Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  • обучающая: обобщить знания учащихся о признаках однородных членов предложения, закрепить навык постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, продолжить развитие навыка использования однородных членов в письменной речи;
  • развивающая: развивать у учащихся навыки самостоятельной работы (в том числе и навык создания мини-проекта), умение логически мыслить, развивать речь;
  • воспитывающая: воспитывать любовь и чуткость к родному языку, стремление к речевому совершенствованию, любовь к родной природе.

Используемые технологии: информационно-компьютерная, игровая, индивидуализация обучения, проблемное обучение, проектное обучение.

Приложение 1

Ход урока

I. Организационный этап

II. Этап введения в тему урока

1. Просмотр отрывка из кинофильма режиссера Юрия Чулюкина «Девчата».

2. Беседа.

– В чем особенность монолога героини этого сюжета? (Ее речь насыщена однородными членами)

– Какой становится ее речь благодаря однородным членам? (Ее речь очень лаконична и ёмка по содержанию)

– А как вы думаете, где чаще используются однородные члены: в устной или в письменной речи?

– Вот сегодня мы и будем обобщать и закреплять наши знания об однородных членах предложения и их использовании в письменной речи.

III. Этап обобщения и закрепления знаний

1. Организация индивидуального задания «Погадаем на ромашке».

(На лепестках цветка записаны определения, касающиеся однородных членов; одно из них неверное. К этому заданию возвращаемся в конце урока).

2. Закрепление понятия однородных членов.

1. Рассказ учащихся об однородных членах предложения.

2. Анализ предложения:

Весна торопилась к лету, играла красками и запахами, раскрывала цветы, подгоняла людей на работу ранним утром, поздним вечером, короткой ночью.

Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены как члены предложения, определить количество рядов однородных членов.

– В данном предложении нам не встретились однородные определения. Это не случайно. О них мы поговорим особо.

3. Закрепление понятия однородных и неоднородных определений.

1. Рассказ учащихся об однородных и неоднородных определениях.
2. Буквенный диктант:

1) В темные окна стучали крупные дождевые капли.
2) За рекой поднимались дубовые, пихтовые леса.
3) Дорога спускалась вниз и потом убегала в громадный хвойный лес.
4) Над мокрым лугом тянулись бесформенные бурые облака.
5) По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом.
6) У ног моих лежал маленький, поросший лилиями пруд.
7) Теперь это захудалый, заброшенный городишко.

3. Проверка:

  2 3 4 5 6 7
н о н н н о о

4. Физкультминутка

5. Закрепление постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами

1. Чтение отрывка из рассказа А.П. Чехова «Мыслитель»

«Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания, – говорит Яшкин, тюремный смотритель. – Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный. Товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит: Милостивый государь – запятая, посетив тюрьму такого-то числа – запятая. Я заметил – запятая, что арестанты – запятая…тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах то же самое…

Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд…»

– Прав ли Яшкин, осудивший Меринова?

– А теперь давайте вспомним, как расставляются знаки препинания в предложениях с однородными членами и какие знаки используются при этом.

2. Рассказ учащихся о знаках препинания при однородных членах.

– Что важно иметь в виду, когда в предложении есть союз -и-? (Он может соединять как однородные члены предложения, так и сложные предложения).

3. Работа с раздаточным материалом. Задание 1. Продолжите предложения так, чтобы союз -и– соединял части сложного предложения (1 вариант) и однородные сказуемые (2 вариант).

1) Солнце встает из-за туч и…
2) Лось вышел на опушку леса и…
3) Ветер тронул верхушки деревьев и…

4. Проверка.

6. Закрепление постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

1. Рассказ учащихся о знаках препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

2. Работа с раздаточным материалом. Задание 2. Списать предложения, расставить знаки препинания, построить схемы.

1) Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой – выглядело радостным и привлекательным.
2) На мягкой зелени листьев, на шелковистой траве – всюду сверкали солнечные блики.
3) Луговые цветы, как-то: медуница, ромашка, василек – пахнут по-особому.

3. Проверка.

7. Подведение итогов самостоятельной работы «Погадаем на ромашке».

Слушаем выступления ребят (должны остаться лепестки одного цвета).

IV. Этап представления мини-проекта по теме «Однородные члены предложения»

V. Этап подведения итогов урока. Домашнее задание