Модульная технология обучения как средство развития познавательной и личностной сферы учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (551 кБ)


В связи с предъявляемыми новыми требованиями к организации учебно-воспитательного процесса мне пришлось обратиться к поиску инновационных технологий, форм и методов обучения.

Технология модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся.

Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Весь учебный материал разбивается на модули, соответствующие одному учебному занятию. Далее строится система занятий согласно общепринятой схеме. Учащиеся знакомятся с планом работы над модулем, им сообщается минимум знаний, умений, навыков по модулю и требования к ним.

«Технологичность процесса» заключается в повторяемости работы над модулями при разнообразии содержания и емкости модулей, чем в конечном итоге и вырабатывается осознаваемый учащимися механизм управления своей самостоятельной учебной деятельностью.

Фактором упрощения внедрения модульной технологии для меня является разделение класса на подгруппы, что даёт возможность осуществить преобразующую, консультирующую и коррекционную функцию учителя, направленную на оказание индивидуальной помощи каждому ученику.

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках модульной технологии по определённому разделу русского языка имеет у меня следующую примерную схему:

  • 1-й урок - Осознание структуры темы, установка на работу.
  • 2-й - 3-й уроки - Вводная лекция, объединяющая несколько параграфов, составление опорного конспекта.
  • 4-й урок - Семинар-практикум качественных и количественных заданий, консультация по теории и отработка алгоритмов.
  • 5-й урок – Практические, лабораторные работы по теме.
  • 6-й урок - Зачёт-контроль знаний.
  • 7-й урок - Контрольная работа.
  • 8-й урок – конкурс, игра, викторина и т.д.

Первый этап работы по модульной технологии включает в себя составление модульной программы. Модульные программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей при полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов модуля с реализацией обратной связи при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.

Проведенная оценка результатов обучения с использованием модульной системы организации учебно-воспитательного процесса свидетельствует об эффективности проводимой работы.

Показателем, подтверждающим развитие творческого потенциала учащихся при использовании модульной технологии, является и увеличение числа участников и призеров олимпиад по русскому языку, научно-практических конференций.

Технология модульного обучения является адаптивной, природосообразной, способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения. Она научно актуальна: в ней сочетаются новые подходы к обучению и традициям, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт ее применения неизбежно приводит к росту компетентности учащихся и учителей. Информационные технологии в модульном обучении сочетают в себе стимулы повышения профессионального мастерства с выполнением общественно важной миссии – подготовки способных, увлеченных людей.

Описание урока «Практикум. Односоставные предложения»