Цель: Актуализация словарного запаса детей по теме «Домашние животные» через использование элементов театрализованной игры.
Задачи:
- Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словарного запаса по теме «Домашние животные».
- Развитие связной речи через использование компонентов театрализованной деятельности в сочетании с показом (сказка «Спор животных»)
- Совершенствование грамматического строя речи: образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражательных имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; множественного числа существительных и глаголов; согласование имен существительных с числительными два и пять; развитие функции словообразования: образование названий детенышей домашних животных.
- Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления. Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
- Воспитание любви к домашним животным.
Оборудование:
- Предметные картинки с изображением домашних животных, голов домашних животных, домиков домашних животных (коровник, конюшня, клетка, будка); корм домашних животных (овес, морковь, трава, косточка)
- Маски домашних животных (лошадь, кошка, собака, коза, свинья)
- Деревянное музыкальное пособие (для воспроизведения голосов домашних животных)
- Карточки для игры «Что забыл нарисовать художник?» (коза без рогов, собака без хвоста, кошка без усов, кролик без ушей)
- Карточки-пазлы для игры «Собери семью»; карточки с изображениями одного, двух, пяти домашних животных
- Модель из картона «Скотный двор», мяч, фломастеры, маркеры, указка.
Лексика:
Предметный словарь: животное, детеныш, кот, кошка, котенок, бык, корова, теленок, пес, собака, щенок, конь, лошадь, жеребенок, козел, коза, козленок, баран, овца, ягненок, кролик, крольчиха, крольчонок, свинья, кабан, поросенок, обитатели, сыр, сметана, сливки, творог, молоко, шерсть, пух, подвал, чердак, хозяйка, хозяин, овес, жилище, хлев, коровник, сарай, конюшня, клетка, будка, конура, курятник, село, стадо, двор, рога, лапы, копыта, груз, польза, глазищи, усищи, шерстка.
Словарь признаков: скотный, хозяйский (двор), домашний, рогатый, крупный (скот), овечий (хор), верный (пес), серенькие (мышки), теплая (шерсть), бабушкин (кот), полезный, нужный, чудесный, теплый (пух), тяжелая (работа).
Глагольный словарь: мяукать, мычать, ржать, блеять, мекать, гавкать (лаять), кормить, ухаживать, заготавливать, поить, причесывать, мыть, постригать, стеречь, переправлять (груз), вязать, приносить, резвиться, ловить ( мышей).
Ход занятия
I. Организационный момент:
– Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Вспомните слова правителя города Красивой речи, как надо правильно говорить.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
Логопед приглашает детей сесть за стол.
II. Устная работа.
– Ребята, отгадайте загадку:
Позову и подойдет, на колени ляжет.
Если очень попрошу, сказку мне расскажет.
Мягонькая шерстка, круглые глазищи,
И расходятся от щек длинные усищи.
Трется ласково у ног, если кушать хочет,
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.
Убегают от нее серенькие мышки.
От кого они бегут, знаете, детишки?
Вывешивается на доску изображение кошки. Правильно! Это кошка.
У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей. Послушайте их голоса и отгадайте, кто придет к нашей имениннице?
Прослушивание голосов домашних животных (аудиозапись).
Правильно, к кошке придут корова, собака, лошадь, коза, овца.
– Как всех гостей можно назвать одним словом? Да, это животные.
– Это домашние или дикие животные? Почему вы так думаете, что это домашние животные? Да, он живут рядом с человеком, приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает.
– Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить? Правильно, о домашних животных.
III. Образование притяжательных прилагательных. Игра «Кто спрятался?»
– Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечке сюрприз. Для того, чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их.
Показ картинок одна за другой. Дети составляют предложения по картинкам:
– Пришла корова, потому что видна коровья голова.
– Пришла собака, потому что видна собачья голова и т.д.
IV. Образование глаголов от звукоподражаний.
– Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу. Давайте изобразим, как они это делали:
– Собака – гав-гав! – загавкала.
– Корова – му-му! – замычала.
– Лошадь – иго-го – заржала.
– Овца – бе-бе – заблеяла.
– А кошка им в ответ –мяу-мяу – замяукала.
– Некоторые из гостей решили не только поздравить нашу именинницу, но и преподнести ей подарки. Посмотрите на картинку, кто на ней изображен?
– На картинке изображены лошадь, собака.
Где они живут? Как называются их домики?
Да, лошадь живет в конюшне, собака – в будке.
– Как вы думаете, что подарил каждый из гостей кошке?
