"Правописание Н и НН в различных частях речи". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цели урока:

Образовательные:

  • Повторить правописание Н И НН в различных частях речи, изученное в 5-7-х классах;
  • Учить видеть данные орфограммы в слове, тексте и применять их при письме;
  • Готовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Развивающие:

  • Произвести синтез знаний по теме на основе анализа отдельных его составляющих.
  • Развивать умения писать связный текст на заданную тему.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русскому языку через межпредметную связь
  • Воспитывать любовь к слову.

Форма урока – урок-обобщение

ХОД УРОКА

I. Работа с текстом, создание ситуативной задачи. (Слайд 1)

Буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавле..ые тяжкой грудой льда. Ледя...ые поля придвинулись в самому берегу. Пошел гул, рокотом отдаваясь в глубине величестве..о стоявшего бора. Послышалось могучее шипение, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось неукроще..ое стоногое чудовище. Передовые льдины столкнулись с торосом. Движение ледя..ой массы, встретив непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут вдоль берега лома..ыми очертаниями поднялись новые громады.

Вопросы по тексту:

  • Докажите, что это текст. (Предложения связаны в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой связаны по смыслу и грамматически. Мысль в тексте закончена.)
  • Объясните правописание пропущенных орфограмм.
  • В каких частях речи пропущены данные орфограммы?
  • Подумайте и определите
    – тему урока (Слайд 2)
    – задачи, которые стоят перед нами?

Задачи урока: (Слайд 3)

  • Повторить ранее изученное о правописании Н и НН в имени прилагательном, наречии, причастии.
  • Систематизировать знания о правописании Н и НН в различных частях речи;
  • Готовиться к сдаче ЕГЭ.
  • Учиться применять полученные знания на практике.

II. Работа с теоретическим материалом.

Вопрос: от каких частей речи могут быть образованы имена прилагательные?

а) Вспомните правила правописания Н и НН в именах прилагательных.

(Слайд 4)

Н и НН

в именах прилагательных

-Н- пишется:

  • Образованных от существительных с помощью суф-в
    -ан-, -ян-, -ин -. Напр.: кожаный, глиняный, лебединый
    Искл.: деревянный, оловянный, стеклянный
  • В суф-х прилагательных -онн-, -енн- пишется НН
    Напр.: станционный, соломенный

Запомните: ветреный (день, человек)

  • В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н-.
    Напр.: стенной (стен-а), истинный (истин-а)
  • В кратких прилагательных пишется столько же -Н-, сколько в полных. Напр.: ветрена (ветреный), пустынна (пустынный)

(Слайд 5)

Н и НН

в именах сущ-х

Новый материал!!!

  • В производных существительных пишется столько же -Н-, сколько и в производящей основе.
    Напр.: путаник (путаный), избранник (избранный)

(Слайд 6)

Н и НН в наречиях

  • В наречиях на -о (-е) пишется столько -Н-, сколько и в прилагательном, от которого данное наречие образовано.
    Напр.: интересно (интересный), умышленно (умышленный)

Слова записаны на доске: юный, румяный, зеленый, единый, свиной, бараний?

Вопрос: сколько Н и почему напишем в словах

б) (Слайд 7)

Отглагольные прилагательные

-Н-

Причастия

-НН-

  • В прилагательных, образованных от глаголов несов. вида (без приставок) и не имеющих зависимых слов.
    Напр.: клёпаный (клепать), стираный (стирать)

Запомните: смышленый, приданое, названый, незваный, непрошеный.

  • В прилагательных и причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками).
    Напр.: перерубленный (перерубить)
  • Имеющих зависимые слова
    Напр.: тушённые (в чем?) в сметане овощи
  • В прилагательных глагольного происхождения на -ованый, -еваный.
    Напр.: рискованный шаг, балованный ребенок, корчеванный участок.

