Обобщающий урок по теме "Союз". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель: Обобщение и систематизация знаний о союзе.

Задачи:

  1. Закрепить умение видеть и характеризовать союзы.
  2. Закрепить умение конструировать предложения по схемам и заданию.
  3. Прививать детям любовь к земле, к творчеству нашего народа.

Методы:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

Оборудование:

  • компьютер;
  • экран;
  • проектор;
  • карточки;

Ход урока

1-й этап урока. Слово учителя.

Ребята, сегодня урок мы посвящаем подведению итогов, обобщению изученного о союзах. Работать мы будем командами (6 команд по 4 человека), поэтому в конце урока мы должны выяснить, какая команда лучше всех знает часть речи – союз.

Оценивать ответы я предлагаю по принципу светофора:

  • отлично – зеленый цвет;
  • хорошо – желтый цвет;
  • удовлетворительно – красный.

Победит та команда, у которой будет наибольшее количество жетонов. И ещё условие: каждый участник должен иметь хотя бы один жетон, т.е. хотя бы один раз ответить.

2-й этап урока.

Словарная работа. Итак, что же такое светофор и семафор.

Подготовленные учащиеся читают толкование слов. Значение слов выведено на экран.

Семафор – 1.Сигнальное устройство в виде подвижных крыльев на мачте, столбе (железнодорожный семафор).

2. Во флоте – способ зрительной сигнализации (флажками, руками или при помощи специального аппарата).

Светофор – 1. Сигнальное электрическое устройство – фонарь с красными, зелеными и желтыми стеклами для регулирования движения на улицах и дорогах.

3-й этап урока. 

Работа в группах.

Задания трем группам.

Подготовиться по следующему плану:

а) найти в предложении союз, выяснить, какой он по строению и по употреблению;

б) подумать, где нужно поставить запятую.

Карточка 1

Задание: найти союз и охарактеризовать его, поставить, где нужно, запятую.

  1. Ушли ветра а вслед за ними на землю пал спокойный иней.
  2. Когда мы поднялись на вершину холма утренняя мгла рассеялась.

Карточка 2.

Задание: найти союз и охарактеризовать его, поставить, где нужно, запятую.

  1. Небо по-прежнему голубеет и по нему плывут лёгкие белые облака.
  2. Светлое озеро казалось теперь больше потому что не стало прибрежной зелени.

Карточка 3

Задание: найти союз и охарактеризовать его, поставить, где нужно, запятую.

  1. На светофоре зажёгся зелёный свет поэтому дорогу можно переходить.
  2. Над рекой висели два месяца и каждый из них был по-своему красив.

Задания другим трём группам:

а) Найти в тексте, показанном на экране, союз, дать ему полную характеристику.

Внимание! Прежде чем ответить, нужно обсудить в команде.

Текст на экране.

  1. О земле говорят – плодородная, потому что она родит плоды.
    Потому что – союз подчинительный, составной (сложный), причинный).

  2. На угле ничего не растёт, на железе тоже.
    Тоже – союз сочинительный, соединительный.

  3. На земле растут тысячи различных растений, чтобы дать людям пищу, одежду, жильё.
    Чтобы – союз подчинительный, простой, целевой.

  4. Мы не можем жить без растений, а растения не могут жить без плодородной почвы.
    а – союз сочинительный, простой, противительный.

  5. Мы говорим, что любим Землю, но любим по-разному.
    Что – союз подчинительный, простой, изъяснительный.
    Но – союз сочинительный, противительный.

  6. Так как земля нас кормит, мы должны беречь её.
    Так как – союз подчинительный, сложный, причинный.

Задание: списать последнее предложение, подчеркнуть основы и составить схему.

Пока эти три группы работают, проверяем задание у первых трех групп.

По очереди ребята читают предложения и выполняют то же задание: найти союз и охарактеризовать его.

Внимание! После проверки задания работаем все вместе. Если команда не справилась с заданием, соперники могут помочь, тем самым заработать дополнительные жетоны. Желающий ученик подводит итог: отвечает по опорному конспекту (на экране), даёт полный ответ по союзам, все слушают, ответ оценивается.

