Цели:
- Образовательная
Задачи.
Образовательные:
- Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков; умения определять вид подчинительной связи в словосочетании; морфемный разбор; формирование навыков определять тип и стиль текста.
Развивающие:
- Развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной); обогащение словарного запаса.
- Развитие различных операций мышления (умения наблюдать, обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы).
- Совершенствование умения работать в паре, строить аргументированный ответ на вопрос.
Воспитательные:
- Привитие интереса к русским традициям, знакомство с историей самовара и чаепития.
Метод: коммуникативно-деятельственный.
Тип урока. Урок контроля знаний.
Оборудование. Рисунки и иллюстрации с изображениями самоваров, карточки с заданиями для обучающихся-инофонов, таблица «Личные окончания глаголов».
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода занятия. Определение целей занятия.
2. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня мы продолжим работу над определением спряжений глаголов, а также вы узнаете о традиции чаепития на Руси. А какое чаепитие без самовара?
Учитель прикрепляет на доску иллюстрации с изображениями самоваров.
Посетив краеведческий музей, мы увидели бы коллекцию русских самоваров. Как вы понимаете слово коллекция?
Ответ. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
Задание. Как вы понимаете значение слова ’’самовар’’?
I. Предтекстовая работа.
1. Словарно-лексическая работа.
На доске записаны слова: самовар, самоварник,самоварщик.
Задание. Найдите в словаре значения следующих слов:
САМОВАР – САМОВАР, самовара, муж. 1. Металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой угольями. Тульский самовар. Поставить самовар (начать кипятить воду в самоваре). Самовар кипит (кипит вода в самоваре). Подать самовар (поставить… … Толковый словарь Ушакова
Словообразовательная работа.
Как образовано слово «самовар»?
Оно образовано сложением основ сам и вар ( от варить в значении «кипятить»).
Найдите однокоренные слова к слову ’’самовар’’ из Толкового словаря Даля.
САМОВАР – САМОВАР, самоварец, самоварчик; самоваришка, самоварища: самокипец. Самоварный верток (кран).… …
САМОВАРНИК в России до 1917 г. – лицо из мещанской среды, занимавшееся «самоварным промыслом» в местах массовых гуляний
Большой толковый словарь.
Слово САМОВАРЩИК в словаре Ефремовой.
Ударение:
самова́рщик м.разг.Тот, кто изготовляет самовары.
2. Грамматическая работа.
– Составить словосочетания с прилагательными русский,горячий,,полезный, с существительными самовар, чай, напиток.
– Подберите видовые пары к глаголам:
Чистить – почистить
украшать – украсить
раздувать – раздуть
идти – пойти
решаю – решу
Винительный падеж объекта (кого? что?). Предложный падеж (кого? чего?).
– Составить словосочетания:
чистить – что? (самовар), делать из чего? (медь), пить – что? (чай), придавать что? (форма), посещать что? (музей), видеть кого? (мастер-самоварник).
– Прошедшее время глагола: поставить глагол в форму прошедшего времени:
Знает – знал, пойти – пошёл, попить– попил, считать– считал, чистить – чистил, засыпать – засыпал, закипать – закипал.
II. Притекстовая работа
Задание 1. Посмотрите на заголовок. Предположите, о чём пойдёт речь в тексте. (Смысловая догадка)
Задание 2.Упражнения, связанные с выразительным чтением (интонирование).
Прослушайте текст, поставьте ударения в словах, разбейте его на синтагмы.
Чтение текста учителем.
