В связи с предъявляемыми новыми требованиями к организации учебно-воспитательного процесса мне пришлось обратиться к поиску инновационных технологий, форм и методов обучения.
Технология модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся.
Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Весь учебный материал разбивается на модули, соответствующие одному учебному занятию. Далее строится система занятий согласно общепринятой схеме. Учащиеся знакомятся с планом работы над модулем, им сообщается минимум знаний, умений, навыков по модулю и требования к ним.
«Технологичность процесса» заключается в повторяемости работы над модулями при разнообразии содержания и емкости модулей, чем в конечном итоге и вырабатывается осознаваемый учащимися механизм управления своей самостоятельной учебной деятельностью.
Фактором упрощения внедрения модульной технологии для меня является разделение класса на подгруппы, что даёт возможность осуществить преобразующую, консультирующую и коррекционную функцию учителя, направленную на оказание индивидуальной помощи каждому ученику.
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках модульной технологии по определённому разделу русского языка имеет у меня следующую примерную схему:
- 1-й урок - Осознание структуры темы, установка на работу.
- 2-й - 3-й уроки - Вводная лекция, объединяющая несколько параграфов, составление опорного конспекта.
- 4-й урок - Семинар-практикум качественных и количественных заданий, консультация по теории и отработка алгоритмов.
- 5-й урок – Практические, лабораторные работы по теме.
- 6-й урок - Зачёт-контроль знаний.
- 7-й урок - Контрольная работа.
- 8-й урок – конкурс, игра, викторина и т.д.
Первый этап работы по модульной технологии включает в себя составление модульной программы. Модульные программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей при полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов модуля с реализацией обратной связи при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.
Проведенная оценка результатов обучения с использованием модульной системы организации учебно-воспитательного процесса свидетельствует об эффективности проводимой работы.
Показателем, подтверждающим развитие творческого потенциала учащихся при использовании модульной технологии, является и увеличение числа участников и призеров олимпиад по русскому языку, научно-практических конференций.
Технология модульного обучения является адаптивной, природосообразной, способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения. Она научно актуальна: в ней сочетаются новые подходы к обучению и традициям, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт ее применения неизбежно приводит к росту компетентности учащихся и учителей. Информационные технологии в модульном обучении сочетают в себе стимулы повышения профессионального мастерства с выполнением общественно важной миссии – подготовки способных, увлеченных людей.