Работа по схемам. Каждая группа работает по своей теме.

Задание. На предложенную тему составить предложения по схемам. Распространять можно как угодно, в схеме дано только наличие простых предложений в составе сложного или наличие однородных членов предложения. Уметь объяснить постановку запятой. Детям даются карточки с заданием (то, что слева), при проверке заслушиваются варианты, предложенные командой. При затруднении выводятся на экран заготовки (то, что справа).

Приложение

Выступление от групп.

Вывод: Когда же в предложении ставится запятая?

  1. Всегда – перед подчинительными союзами.
  2. Перед сочинительными союзами, если они связывают простые предложения в составе сложного.
  3. Перед второй частью двойного союза (не только землянику, но и малину; собирать как марки, так и значки).
  4. Перед повторяющимся союзом (есть и марки, и значки).

Упр. 395 Задание: выписать союзы, распределив их на сочинительные и подчинительные.

Внимание! Обсуждаем в группе.

– какие встретились союзы, в написании которых мы затрудняемся?

– каким образом мы можем отличить союзы тоже, также, чтобы, зато от других частей речи ( местоимений и наречий с частицами).

(Тоже, также = и, зато = но, частицу можно опустить или перенести на другое место).

4-й этап урока. 

Работа с сигнальными карточками.

Задание: по очереди каждой команде читаю предложения, союз – зелёный цвет (слитное написание), другая часть речи – красный цвет (раздельное написание).

  1. Вдоль болота шла тропинка. Но по ней тоже идти было опасно.
  2. Всё вокруг казалось так неожиданно странно и в то же время так давно и так сладко знакомо.
  3. В горах видны превосходные кедровые леса, зато в долине хвойные леса, а на смену им выступают широколиственные породы.
  4. На ветках желтенькие цветочки. Они маленькие, зато запах их слышен издали.
  5. Душа моя улыбается так же, как освежённая повеселевшая природа.
  6. Сзади виднелись тоже какие-то острова.
  7. Всё то же поле подо мною, всё то же небо надо мною.
  8. Что бы мы ни делали на свете, мы за всё с тобой в ответе.
  9. Каждый ходит и мечтает, чтобы счастье вдруг пришло, отыскать себе желает золотое ремесло.
  10. В это трепетное утро осинки стояли неподвижно. В берёзовой роще также было тихо.
  11. За окнами виднелось всё то же озеро, всё та же полоска камышей.
  12. На лыжах по этому лесу они шли впервые.

Итак, как же союз отличить от другой части речи?

Вывод: 1. Союз можно заменить синонимичным союзом. 2. Частицы же, бы при местоимении (как и же при наречии) можно переставить на другое место или отбросить. (местоимение можно даже опустить: От того человека (от человека) веяло силой).

Слово учителя.

Мы с вами убедились, что союзы широко используются в речи, они важны и необходимы.

Особенно часто союзы употребляются в пословицах и поговорках. Вот сейчас мы и проверим, как мы знаем народное творчество. Это было вашим домашним заданием.

5-й этап урока.

Проверка домашнего задания.

Итак, конкурс «Лучший знаток народной мудрости». Кто кого переговорит. Победит та команда, которая дольше продержится.

Условия конкурса: начиная с первой команды, говорим по одной пословице или поговорке. Команда, у которой нет в запасе больше пословиц, (или называет пословицу, где нет союза), выбывает из игры, члены команды становятся болельщиками.

Выигрывает команда, которая последней назовёт пословицу или поговорку.

  • Ученье да труд к славе ведут.
  • Перо пишет, а ум водит.
  • Надо наклониться, чтобы из ручья напиться.
  • Не будет скуки, если заняты руки.
  • Так думай, чтобы не передумывать.
  • Мир освещается солнцем, а человек знанием и другие.

Подведение итогов.

Команда, которая победила – всем 5, остальные – сами ставят оценки внутри своей группы, учитывая количество жетонов.

Домашнее задание: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль союза в нашей речи».