Исключения: кованый, жеваный
(-ов, -ев входят в состав корня)

Запомните! Приставка НЕ на правописание Н и НН не влияет.

III. Отработка материала.

1. Словарная диктовка.

Задание: объяснить правописание Н и НН.

Груженая баржа; разгруженная баржа; баржа, груженная арбузами; негруженая баржа; неразгруженная баржа; вскипяченная вода; некипяченая вода; выкрашенный пол; не6крашеный пол; запутанная история; путаный ответ; жареные грибы; гусь, жаренный в масле, поджаренные пирожки.

2. Работа с перфокартой.

а) Самостоятельная работа по карточкам.

Ф.И. ___________________________________

Смеша .. ый лес
Рискова .. ый поступок
Вкусное мороже .. ое
Ране .. ый в голову солдат
Карти .. ая галерея
Песча .. ая отмель
Богатое прида .. ое
Краше .. ая в мастерской шерсть
Серебря ..ый перстень

Негашё .. ая известь
Были .. ый богатырь
Оловя ..ый солдатик
Варё ..ая колбаса
Купле .. ые в кредит товары
Ветре ..ый человек
Незва .. ый гость
Нежда ..ый визит товарища
Румя ..ый мальчуган

б) Самопроверка. (Слайд 8)

Учитель: – Кто не сделал ошибок?

– В написании каких слов вы засомневались?

3. Готовимся к ЕГЭ (Слайд 9)

а) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН”?

1. Цветы можно поливать кипяче..ой водой.
2. На письме..ом столе лежат стопки ученических тетрадей.
3. Улица блистала, устла..ая снежным ковром.
4. Низина утонула в тума..ой дымке.

б) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется Н”?

1. Законы природы неизме..ы.
2. Окно было завеше..о темной тканью, и в комнате стоял полумрак.
3. Вадим считал, что сестра слишком ветре..а, чтобы поручить ей серьезное дело.
4. Иные говорят мудре..о, а мысли скудные.

в) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несов. вида, пишется Н”?

1. Медвежата были рожде..ы в неволе и легко поддавались дрессировке.
2. Полирова..ая мебель красива, но не практична.
3. Издалека виден позолочё..ый купол колокольни Ивана Великого.
4. На воща..ых дощечках писали заостренными палочками.

г) Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.

1) 1, 2; 2) 2; 3) 2, 3; 4) 1, 3.

д) Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределе(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1) 1; 2) 2; 3) 1, 2; 4) 1, 2, 3.

Задание: осуществить взаимопроверку работ (Слайд 10)

4. Записать предложения, объяснить написание.

Все хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Некрасов) Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (Пушкин.) В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (Лермонтов.) Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. (Никитин.) Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин.) Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском, с громовым сходственным сверканием и треском. (Ломоносов) Капитон только прищурил свои оловянные глазки. (Тургенев.)

5. Творческая работа (сочинение-миниатюра с заданным началом) (Слайд 11)

Петербург Достоевского

Раскольников медленно, как бы в нерешительности шел по улицам Петербурга. Он болезненно морщился и находился в напряженном состоянии, похожем на ипохондрию.

А между тем город жил своей жизнью…

Задание: составить текст, опираясь на изученные главы романа “Преступление и наказание”, в которых Достоевский описывает Петербург. При этом в тексте обязательно употребить слова с изучаемыми орфограммами.

(Слайд 12)

Пейзажи в романе “Преступление и наказание”:

Ч. 1, гл.1 (“отвратительный и грязный колорит” городского дня);
Ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины)
Ч. 2, гл. 2 (великолепная панорама Петербурга)
Ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург)
Ч. 5, гл. 5 (вид из окна Раскольникова)
Ч.6, гл. 6 (грозный вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова)

IV. Итог урока. (Слайд 13)

а) Вспомнить, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Какие из них остались нереализованными?
б) Оценки

V. Домашнее задание: упр. 180

(Слайд 14)

Спасибо за урок!

Презентация