Наш язык – это важнейшая часть нашего общего
поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко
можем судить о том, с кем имеем дело. |
Тип урока: комбинированный (систематизация изученного и контроль качества знаний).
Оборудование: таблицы, портрет А.А.Фета, проигрыватель, компьютер, экран.
Цели:
- Обучающие
Ход урока
1. Проверка домашнего задания (упр.261).
«Мне нравится, что вы больны не мной…»
а) Определите тему этого стихотворения.
б) Объясните написание слов.
Морфологический разбор местоимений:
1 вариант – из 1-й строфы;
2 вариант – из 2-й строфы;
3 вариант – из 3-й строфы.
2. Работа с карточками (правописание местоимений).
Повторение. Не с различными частями речи.
Задание: обозначить части речи, объяснить правописание слов.
3. Диктант.
Небрежность в работе, не правда, а ложь, небольшое количество, невысокий сверстник, неглубокий, а рыбный пруд, медведь неуклюж, не был дома, он негодовал, собрание не закончено, не быстро, а медленно, невспаханное поле, негодуя. (Фронтальная проверка).
4. Опрос.
– Какой части речи не было в диктанте?
– Дайте определение местоимению.
– Назовите разряды местоимений, приведите примеры.
– Запишите предложение, найдите местоимение
Когда-то великий Репин признавался, что лучшие часы его жизни – одинокие часы в мастерской.
5. Музыкальная минутка.
Прослушайте романс на стихи А.А. Фета «На заре ты ее не буди…»
– Определите тему этого стихотворения.
– Какие местоимения употребляет поэт?
6. Сообщение учителя.
Среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. Например, в рассказе М. Горького « Макар Чудра» они составляют 17% к общему количеству слов, в драме А.Н. Островского « Гроза»– около 20 %.
Можно встретить фразы, где мысль раскрывается почти при помощи одних местоимений: «С меня и того довольно, что она меня любит». (А. Островский.)
Местоимения получили свое название оттого, что они употребляются вместо имени существительного, прилагательного, числительного.
Но иногда им хочется выступить и не в своей роли, тогда они переходят в знаменательные или в служебные части речи.
Определите в следующих примерах, где выделенные слова являются местоимениями и где они употреблены в роли других частей речи.
Примеры на экране:
Он все еще сидит дома.
Он все рассказал мне.
Отдай мне то, что обещал.
То дождь пойдет, то выглянет солнце.
Дом весь сгорел.
Ходят тут всякие.
Он собой ничего.
Она живет ничего.
Мое оскорбленное я сильно страдает.
7. Работа с учебником (упр. 262 Ст.)
8. Работа с текстом ЕГЭ.
Говорят, глаза – зеркало души. Но зеркало лишь отражает, не запечатлевает образы, и обратной стороны его не обнаружено. Глаза же выражают, погружают в себя, пропускают сквозь внешние картины и все узнанное передают в неисповедимую область души, сердца и сознания.
Запишите текст, обозначьте все местоимения.
9. Тренировочные упражнения.
а) На месте какой цифры пишется НИ?
(Предложение на экране)
Она (1) перед кем (2) когда (3) открывает сокровенных движений сердца, (4) кому(5)поверяет душу.
Предложение записать, объяснить.
1) 2, 3, 4, 5
2) 3, 4, 5
3) 2, 3, 5
4) 1, 2, 4
б) Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?
Что же ты сидишь без огня?
1) вопросительное местоимение;
2) наречие;
3) личное местоимение;
4) частица.
в) Составьте сложное предложение с устойчивыми сочетаниями (3 группы):
1 группа – остался ни при чем;
2 группа – остался ни с чем;
3 группа – пропал ни за что.
10. Самостоятельная работа.
Записать предложения, найти местоимения, определить разряд.
Ни у кого не хватило смелости признать свои ошибки.
Этот человек ни перед кем шапки не ломает, никто ему не указ.
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Ничьими похвалами не возносись.
Хоть в шелк одень неряху, а все глядеть не на что.
Родную мать никем не заменишь.
Не с кого спрашивать, когда сам виноват.
Если за день ничему не научился, зря прожил день.
11. Итоги урока.
О правописании каких местоимений вы еще хотели бы сказать? (Личные,
неопределенные).
Что повторили на уроке?
12. Домашнее задание.
П.46, 47. Ответить на вопросы.
Написать сочинение-рассуждение по пословицам (разбить класс на группы).
Ссылки на текстовые источники
- Гольцова Н.Г