КВН по русскому языку. 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Одна из характерных черт педагогики ненасилия – стремление заинтересовать учащихся, сделать учебно-воспитательный процесс увлекательным. Поэтому в организации уроков и внеклассной работы я считаю важными элементы занимательности, игры.

Умело организованная внеклассная работа является большим подспорьем для учителя- в деле обучения и воспитания детей. В свободном общении вне урока, безусловно, и учитель, и ученики имеют много возможностей для реализации своих творческих способностей.

Внеклассная работа по предмету должна быть логичным продолжением урока, поэтому, разрабатывая внеклассное мероприятие, учитель обязан ясно представлять себе его место в единой системе обучения русскому языку.

Самое главное во внеклассной работе по предмету – это то, как организовать общение, заинтересовать детей, разбудить их фантазию и инициативу. Нельзя забывать и о том, что внеклассное мероприятие должно расширять кругозор детей.

Огромные резервы творческого сотрудничества учителя и учащихся содержат такая форма, как КВН. Игра в форме КВН формирует устойчивый интерес к учению, формирует собственную учебную деятельность, общеучебные умения, навыки учебной самостоятельной работы, формирует навыки самоконтроля и самооценки, снижает напряжение.

В рамках школьной недели русского языка в начальных классах можно провести викторину. Основная задача этого мероприятия – совместить занимательность с познавательностью. Игра – соревнование позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемому материалу, но дает такие социальные знания, которые помогут детям в будущем сориентироваться в социуме. По итогам викторины определяется лучшая команда знатоков русского языка, а также лучший знаток русского языка.

Цели:

  • развитие интереса к изучению русского языка и литературы, его фонетики и орфографии;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;
  • укрепление и сплочение детского коллектива.

Ход мероприятия

Ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана языком. Ребёнок ещё не научился говорить, как следует, а его слух уже ловит журчанье бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю, до глубокой старости человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь.

Писатель Алексей Николаевич толстой говорил:"Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий как стрелы, певчий и богатый, задушевный как песня над колыбелью.

Сегодня мы проведём КВН и узнаем лучшего знатока русского языка.

Орешек знаний твёрд, но всё
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
Наш КВН, девиз которого
Хочу всё знать.

1-й ученик:

Мы весёлые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.

2-й ученик:

И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

3-й ученик:

Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

4-й ученик:

И соревнуясь вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.

1 команда <<Слово>>

Из букв команда состоит
И всё нам интересно.
Названье наше "СЛОВО"
Сражаться будем честно.

2 команда <<Грамматика >>

Грамоте учиться –
Всегда пригодиться
Команды приветствуют жюри

Вам и слава, и почёт!
Все мы любим точный счёт.

Ведущий:

Мы желаем всем успеха
Счастья, радости и смеха.
Через труд придёт победа,
Через труд и знания.

Конкурс-разминка"Отгадай словечко по его определениям"

Вопросы 1 команде.

  1. Положительный, дурной, поучительный, сложный, простой, запутанный (пример)
  2. Колючая , чайная, красивая, душистая, красная, белая (роза)
  3. Мужской, женский, чистый, паркетный, свежевыкрашенный (пол)
  4. Шуршащая, свежая, вчерашняя, мятая, еженедельная, областная, местная (газета)
  5. Указательная, железнодорожная, часовая (стрелка)
  6. Белая, серая, юркая, летучая, полевая, компьютерная (мышь)
  7. Сложные, крылатые, родственные, добрые, душевные, убедительные (слова)
  8. Государственный, доильный, телефонный, слуховой (аппарат)
  9. Мелкие, крупные, трудовые, старинные, бумажные, золотые, фальшивые (деньги)

Вопросы 2 команде.

  1. Резиновые, вязаные, хирургические, боксёрские (перчатки)
  2. Ночной, дневной, детский, массажный, обувной, заварной (крем)
  3. Слепой, частый, затяжной, грибной, проливной (дождь)
  4. Первый, последний, мелодичный, телефонный, пронзительный (звонок)
  5. Золотой, морской, речной, сахарный (песок)
  6. Полярная, белая, тёмная, звёздная, бессонная (ночь)
  7. Урожайный, засушливый, новый, учебный, юбилейный (год)
  8. Глазное, печёное, мочёное, червивое, зелёное, кислое, наливное (яблоко)
  9. Мелодичная, весёлая, грустная, звонкая (песня)

Конкурс "Переставь буквы"

Задача каждой команды за 5 минут образовать новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количество. Слова написаны на листе бумаги.

