Практикум по русскому языку в 9-м классе по теме "От анализа текста - к сочинению на лингвистическую тему"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (834 кБ)


Цели и задачи урока:

  • Закрепить умения ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами и прямой речью; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  • Вырабатывать умение правильного и глубокого понимания литературного произведения.
  • Развивать монологическую речь учащихся.
  • Создавать условия для развития творческих способностей учащихся. Тип урока: практикум. Оборудование: текст А.И. Моисеева; портрет К.Г. Паустовского.

Краткий методический комментарий:

На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников основной школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.

Переход современной отечественной школы на новые, более свободные формы организации учебного процесса, введение новых учебных планов, введение альтернативных учебников по русскому языку, дал учителю право самому выбирать содержание учебного материала и методов его преподавания, наличие многоуровневого и дифференцированного обучения, введение профильного обучения, использование инновационных технологий.

В течение нескольких лет мы вместе с нашими учениками сдаём ГИА.

Экзамен по русскому языку внес значительные изменения в процесс обучения предмету и стал серьезным испытанием для учителей, учащихся и родителей.

Поэтому ученики должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании сочинения. Для этого в самом начале я знакомлю их с критериями и добиваюсь того, чтобы они знали их, как таблицу умножения. Тогда выпускники хорошо представляют себе, что в сочинении им необходимо отразить.

Именно поэтому я решила выбрать тему “От анализа текста к сочинению”. Данное занятие включает в себя несколько заданий по тексту, а также структуру написания сочинения.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.

Слово “Текст” заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text – словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять орфографические и синтаксические понятия, но и учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.

II. Знакомство с текстом. Перед вами текст Алексея Ивановича Моисеева, русского писателя-публициста.

Казнить или миловать

I. Прочитайте текст.

(1)Уже много веков рассказывают небольшую быль-небылицу, как от одной запятой зависела жизнь человека. (2)Некий повелитель на смертном приговоре какому-то преступнику наложил окончательную резолюцию, но забыл (или не знал как) поставить запятую: “Казнить нельзя помиловать”. (3)Как же понять эту резолюцию: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить? (4)Полную ясность внесла бы запятая: “Казнить нельзя, помиловать //Казнить, нельзя помиловать”. (5)Так жизнь осужденного оказалась зависимой от запятой.

(6)Это, конечно, только забавная присказка, хотя такое может случиться, но не такими крайними случаями определяется значимость запятой и других знаков препинания.

(7)Главное то, что знаки препинания помогают правильно понять написанное, а от правильного понимания сказанного и написанного зависит многое - успех или неуспех языкового общения.

(8)Приведем поэтому другие, самые простые примеры, как от знаков препинания зависит содержание и понимание текста. (9)“Надо учиться работать и отдыхать // Надо учиться, работать и отдыхать”: в первом предложении говорится о том, что надо учиться работе и отдыху, а во втором о том, что надо не только учиться, но еще работать, а также и отдыхать; “Это - общежитие для учащихся // Это общежитие - для учащихся”: в первом предложении говорится о каком-то здании, что оно является общежитием (для учащихся), а во втором - о каком-то общежитии, которое предназначено для учащихся. (10)Различие в смысловом содержании предложений связано с наличием или отсутствием запятой или тире.

(11)В устной речи это выражается звуковыми средствами -паузами, интонацией, в письменном изложении - знаками препинания. (12)“Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”, - писал советский писатель К. Паустовский.

(13)Соотношения устной и письменной формы речи не всегда так просты, как в приведённых примерах, определённые соотношения всегда есть, и пунктуация стремится выразить их как можно более полно и ясно.

(По А. И. Моисееву) (273 слова)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.

1. О чем говорится в этом тексте?

а) об историческом развитии языка

б) о различиях между устной и письменной речью

в) о деятельности судебной системы в древние времена

г) о значении пунктуации в речи

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(-ют)ся в этом тексте?

а) рассуждение

б) описание и повествование

в) повествование

г) описание и рассуждение

3. Какую мысль доказывает пример “про смертный приговор”?

а) Жизнь человека зависит от пустяковой закорючки только там, где царят произвол и жестокое самовластье.

б) Неточная и безграмотная речь может стать причиной большой беды.

в) Двусмысленность в речи возникает вследствие неграмотного использования иноязычных слов.

г) В реальной жизненной практике человек вполне может обходиться без знания правил пунктуации.

4. В каком предложении автор формулирует главную мысль текста?

а)3

б)5

в) 7

г)10

5. Какова главная цель автора этого текста?

а) познакомить читателя с новейшими открытиями в сфере языкознания

б) доказать важность внимательного и бережного обращения с языком

в) дать краткий исторический очерк отдельных этапов развития языка

г) опровергнуть мнение ряда ученых о сходстве устной и письменной речи

6. Какими возможностями, по мнению автора текста, обладает устная речь для передачи смысловых оттенков?

а) знаками препинания

б) интонацией и паузами (предл. 11)

в) синонимами и омонимами

г) служебными словами и междометиями

7. Из предложений № 4-5 выпишите слово, в котором буква И обозначает звук [Ы].

жизнь [жызн']

8. Произведите словообразовательный разбор слова понимание

понимание – понимать + ни (суф-й)

9. Замените словосочетание из предложения № 1, построенное на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Жизнь человека – человеческая жизнь.

10. Из приведённого ниже предложения № 6 выпишите цифру(-ы), при помощи которой (-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), выделяющая(-ие) вводное слово.

Это,(1) конечно,(2) только забавная присказка,(3) хотя такое может случиться,(4) но не такими крайними случаями определяется значимость запятой и других знаков препинания.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении № 8

(8)Приведем поэтому другие, самые простые примеры, как от знаков препинания зависит содержание и понимание текста. (2)

После небольшого анализа текста мне хотелось бы вам напомнить слова К.Г. Паустовского: “Знаки препинания “существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

Эта фраза будет нам необходима для написания сочинения по данному тексту.

Для того чтобы вам проще было писать сочинение дома, давайте заполним таблицу, она перед вами.

Автор Проблема Позиция автора 2 примера из текста Стиль
А. И. Моисеев Значение

пунктуации

в речи

знаки препинания помогают правильно понять написанное Во-первых, знаки препинания разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Это мы можем наблюдать в предложениях 6, 11, 12.

Во-вторых, они выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводного слова в 6-ом предложении подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает прочитать предложение с правильной интонацией.

Рассуждение

Напоминаю вам композицию сочинения.

При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной.

В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделить два примера из прочитанного текста, которые являются иллюстрацией, раскрывающей его тему.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Композиционная соразмерность.

Вступление

(1/3 всего объема работы)

Основная часть

Заключение

(1/3 всего объема работы)

III. Итог урока.

1. Рефлексия. Оцени свои знания!

  • Мне все было понятно и в моей работе нет ошибок.
  • Мне все было понятно, но в моей работе 1-2 ошибки.
  • Я многое не понял (не поняла) и допустил (допустила) много ошибок.
  • Я ничего не понял (не поняла), у меня не было правильных ответов вообще.

2. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение “Зачем нужна пунктуация?”.

Литература.

  1. http://darjakaisa.ru/uploads/posts/2007-12/1196616925_1196104400_shot0003.jpg
  2. http://images.yandex.ru/search?p=5&ed=1&text=%D1%80%D1%83%D1%81%D1%
    81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA&spsite=
    fake-038-2096501.ru&img_url=www.eer.ru%2Fimages%2F2008%2F04_april%2Frus_yaz5551.jpg&rpt=simage&nl=1
  3. Текст взят из книги И.П. Цыбулько “ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык” 2009 год, т. №8, стр. 78