Текст
Русский самовар
1) Во всем мире знают русский самовар. 2) Его родиной считают город Тулу. 3) Там было много мастеров-самоварников.4) Даже существует пословица: «В Тулу со своим самоваром не ездят». 5) Первый самовар был изготовлен в 1778 г. Назаром Лисицыным. 6) Самовары делали из меди, серебра и мельхиора, разные по форме и объему. 7) Были даже такие, которые вмещали в себя до пяти ведер воды. 8) Не все знают, как он устроен. 9) Внутри самовара находится труба. 10) В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь.11) Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. 12) Закипала в самоваре вода. 13) «Самовар кипит – уходить не велит», «С самоваром чай важнее и беседа веселее» – эти и многие другие пословицы отражали уважительное отношение к самовару. 14) Только на Руси пили чай из самовара.15) Дорогой был чай в те времена, так как возили его купцы из заморских стран в Россию.16) Поэтому и появилось выражение «чайком побаловаться». 17) Чай признают не только вкусным, но и полезным напитком: он очищает кровь, регулирует работу печени, снимает сонливость. 18) Самовар – это доброе русское гостеприимство.19) Существуют музеи самоваров. 20) Первый музей был создан в Минске. 21) Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. 22) Открыт музей и в городе Туле. 23) Самовар – это часть жизни русского народа, отражённая в его пословицах и поговорках, в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.А. Блока и М. Горького.
Задание 3. Определите стиль данного текста.
Задание 4. Каким типом речи является данный текст?
Задание 5. Найдите в тексте ответ, соответствующий заголовку.
Задание 6. Произнесите слова мельхиор, был, делал, закипал, пил, коллекция, обращая внимание на произношение звуков (Л*) и (Л). Пословица, самовар, заморских, вкусным, русский, сухие – произношение звуков (С*) и (С).
Задание 7. Прочитайте текст по синтагматической разметке. Обратите внимание на новые слова и выражения, на употребление глаголов, винительного падежа объекта (кого? что?), предложного падежа (кого? чего?), согласование прилагательных с существительными. (Обучающиеся – инофоны читают вслух по очереди). Учитель вешает таблицу с окончаниями глаголов по спряжениям.
Задание 8. Слова какой части речи помогли больше узнать о самоваре и
чаепитии?
Вспомните, какие окончания глаголов относятся к 1 спряжению?
Выпишите из предложения №17 глаголы, выделите у них окончания, определите
спряжение.
Признают, очищает, регулирует, снимает.
Задание 9. Какие окончания глаголов относятся ко 2 спряжению?
Выпишите из предложения №13 глаголы, выделите у них окончания, определите
спряжение.
Кипит, уходить не велит.
Задание10. Перестройте четвёртое предложение с союзом что.
Ответ. Даже существует пословица, что в Тулу со своим самоваром не ездят.
Задание 11. Разделите текст на части (микротексты). Работа в парах. Один задаёт вопрос, а другой отвечает.
Вопросы к первому фрагменту текста:
1. Какой город считают родиной самовара?
2. Кто его изобрёл?
3. Из чего делали самовары?
4. Какие бывают самовары?
Вопросы ко второму фрагменту текста:
1. Как устроен самовар?
2. Что засыпали в трубу самовара?
3. Чем раздували огонь в самоваре?
Вопросы к третьему фрагменту текста:
1. Объясните выражение «чайком побаловаться».
2. Почему чай признают не только вкусным, но и полезным напитком?
3. Как наш народ относится к самоварам?
4. Какие существуют музеи самоваров?
5. Кто из русских классиков воспел самовар в своих произведениях?
6. Как вы считаете, можно ли перевести слово « самовар» на другие языки? (Выявить скрытую информацию).Ответ. Слово «самовар» не переводится на другие языки, а это значит, что оно интернационально.
Задание 12. – А теперь прочитайте пословицы, которые встретились у вас в тексте. Обучающиеся-инофоны объясняют смысл пословиц.
III. Послетекстоваяработа.
Задание 1. Составьте краткий план к тексту.
Задание 2. Перескажите текст от лица мастера-самоварщика.
Задание 3. Скажите, а из чего пьют чай? Разные народы пьют чай из своей национальной посуды.
Задание 4. Расскажите, как у вас происходит чаепитие?
Рефлексия в форме синквейна.
Самовар.
Тульский, медный.
Засыпать, поджигать, закипать.
Самовар-символ русского быта.
Прибор.