Цели:
- обучающая
Используемые технологии: информационно-компьютерная, игровая, индивидуализация обучения, проблемное обучение, проектное обучение.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Этап введения в тему урока
1. Просмотр отрывка из кинофильма режиссера Юрия Чулюкина «Девчата».
2. Беседа.
– В чем особенность монолога героини этого сюжета? (Ее речь насыщена однородными членами)
– Какой становится ее речь благодаря однородным членам? (Ее речь очень лаконична и ёмка по содержанию)
– А как вы думаете, где чаще используются однородные члены: в устной или в письменной речи?
– Вот сегодня мы и будем обобщать и закреплять наши знания об однородных членах предложения и их использовании в письменной речи.
III. Этап обобщения и закрепления знаний
1. Организация индивидуального задания «Погадаем на ромашке».
(На лепестках цветка записаны определения, касающиеся однородных членов; одно из них неверное. К этому заданию возвращаемся в конце урока).
2. Закрепление понятия однородных членов.
1. Рассказ учащихся об однородных членах предложения.
2. Анализ предложения:
Весна торопилась к лету, играла красками и запахами, раскрывала цветы, подгоняла людей на работу ранним утром, поздним вечером, короткой ночью.
Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены как члены предложения, определить количество рядов однородных членов.
– В данном предложении нам не встретились однородные определения. Это не случайно. О них мы поговорим особо.
3. Закрепление понятия однородных и неоднородных определений.
1. Рассказ учащихся об однородных и неоднородных определениях.
2. Буквенный диктант:
1) В темные окна стучали крупные дождевые капли.
2) За рекой поднимались дубовые, пихтовые леса.
3) Дорога спускалась вниз и потом убегала в громадный хвойный лес.
4) Над мокрым лугом тянулись бесформенные бурые облака.
5) По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом.
6) У ног моих лежал маленький, поросший лилиями пруд.
7) Теперь это захудалый, заброшенный городишко.
3. Проверка:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
н | о | н | н | н | о | о |
4. Физкультминутка
5. Закрепление постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами
1. Чтение отрывка из рассказа А.П. Чехова «Мыслитель»
«Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания, – говорит Яшкин, тюремный смотритель. – Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный. Товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит: Милостивый государь – запятая, посетив тюрьму такого-то числа – запятая. Я заметил – запятая, что арестанты – запятая…тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах то же самое…
Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд…»
– Прав ли Яшкин, осудивший Меринова?
– А теперь давайте вспомним, как расставляются знаки препинания в предложениях с однородными членами и какие знаки используются при этом.
2. Рассказ учащихся о знаках препинания при однородных членах.
– Что важно иметь в виду, когда в предложении есть союз -и-? (Он может соединять как однородные члены предложения, так и сложные предложения).
3. Работа с раздаточным материалом. Задание 1. Продолжите предложения так, чтобы союз -и– соединял части сложного предложения (1 вариант) и однородные сказуемые (2 вариант).
1) Солнце встает из-за туч и…
2) Лось вышел на опушку леса и…
3) Ветер тронул верхушки деревьев и…
4. Проверка.
6. Закрепление постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.
1. Рассказ учащихся о знаках препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.
2. Работа с раздаточным материалом. Задание 2. Списать предложения, расставить знаки препинания, построить схемы.
1) Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой – выглядело радостным и привлекательным.
2) На мягкой зелени листьев, на шелковистой траве – всюду сверкали солнечные блики.
3) Луговые цветы, как-то: медуница, ромашка, василек – пахнут по-особому.
3. Проверка.
7. Подведение итогов самостоятельной работы «Погадаем на ромашке».
Слушаем выступления ребят (должны остаться лепестки одного цвета).
IV. Этап представления мини-проекта по теме «Однородные члены предложения»
V. Этап подведения итогов урока. Домашнее задание