Инфорационно-коммуникационные технологии как форма компетентностного подхода в обучении русскому языку и литературе

Разделы: Русский язык, Литература


В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи.

Высокие темпы развития науки, техники, общественно-политической жизни не оставляют школу в стороне от введений инновационных методов и форм работы. Это требует время, это требует общественность. Мы, педагоги, должны привить детям навыки использования информационных технологий и умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами (ИПС), редакторами текстов и другими пакетами прикладных программ.

Целью использования информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий в обучении русскому языку и литературе является создание условий для развития личности и формирования у него ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой.

Использование ИКТ в учебном процессе способствует:

  • повышению интереса учащихся к предмету;
  • выработке общеучебных навыков организации учебного труда;
  • активизации мыслительной деятельности;
  • улучшению организации урока;
  • повышению качества контроля знаний учащихся и разнообразия его формы;
  • включению учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
  • активизации творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализации и саморазвитию личности ученика;
  • улучшению качества образования.

В своей работе я использую стандартный набор программ Microsoft Office Word, Publisher. С помощью данных программ я планирую учебные занятия, готовлю печатные материалы к урокам, а учащиеся 5–8 классов учатся набирать, редактировать тексты своих творческих работ, составляют сборники стихов, делают компьютерные рисунки; старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, диаграммы, составляют тесты и викторины.

Работа с программой Microsoft Office Power Point обогащает урок эмоционально, психологически облегчает процесс усвоения материала, возбуждает живой интерес к предмету познания, расширяет общий кругозор.

Готовые программы-репетиторы на CD-дисках обучающего характера предназначены для обучения и проверки знаний. Они подразумевают диалог ученик-компьютер, в ходе которого ученик приобретает навыки работы по предложенному плану, инструкции, при этом контроль за их выполнением и управлением хода обучения осуществляет компьютер. Учащимся интересно использовать свои знания одновременно по русскому языку и информатике, они работают с программами-тренажерами, готовятся к контрольным и зачетным урокам. Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых. Примерами таких программ являются

  • “Сдаем единый государственный экзамен”. 1С: Репетитор;
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по русскому языку;
  • Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку “Фраза”;
  • Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ по литературе.

Работа с мультимедийными “Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия”, “Большой энциклопедией Брокгауза и Ефрона”, со словарем В.И. Даля, словарем афоризмов и др. позволяет мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

В последние годы я активно внедряю в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. При организации исследовательской деятельности учащихся также успешно используются новые технологии. Проектная деятельность учащихся предполагает создание электронных презентаций в Microsoft Office Power Point, которые повышают наглядность и доступность учебного материала. Подготовка презентаций – творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Получив задание создать презентацию по определенной теме, ученику необходимо изучить ее, собрать материал, отобрать его, систематизировать, обобщить, найти иллюстрации. Работая над проектом, учащийся имеет максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при ее решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными. Примерами такой деятельности могут служить проекты по жизни и творчеству Л.Н. Толстого “Роль Л.Н.Толстого в истории России”, А.П. Чехова “Особенности художественного мироощущения А.П.Чехова”, М.Ю. Лермонтова “Лермонтов. Тарханы”, А.С. Пушкина “Пушкин – наше все”, “Пушкин в Михайловском”, Ф.И. Тютчева “История любви”, В.И. Даля “Родные россыпи жемчужин”; “История Астраханской области, закрепленная в топонимах” и др., созданные учащимися под руководством педагога.

Использование ресурсов Internet (сайты российских библиотек, энциклопедических изданий по русскому языку и литературе, культуре; различные информационные сайты, посвященные персоналиям (9–11 кл.)) позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д. Работа в сети Интернет предоставляет неограниченные возможности творчества для учителя и учеников, дает возможность использовать накопленный мировой опыт и знания в области образования, науки и культуры. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа-технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения. Предлагаю небольшой перечень используемых в работе сайтов.

Чтение художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужного произведения в библиотеке, особенно сельской школы. Например, стихотворения поэтов II половины 20 века: В.Высоцкого, Р. Рождественского, Б.Окуджавы, Е. Евтушенко, И Бродского и мн.др.; рассказы В. Шукшина.

Информационные компьютерные технологии нашли широкое применение при проведении интегрированных уроков. Проблема отсутствия необходимого материала по музыке и живописи полностью преодолена. Учитель имеет “доступ” во все крупные музеи мира. Это позволяет значительно обогатить содержание образования.

Так, например, интегрированный урок (литература + английский язык) “Шекспир на все времена” я провела совместно с учителем иностранного языка, используя информационные компьютерные технологии. (С помощью ресурсов Интернет была создана презентация по жизни и творчеству В. Шекспира, подобрана музыкальная композиция “Уж если ты разлюбишь, то теперь” (сонет В.Шекспира) в исполнении А.Пугачевой.)

Информационное обучение – большая трудная работа. Она требует от учителя не только большой эрудиции, но и высокого методического уровня.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Содержание современных информационных технологий дает возможность для успешной реализации основной цели образования – воспитывать интеллектуально-творческих, здоровых, гармонически развитых учащихся.

Список использованной литературы.

  1. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. – М.: Финансы и статистика, 1993.
  2. Рождественский Ю.В. “Техника, культура, язык”.– М.: Просвещение, 1993.
  3. Иванов П.П. Образование и компьютеры – полная совместимость //Мир школы. 2002. № 1. – с. 5–7.
  4. Кавтрева О.А. Использование ресурсов Интернет в школе //Компьютерные инструменты в образовании. 1999, № 6. – с. 17–18.
  5. Стебенева Г.Г. Возможности использования ИКТ в процессе обучения русскому языку// РЯШ. № 6. 1998. – с. 3–5.