Ложа – жало   Теплица – петлица
Трепак – паркет   Тьма – мать
Пион – пони   Отвар – товар
Числа – силач   Хвала – халва
Планка – клапан   Кобура – уборка
Конус – сукно   Коршун – шнурок
Зарница – разница   Укор – урок

Конкурс "Отгадай по определениям"

  1. Поддельное оно темнеет. (3б)
  2. Слово – серебро, молчание -оно. (2б)
  3. Не всё оно, что блестит. (1б)

(Золото)

  1. Где она льётся, там легче живётся. (3б)
  2. Беседа дорогу коротает, а она работу. (2б)
  3. Из неё слова не выбросишь. (1б)

(Песня)

  1. На ней густо, а в ней пусто. (3б)
  2. Дурная она, ногам покоя не даёт.(2б)
  3. Она не для того дана, чтобы шапку носить, а чтобы ум-разум копить. (1б)

(Голова)

  1. Худ обед, коли его нет. (3б)
  2. Лучше он с водой, чем пирог с бедой. (2б)
  3. Он всему голова. (1б)

(Хлеб)

  1. Оно – лучший друг.(3б)
  2. Оно – деньги. (2б)
  3. Делу оно, а потехе час. (1б)

(Время)

  1. От скуки бери его в руки. (3б)
  2. Оно не комар, от него не отмахнёшься. (2б)
  3. Оно мастера боится. (1б)

(Дело)

  1. Голова без него, что фонарь без свечи. (3б)
  2. Красна птица пером, а человек им. (2б)
  3. Он хорошо, а два лучше. (1б)

(Ум)

  1. Её можно простить, а ложь – никогда.(3б)
  2. Не бойся первой её, избегай второй. (2б)
  3. Заметил чужую её, умей увидеть и свою. (1б)

(Ошибка)

Конкурс"Кто больше слов составит"

За 2 минуты составить как можно больше слов, из слова – ПРОСТОКВАША – (Имена существительные в единственном числе) – Просо, каша, кот,....

Конкурс"Имена существительные" Определи род имён существительных. (1 балл)

Радио   Картофель
шампунь   пальто
память   мозоль
корень   карусель
очередь   лебедь
рояль   кофе
тюль   вермишель

Сейчас я прочитаю отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Евгений Онеги", а вы посчитаете, сколько имён существительных в этом отрывке.

Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Внимание соревнование. Ваша задача написать, как можно больше слов, употребляющихся только во множественном числе. За каждое правильное слово 1 балл.

Каникулы, ножницы, сани и т.д.

Полминутки для шутки.

Чтение учениками стихотворения Граубина "Ленительный падеж".

Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.

– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?

– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!

Конкурс "Определи падежи" (1 балл )

Как то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету
Закружилась голова у зеленого листа
Ветер нес и нес,
Бросил только на мосту
В тот же миг веселый пес
Шмыг – к зеленому листу
Лапой – хвать зеленый лист
Дескать "поиграем".
"Не хочу", – парашютист головой качает...
Ветер вмиг с листом зеленым
Над землей взметнулся снова.
Но шалун листок упал...
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом.

Допиши слова

Кенгуру.
Я ни капельки не вру,
Что видала кенгу…
Утром раннею порой
Повстречалась с кенгу…
Прямо в собственном дворе
Сок давала кенгу…
И заштопала дыру
Я в кармане кенгу…
Чтобы не было дыры
На кармане кенгу…
Посреди всего двора
Веселилась кенгу…
Разбудил меня вдруг гром –
Я простилась с кенгу… (В.Орлов)

Пальто.
Осень, дождь, вокруг зонты –
Надевать пора паль ….
В магазин мы под зонтом
Едем с мамой за паль ….
Вот конец всей колготе –
Еду в новом я паль ….
Ах, какая красота:
Пять карманов у паль ….
А когда я подрасту,
Брату я отдам паль …

Конкурс "Допиши пословицы и поговорки" (1 балл)

1. Семь раз отмерь –.....   1. Не имей сто рублей –....
2. Хочешь есть калачи,....   2. Слово не воробей,.....
3. За двумя зайцами погонишься,....   3. Без труда, не вытащишь и...

Подведение итогов. Награждение победителей.

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!

Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!