Цели урока: Повторить материал, изученный в 4-м классе по данной теме.
Формировать умения:
- Находить изученную часть речи (гл., сущ., прилаг.)
- Определять, в какой части слова орфограмма.
- Объяснять написание гласных в безударных окончаниях гл., сущ., прилаг.
Ход урока
I. Повторение по теме ,,Правописания безударных окончаний глаголов”
1) К доске выходит ученик, который задаёт классу вопросы (формулирует вопросы сам)
Вопросы:
– Что нужно знать, чтобы верно написать гласные в безударных окончаниях глагола?
– Как определить спряжение глагола?
– Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
На экране после проведённого опроса появляется запись:
Спряжение глаголов
2 спр.
- Все глаголы на - ить - (кроме ,,брить” и ,,стелить”)
- 4 гл. на - ать - (слышать, дышать, держать, гнать)
- 7 гл. на - еть - (видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, зависеть, вертеть, смотреть)
Остальные к 1спр.
2) Работа над правописанием безударных глагольных окончаний
А) Индивидуальные задания (у доски 2 ученика)
Карточка 1. Даны 2 предложения.
Задание:
– Вставить пропущенные буквы в окончания глаголов.
– Найти слова с безударными гласными в корне слова.
– Определить количество букв и звуков в слове ,,листья”
Осенний лес реде…т. Только местами на ветках дуба держ…тся багровые листья.
Б) Задание классу:
Цифровой диктант (слово не пишут, только номер слова и букву)
Слова: строит, пашет, гуляет, рубит, пахнет, лечит, смотрит, дышит, слышат, скачут.
Вывод: чтобы определить гласную в безударном окончании глагола нужно:
- поставить глагол в неопределённую форму
- определить спряжение
- 1 спр.- е; ут-ют (мн.ч.)
2 спр.- и; ат-ят (мн.ч.)
В) Задание всему классу: распределительный диктант
– оВыписать глаголы с безударными окончаниями, распределив на группы: ед.ч мн.ч. (текст на экране)
Осень. Ветер гонит опавшие листья. Шепчут на ветру деревья. Слышатся голоса собирающихся к отлёту птиц. В воздухе чувствуется холодок. Ребята отправляются на прогулку в осенний лес.
Дополнительные задания к этому упражнению:
- озаглавить текст
- поработать над определением широкой и узкой темы
- назвать орфограммы, которые встретились в тексте (текст писать без пропуска букв на месте орфограммы – дети сами должны увидеть её.)
Одна из орфограмм, встретившаяся в тексте - е-и в окончании сущ.
Уч-ся находят её. Класс переходит к повторению этой орфограммы.
II. Повторение по теме ,,Е-И в окончании имен сущ.”
1) Работа в паре
Выходят два ученика к доске и задают друг другу вопросы (формулируют сами)
Вопросы: - Как определить, что написать в безударном окончании существительных?
– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 спр.?
– Нужно ли определять спр. у существительных 2 и 3 склонения? А 1 склонения?
На экране таблица
2) Тренировочные упр-ия
А) Задание классу.
Игра ,,Третий лишний”. Слова на экране:
- На ели, на ветви, на ветке.
- О юноши, от юноше, у проруби.
- По дороге, в тетради, в тетрадке.
(лишнее слово выписывают, обозначают орфографически, остальные слова разбирают устно)
Индивидуальное задание:
– выписать словосочетание, в которых встречается данная орфограмма.
Мы бежали по лесной дороге к земляничной поляне.
Вывод: чтобы определить гласную в безударных окончаниях сущ. необходимо знать склонение, а в 1 скл. и падеж (или подставить ,,земля”)
III. Безударные окончания прилагательных
Учитель задаёт вопрос классу:
– как проверить правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных?
1. Тренировочные упражнения.
Экран. С одной стороны экрана текст, с другой пейзажи зарисовки на тему,,Осень”. Звучит музыка П.И. Чайковского.
Текст на экране
Осень – о причудливая волшебница. Приходит она и расстилает жёлтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья, приносит запах свежести, лёгкого морозца.
Хорошо в парке в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Не остановить осеннего пожара.
Задание:
а) выписать словосочетания
сущ.+ прил.
б) графически обозначьте орфограммы.
Индивидуальное задание: а) написать небольшой рассказ по картине (несколько сильных учеников)
Музыка, репродукция с картины, связный рассказ - метапредметные связи.
После выполнения задания уч-ся делают вывод: чтобы определить написание гласной в безударном окончание прилагательных, нужно задать вопрос от существительного, с которым согласованно прилагательное.
IV. Итоги урока
– Посмотрите внимательно на текст. Найдите орфограммы, над которыми мы сегодня работали. (уч-ся называют слова, части речи, орфограммы, проговаривают правила правописания)
– Чем ценны выполненные упр-ия для вас, ребята? (личностное восприятие)
Данные упр-ия помогают учащимся закрепить правила правописания гласных в окончаниях гл., сущ., прилаг., самим формулировать вопросы, заостряя внимание на основных моментах, совершенствовать речевые навыки.