(9-й класс, школа VIII вида)
ЦЕЛЬ: Развитие умения определять морфологические признаки им. существительного.
ЗАДАЧИ:
- Образовательная: Повторение морфологических признаков им. существительного.
- Коррекционная: Развитие логики, развитие умения осознанно применять опорные таблицы, воспитание самостоятельности.
- Воспитательная: Воспитание любви к родному языку.
Оборудование: Таблицы, карточки, доска, мел.
Ход урока
I. Орг. Момент.
Проверка подготовки к уроку. Раздача таблиц, карточек, стихотворения.
II. Запись темы и цели урока.
III. Проверка дом. задания. Работа с опорными таблицами.
Учитель:
– Дайте определение им. существительного.
– Какой первый признак вы можете назвать? (собственное или нарицательное.)
– Какие им. существительные относятся к им. собственным? (Ф.О. людей, клички животных, географические названия, названия газет и журналов, пишутся с большой буквы).
– Какой второй признак им. Существительного вы можете назвать? (Одушевленность – неодушевленность.)
– Как мы определяем, какие слова можно назвать одушевленными, а какие нет? (кто-что?)
– Назовите следующий признак им. существительного. (РОД)
– К какому роду может относиться им. существительное? (м.р. ж.р., ср.р.)
– Какие слова являются помощниками в определении рода им. существительного? (он ,оно, она)
– Четвертый признак. (Склонение)
– Сколько склонений вы можете назвать?
– Какие существительные мы можем отнести к 1 склонению?
– Ко 2 скл.?
– К 3 скл.?
– Каков следующий признак им. Существительного? (Падеж)
– Давайте хором назовем падежи с вопросами.
Дети вместе с учителем называют падежи с вопросами.
Последний признак - число. Имя существительное может быть ед. числа и множественного.
IV. Работа по теме урока.
Учитель: С домашним заданием вы справились хорошо. Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним, какие времена года вы можете назвать?
А сейчас какое время года? А назовите месяцы, которые входят в осенние месяцы?
Какие признаки осени вы наблюдаете? (Меняют цвет листья, короче день, холодней. Люди собирают урожай Краски природы ярки и разнообразны. В это время люди ходят в лес, любуясь красотой природы)
А теперь послушайте стихотворение об осени.(У каждого ученика на столе текст с читаемым стихотворение м).
Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян.
И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень желтые шелка.
Через хвою луч веселый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных елок
Снять упругий боровик.
По лесам гуляет осень,
Краше этой нет поры…
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
(Балонский)
Словарная работа:
НА ДОСКЕ | Багрян – темно-красный | |
Лукошко – корзинка плетеная для грибов и ягод | ||
Чаща – густой лес |
Вопросы учителя.
- Какое время года описывает автор?
- Как вы определили?
- Как вы думаете, нравится ли автору осень?
- А в каких строчках он говорит об этом?
А теперь взгляните на предложенные вам картины осени.. То, что автор сказал словами, фотограф запечатлел в кадре. Найдите в тексте стихотворения слова, которые можно использовать при описании фотографий? О каких желтых шелках говорит автор?
А вам нравится осень? А что вам нравится в осени? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы)
V. Запись под диктовку 1 столбика стихотворения.
Читает учитель.
Ученики проверяют сами по текстам.
Продолжаем работу.
Возьмите в руки тексты и подчеркните в 1 столбике существительные.
Затем учащиеся зачитывают эти слова.
Над дорожкой, с лукошком, на поляне, за дымкою.
Луч, осень, река, опушка
Учитель: Определите падеж существительных с предлогом. Определите склонение слов, употребленных в начальной форме.
VI. Физ. минутка.
- Упр. Для глаз
- Упр. Для кистей рук
- Дыхательное упражнение
VII. Вставь пропущенные слова.
Красив русский лес …! Тихо падают с деревьев … От дерева к дереву тянутся … паутины. Шуршит под … сухая листва.
Задание. Определить число вставленных имен существительных.
Проверка выполненной работы.
Итог урока.