Цель урока: изучить виды сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений.
Задачи:
- образовательные: формировать умение различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений; правильно ставить знаки между частями сложного предложения; читать схемы простых и сложных предложений,.
- развивающие: способствовать овладению навыком принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
- воспитательные: развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Учебник: Ладыженская Т.А.,.Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ. – М.”Просвещение”, 2010.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Продолжительность урока: 40 минут
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесный, наглядный;
- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Межпредметные связи: литература
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карточки с теоретическим материалом по теме урока.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Задача: подготовка обучающихся к работе на уроке.
Создает эмоциональный настрой на работу
- Давайте улыбнемся друг другу, как солнышко улыбается нам. Вижу, настроение у вас радостное, деловое. Тогда за работу! Запишем сегодняшнее число, классная работа, оставьте одну строку для записи темы урока.
2. Мотивация учебной деятельности (5 мин.)
Задача: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
- Распределите слова на группы. Сколько групп слов? По какому принципу? (2,3 слайды)
Ёж, ночь, луч, мяч, поёшь, карандаш, туч, пишешь, задач, дочь, помощь.
Ребята, послушайте загадку, ответ на неё найдите среди этих слов:
В белом поле по дороге скачет конь мой одноногий,
И на много-много лет оставляет он свой след. (4 слайд)
Определите грамматическую основу предложения.
Какое это предложение?
Исходя из вышесказанного, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Что мы знаем о сложном предложении?
- На прошлых занятиях мы знакомились с видами простых предложений по различным критериям (по наличию второстепенных членов, по составу грамматической основы), учились строить схемы простых предложений. А могли бы вы без специальных знаний рассказать о видах сложных предложений?
Что бы вы хотели узнать по этой теме нового? Сформулируйте учебные задачи.
3. Учебно-познавательная деятельность (15 мин.)
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала.
- Сегодня мы отправимся в страну загадок и познакомимся с видами сложных предложений.
Раздает учащимся карточки с заданием для изучения нового материала: Каждому ряду материал по одному из видов сложного предложения. (Приложение)
Работая в парах, анализируют материал по одному из видов сложных предложений
После обсуждения поочередно выходят трое обучающихся и формулируют свои наблюдения по теме урока, используя материал карточки (предложение-загадка демонстрируется на экране; 5, 6, 7 слайды). Остальные учащиеся проверяют свои знания и дописывают оставшиеся два предложения в тетрадь. Записывают союзы в ученический словарик.
Учитель показывает, как строить схемы сложных предложений разных видов. Во время работы над сложноподчиненными предложениями обращает внимание на союзы, которые размещены на поле в учебнике с.94.
Проводит работу по составлению алгоритма “Виды сложных предложений”. (8 слайд)
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте.)
Будем строить и играть. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Дом большой, высокий строим. Окна ставим, крышу кроем. (Показывают руками окно, крышу - смыкают руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
4. Обобщение и закрепление знаний. (14 мин)
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.
- Молодцы! А теперь для закрепления полученных знаний мы поработаем с новыми загадками. На экране даны предложения-загадки. Задание: отгадать загадки, записать предложения, расставить знаки препинания, соотнести эти предложения со схемами. Прокомментировать схему (определить вид сложного предложения по способу связи; 9-10 слайд).
1.
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
2.
Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь).
3.
Пройдет он первым без стыда в любую дверь упрямо,
И первым в дом его всегда пропустит даже дама. (Ключ)
4.
На крыше нашей гном сидит,
И небо каждый день коптит. (Труба.)
– Хорошо, ребята. А теперь я читаю загадки, а вы отгадываете их и, на слух определяя вид сложного предложения, строите в тетради схему.
А. На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Год)
Б. Прежде чем его мы съели, мы наплакаться успели. (Лук)
В.
Под новый год пришел он в дом
Таким веселым толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. (Календарь)Г. По волнам дворец плывет,
В трюме важный груз везёт. (Корабль)
5. Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия. (3 мин.)
Задача: научить оценивать себя, анализировать собственную деятельность на уроке.
- Ребята, мы начинали урок с улыбки. Если у вас сохранилось хорошее настроение, работой на уроке довольны, можете похвалить себя - выберите один (веселый) смайлик. Если старались, но что-то не получалось – выберите другой (грустный) смайлик. Покажите свое настроение.
- Расскажите, что узнали, чему научились на уроке?
- Какое задание для вас было самым трудным?
- Что не получилось? Что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
Учитель выставляет оценки за урок.
6. Домашнее задание (2 мин).
Задача: выяснить степень усвоения заданного материала на дом; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
Домашнее задание дается по выбору. Оно рассчитано на обучающихся с разной подготовкой. (11 слайд).
1) Придумать свою загадку в форме сложного предложения, записать, найти грамматические основы и средства связи. Составить схему. Выучить теоретический материал.
2) Подобрать в сборнике загадок 2 загадки в форме сложных предложений, записать, выделить грамматические основы, составить схемы. Выучить теоретический материал.
Литература.
- Богданова Г. Синтаксис и пунктуация.// 1 сентября: Русский язык. - № 40, 2003.
- Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Логос, 2002.
- http://rufolklor.narod.ru/zag_o_vr.htm
- http://www.razvitierebenka.net/index/zagadki_pro_ovoshhi/0-277
- http://cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/zagadki/zimnie_zagadki.html
- http://baby-scool.narod.ru/media/games/fizminutki/fiz_strana.html