Домашнее задание
Упр. 72, сл. слова, п. 12