Тип урока: закрепление пройденного материала
Цель: формировать умение проверять слова с парными согласными в корне
Задачи урока:
Образовательные:
- упражнять в написании слов с парными согласными в корне;
- совершенствовать умение подбирать однокоренные слова.
Развивающие:
- развивать познавательные психические процессы внимание, память, мышление, воображение;
- развивать орфографическую зоркость;
- устную и письменную речь учащихся;
- развивать коммуникативные умения.
Воспитательные:
- прививать любовь к русскому языку;
- воспитывать любознательность, пытливость и заинтересованность в процессе учения.
Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык 3 кл. ч.1», М.: Просвещение, 2010 г., кроссворд, индивидуальные карточки-задания (разноуровневые), ПК, презентация к уроку, электронная физминутка, интерактивный тренажёр.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная (групповая, парная), дифференцированная, элементы здоровьесберегающей технологии.
Методы:
- по источнику получения знаний - словесные, наглядные, практические;
- по дидактическим целям – методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
- по степени взаимодействия учителя и учащихся – самостоятельная работа учащихся, беседа;
- по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе – проблемный, частично-поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний – аналитический, сопоставляющий, классификационный;
- контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности – устные и письменные проверки (самопроверка, взаимопроверка) результативности овладения знаниями, умениями и навыками. Информационно-коммуникативные технологии, приём технологии развития критического мышления «Верные – неверные утверждения», системно-деятельностный подход, дифференцированный подход.
Ход урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. | Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся дружок! |
Проверка правильной посадки. (слайд 2 ) |
II. Актуализация опорных знаний.
|
На доске написаны группы слов: Забор, гадкий, камера Кролик, ватрушка, каша Овчина, царапина Пояс, годность, какаду Русалка, башмак, канат Рокот, ботва – Из слов каждой строки составьте новое слово, используя для этого их первые слоги. – Назовите полученные слова. (слайд 3) – Что объединяет эти слова? – Какое слово лишнее? (слайд 4) – Почему? |
Загадка Кроватка Овца Погодка Рубашка Робот Есть орфограмма - парный согласный. Робот. Парный согласный на конце слова. |
III. Работа по теме урока. а) Сообщение темы и целей урока. б) Воспитательный момент. |
– Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? – Правильно. Тема сегодняшнего нашего урока «Правописание ...... (слайд 5) – Какую цель перед собой поставим? – Какие парные согласные вы знаете? (слайд 6) – А могут ли парные согласные ссориться? – Почему? – К чему может привести ссора? – Хорошее качество – быть драчливым? – Так как же правильно нужно вести себя при ссоре? – Какое правило проверки парных согласных мы уже знаем и применяем на письме? (слайд 7) |
О парных согласных в корне слова. Закреплять умение правильно писать слова с парными согласными в корне слова. (по звонкости и глухости) Да. Слышатся одинаково, но пишутся по-разному. К драке. Нет. Выяснять отношения на уровне слов, а не драки. Парные согласные – самые опасные. В корне ты их проверяй – Рядом гласный подставляй. |
в) Минутка чистописания. | – На минутке чистописания мы напишем букву, которая будет следующей в данном ряду: б, в, г, д, ж,… (слайд 8) – Напишите начатый ряд букв в данной последовательности, ориентируясь на алфавит: Зза Ззе Ззё… |
Это буква з, так как написанные буквы обозначают звонкие согласные и написаны по алфавиту. Проверка 1 ученика у доски. |
г) Словарно-орфографическая работа. | – Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя словами из словаря. – Постарайтесь их узнать в записи. шсктобедфпждвзавтракг (слайд 9) – Какие это слова? – Назовите смысловое сходство слов завтрак и обед. – В чём их различия? – Слово обед имеет несколько значений. Слово обед обозначает не только приём пищи в определенное время. Оно может обозначать время, а может обозначать перерыв в работе. (слайд 10, 11) – Какая орфограмма в слове обед? – Слово завтрак тесно связано со словом завтра. Чтобы приготовить пищу, древним людям требовалось много времени. Для этого надо было обработать тушу убитого животного, зажечь огонь, приготовить еду. Еда готовилась на завтра, на другое утро, «за утро», и называлась поэтому завтраком. (слайд 12,13) – Какая орфограмма в слове завтрак? – Запишите словарные слова в словарик, поставьте ударение и подчеркните безударный гласный. |
