Цели.
- Обучающая
Тип урока: комбинированный.
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративный с элементами диалога, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: репродукция картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне», мультимедийный проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал для каждого ученика.
Ход урока
I. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом Н.Г.Машковцева, посвящённым известному русскому художнику Ивану Николаевичу Крамскому, поработаем над пониманием содержания, выполним тренировочные тестовые задания части В, ориентированные на итоговую аттестацию.
(Запись в тетрадях даты, темы урока).
Для того, чтобы понять идейный смысл текста Н. Машковцева, рассмотрим репродукцию картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне». (Приложение 1)
II. Сообщение о творчестве Крамского. (Выступление ученицы.) Иван Николаевич Крамской – яркий представитель второй половины XIX века, замечательный живописец, талантливый педагог, глубоко одарённая творческая личность, создатель, организатор первых в России передвижных художественных выставок. Как художник и гражданин он сознательно стремился служить своим искусством народу, России. Его жизненный путь есть подтверждение этого высокого служения.
Вопросы к классу:
– Какой евангельский сюжет положен в основу этой работы? Расскажите о нём.(Сорок дней и сорок ночей был Христос в дикой пустыне без воды и пищи, готовясь к тому, чтобы выйти на проповедь и нести свет своего учения людям.)
– Каким изображён Христос? (Каким вы видите Христа на картине?)
III. Работа над содержанием текста, который имеется у каждого ученика.
1. Чтение текста Н.Г. Машковцева
2. Какова тема текста?
3. Заголовок. (Запись в тетрадях.)
4. Лексическая работа (опережающее задание).
Толкование слов текста: атрибут, интимные, автобиографический.(Запись в тетр.)
5. Основная мысль текста. (Художник « своеобразно и смело» подошёл к трактовке евангельского сюжета.)
6. Как вы понимаете высказывание Крамского о том, что «это не Христос»?
7. Проблема. Как она звучит? (Проблема выбора жизненного пути.) ( В тетрадях)
8. Каков тип текста? Обращаемся к таблице «Типы речи». (Приложение 2)
9.Стиль данного текста? Аргументируйте своё мнение. (В тетрадях)
IV. Работа с тестовыми заданиями части В1-В3. (В тетрадях)
В1. Из предложений 1-3 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочно– суффиксальным способом.(По-видимому, начисто.)
В2.Замените словосочетание «евангельский сюжет» ( предложение1), построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. ( Сюжет из Евангелия.)
В3. Выпишите грамматическую основу из предложения 3.(Он лишил.)
В4.Из предложений 5-10 выписать краткое(-ие) страдательное(-ые) причастие(-ия). (Сжаты, поранена, опущены.)
V. Проверка заданий в парах. (Ответы могут быть помещены на экране.)
Анализ ошибок тестовой работы.
V. Домашнее задание
Раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы в словах данного текста, объясняя орфограммы; расставить знаки препинания.
Мини-сочинение на тему «Какой жизненный путь предпочитаете вы?» (Это задание выполняется сильными учениками.)
VII. Подведение итогов урока.
Текст для анализа.
(1) Художник в картине «Христос в пустыне» своеобразно и смело трактовал евангельский сюжет.
(2) По-видимому, он представлял своего Христа как дальнейшее развитие образа да(н,нн)ого Ивановым в картине « Явление Христа народу».(3)Но он (на)чисто лишил Христа атрибутов божественного и даже величия. (4)Это совершенно обыкнове(н,нн)ый человек, более того, это совреме(н,нн)ик Крамского, с мыслями и чу(?)ствами порождё(н.нн)ыми той эпохой, свойственными каждому, и прежде всего самому Крамскому.
(5)Саму картину Крамской описывает следующими словами: «На утре, усталый, измуче(н,нн)й, исстрадавшийся. Сидит один между камнями; руки судорожно и крепко сжаты пальцы впились ноги поранены и голова опущена.(6)Крепко задумался, давно молчит, так давно что губы как будто запеклись глаза не замечают предметов…
(Ни)чего он не чу(?)вствует, что холодно немножко…»
(8) «Я вижу ясно, -писал Крамской, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье: пойти направо или налево?
(9) Итак, это не Христос. (10)То есть, я не знаю, кто это. (11)Это есть выражение моих личных мыслей».
(12)Крамской раз(?)яснял своё понимание долга художника перед собой, и этот порядок мыслей (не)разрывно связывается с представлением Крамского о Христе как воплощённой совести и долга человека.
(13)Так изображена Крамским драма человека предоставле(н,нн)ого самому себе, од(?)нокого, окружё(н,нн)ого немой и неприветливой природой, драма человека, перед которым ра(с,сс)тилается жизнь. (14)И в этой жизни нужно сделать выбор, раз и навсегда определив свой путь, бе(?)поворотно выбрать одно из двух: служение своей идее, отказ от всего личного и эгоистического или наоборот обслуживание только самого себя, самоугождение, заботу об удобствах и приятности личной жизни. (15)Наша живопись не знает другого образа, в котором с такой силой была бы показана творческая личность, человек разд(?)раемый сомнениями и с(?)блазнами, мучительное раздумье, внутре(н,нн)яя борьба между велениями высокого долга и соблазном жить только для себя.
(16)Работа над «Христом» сопутствовала Крамскому на столь продолжительном отрезке его жизни, образ картины так значителен и интимен и выражает собой такие заветные мысли художника что картину эту с полным правом можно считать автобиографической. (Н.Г. Машковцев)