– Правильно, корова подарила кошке цветы. Собака подарила кошке косточку. Лошадь подарила овес. Кролик подарил кошке морковку.
V. Пальчиковая гимнастика.
– Сейчас мы сделаем гимнастику для наших пальчиков! Вспомните, что любит делать наша кошка – именинница?
Да, она любит играть с клубками и наматывать нитки на клубочки!
Кошка ниточки мотала (Дети вращают руками, как бы наматывая нитку на клубок).
И клубочки продавала. (Вытягивают обе ладони вперед)
«Сколько стоит?» – «Три рубля.
Покупайте у меня!» (Показывают три пальца. Сжимают кулаки, снова вытягивают обе ладони вперед).
VI. Игра «Что забыл нарисовать художник?»
– Ребята, посмотрите внимательно на картинку На ней изображена наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда: художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?
Дети по очереди подходят к доске, дорисовывают недостающие части и говорят, чего у каждого животного не хватает.
– У собаки не хватает хвоста. Она бесхвостая. Дорисовал хвост и теперь она хвостатая.
– У козы не хватает рогов. Дорисовали рога и теперь она рогатая.
– У кролика не хватает ушей. Он безухий, дорисовали ему уши и теперь он ушастый.
– У кошки не хватает усов. Дорисовали усы и теперь она усатая.
VII. Физкультминутка.
- Игра с мячом «Назови ласково!»
– Ребята, я буду бросать вам мяч и называть домашних животных. Вы должны называть этих животных ласково и бросать мяч обратно мне!
Например, я скажу «Кошка», а вы ответите : «Кошечка».
Игра продолжается, пока дети называют всех домашних животных.
- Игра с мячом «Кто что делает?»
– Ребята, а теперь я буду бросать вам мяч и называть, что делает одно домашнее животное. Вы должны назвать, что делают эти животные, когда их много, и бросить мяч обратно мне!
Например, я скажу: «Собака гавкает», а вы ответите: «Собаки гавкают».
VIII. Игра «Собери семью!»
Логопед приглашает ребят сесть за стол и раскладывает перед ними карточки – пазлы.
– Ребята, посмотрите внимательно на картинки. На них изображены домашние животные – папы, мамы и детеныши. Но вот беда: все они потерялись. Давайте поможем им найти друг друга и соберем их семьи!
Дети собирают пазлы и рассказывают:
– Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок.
– Папа – пес, мама – собака, детеныш – щенок.
– Папа – кролик, мама – крольчиха, детеныш – крольчонок.
– Папа – баран, мама – овца, детеныш – ягненок.
– Папа – конь, мама – лошадь, детеныш – жеребенок.
IX. Игра « Считай и называй».
Перед каждым ребенком разложены картинки с изображениями одного, двух, пяти домашних животных.
– Давайте посчитаем животных, которые нарисованы на картинках. Например, одна лошадь, две лошади, пять лошадей.
Дети считают животных.
X. Подведение итогов занятия.
– Итак, ребята, давайте вспомним: лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца – кто это?
– Правильно, это домашние животные. И для человека он очень важные!
Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них. Коровы, бараны, козы, лошади и другие крупные домашние животные – это скот. Посмотрите на модель, которую вы собрали, послушайте стихотворение и ответьте, как называется место, о котором в нем рассказывается.
Что за шум стоит вокруг? Громко лает старый пес,
Вот заржали кони вдруг: конюх им овса принес.
Здесь мычит корова: «Му – у», вторит ей овечий хор.
И никак я не пойму, что за странный это двор?
Там – сарай, за ним – конюшня, место есть для конуры.
И лужок для непослушной, очень шумной детворы.
Где ягнята, жеребята, и козленок, и щенок,
И смешные поросята – все резвились кто как мог.
Летом там для всех раздолье, прогуляться за село
Выпускают стадо в поле, а зимой назад – в тепло.
Их накормят и напоят, и жилище приберут.
И причешут, и помоют, если нужно – постригут.
Человек заботлив очень, верный пес на то в ответ
Стережет жилище ночью вот уж много, много лет.
А корова нам подарит сыр, сметану, молоко.
Лошадь грузы переправит, хоть ей это нелегко.
Из овечьей теплой шерсти люди вяжут свитера…
Сколько пользы нам приносят обитатели двора!
(Н.С. Крашенинникова)
Дети рассматривают собранную ими модель скотного двора.
Логопед оценивает работу каждого ребенка:
– Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Молодцы!