Обед, завтрак. Завтрак и обед - это приёмы пищи. Завтрак – это приём пищи утром, а обед – приём пищи в середине дня. Выставка работ учащихся. Выступление ученика. Парный согласный на конце слова. Выступление ученика. Парный согласный в корне слова. |
IV. Закрепление и проверка знаний. а) Самостоятельная работа по вариантам. б) Воспитательная беседа |
– Какие буквы пропущены в словах? На доске записаны слова: Стри..., сне…ки, сугро…, моро…, шу…ка, варе…ки, сне…, ша…ка. (слайд 14) – А сейчас я предлагаю вам поработать по вариантам. 1 вариант Выписать слова с парными согласными в корне слова, подобрать к ним проверочное слово. 2 вариант Выписать слова с парными согласными на конце слова, подобрать к ним проверочное слово. – Самопроверка. (слайд 14, 15) – Какое слово «лишнее»? (слайд 16) – Почему? – К какому виду птиц относится стриж? – А каких зимующих птиц вы знаете? – Легко ли живётся птицам в наших северных краях? – Можем ли мы им чем-нибудь помочь? – А чем именно? – Подберите однокоренные слова к слову стриж. (слайд 17) – Составьте распространённое предложение со словом стриж. – Какая орфограмма в слове стриж? – Так как же нужно проверять парный согласный на конце слова? |
Работа с использованием средств обратной связи (буквенный веер). Для слабоуспевающих детей предложена памятка-алгоритм. Сверка с доской. Стриж Все слова обозначают неодушевленные предметы, а стриж – одушевлённый предмет. К перелётным. Ответы детей. Нет Да Ответы детей. Запись на доске. Запись на доске. Работа с предложением. 1 ученик: – найти основу предложения 2 ученик: – установить связь слов в предложении 3 ученик: – дать характеристику предложению 4 ученик: – указать части речи Парный согласный на конце слова. Дети рассказывают правило. |
Электронная физминутка. | Гиперссылка (слайд 18-32) | |
в) Самостоятельная работа по учебнику. |
– Откройте учебник на странице 90, найдите упражнение 205. – Прочитайте задание. – Какое задание вам нужно выполнить в этом упражнении? (слайд 33) – Поднимите руки, кто выполнил всё задание правильно? – Кто допустил ошибки? – Какое правило применяли при написании слов с парными согласными? |
Записать слова в 2 столбика: по звонкости с буквой ж и по глухости с буквой ш. 2 ученика работают у доски, а остальные работают самостоятельно в тетрадях. Взаимопроверка, сверка с доской. Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук или согласный звук – н. |
г) Индивидуальная дифференцирован- ная работа. |
– Перед вами конверты с синими и зелёными карточками. – Задания на синих карточках более сложные, чем на зелёных. – Ваша задача: выбрать ту карточку, которая, как вы считаете, соответствует уровню ваших знаний по теме урока и выполнить задания. 4 ученика работают с интерактивными тестами на ПК. Карточки проверяет учитель во время следующей работы в группах. |
|
д) Работа в группах. | – А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд и грамотно вписать пропущенные слова. Проверка с доской. (слайд 34) – Покажите с помощью жеста, как выполнили это задание. – Что общего во всех этих словах? – Как вы проверяли правильность написания парной согласной в корне слова? |
Работа в группах на листочках. Орфограмма – парный согласный в корне слова. Подбирали проверочное слово, где после парного согласного стоял гласный или согласный звук - н. |
V. Итог урока. Приём технологии развития критического мышления «Верные – неверные утверждения». |
– Вот и подходит к завершению наш урок. – Давайте подведём итоги нашей работы. – Как вы считаете, достигнута ли цель нашего урока? – Какие задания были для вас наиболее трудными? – А какие не вызвали затруднения? – Дополните пословицу. Корень ученья горек, а плод …. (слайд 35) – Подходит ли эта пословица к нашим стараниям, усилиям на уроке? – На следующем уроке мы с вами продолжим работу по этой теме. – И в заключении я вам предлагаю игру «Верно-неверно». 1. Верно ли, что парные согласные в корне слова необходимо проверять? 2. Верно ли, что парный согласный может быть только в середине слова? 3. Верно ли, что при проверке нужно изменять слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный или согласный звук – н ? 4. Верно ли, что в русском языке существует 10 согласных букв, обозначающих парные звуки? 5. Верно ли, что в словах игрушка, подушка, катушка пишется буква –ш? 6. Верно ли, в словах ястреб, краб, скрипка пишется буква – б? |
1. Верно. 2. Неверно. 3. Верно. 4. Неверно. 5. Верно. 6. Неверно. |
VI. Рефлексия урока. | – А сейчас, я прошу вас, выбрать смайлик, который соответствовал вашему настроению на уроке. (слайд 36) – Наш урок завершается, но дружба парных согласных не кончается!!! |