Бинарный урок русского языка и обществознания на тему "Суффикс -чик- (-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: познакомить учащихся с суффиксом –чик-(-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего и правилом написания букв ч и щ в суффиксе; подвести к пониманию необходимости образования для получения профессии.

Задачи:

I. Обучающие:

  1. научиться узнавать суффикс –чик-(-щик-) со значением профессии;
  2. научить правильно писать суффикс –чик-(-щик-);
  3. научить устно рассуждать и письменно графически объяснять условия выбора правильного написания букв ч и щ в суффиксе;
  4. научить употреблять слова с изученной орфограммой в речи;
  5. продолжить формирование умений делать выводы по тексту.

II. Развивающие:

  1. развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся;
  2. развивать умение сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;
  3. развивать кругозор и словарный запас учащихся, раскрывая лексические значения незнакомых слов, используя синонимы;
  4. развивать навыки самостоятельной работы в группах, творческое мышление и память.

III. Воспитательные:

  1. воспитывать потребность в знаниях, вызвать интерес к изучаемой теме;
  2. воспитывать уважение и любовь к родному языку;
  3. воспитывать стремление реализовать свои возможности;
  4. воспитывать умение слышать и слушать своих товарищей.

Тип урока: комбинированный

Методы:

  1. Репродуктивный (для формирования знаний, умений, навыков):
    1. знать правила употребления суффикса -чик- (-щик-);
    2. формировать умения определять условия выбора, правильного написания суффикса;
    3. формировать навык осмысленного использования суффикса со значением профессии в связанной речи;
    4. формировать умения анализировать дополнительную литературу к уроку.
  2. Наглядный (для повышения внимания к изучаемой теме, для развития наблюдательности, творческого мышления).
  3. Практический (для развития практических умений и навыков).
  4. Аналитический (для анализа языкового материала по теме: «Суффикс -чик- (-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего»).

Оборудование:

  1. «Русский язык»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2009.
  2. методическое пособие по обществознанию под редакцией Л.Н. Богомолова, Л.Ф. Ивановой. – «Учитель», 2009.
  3. поурочные разработки по обществознанию. – М.: «Вако», 2011.
  4. презентация к уроку;
  5. интерактивная доска;
  6. тест.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Мы рады вас видеть. Перед нами сегодня стоит нелегкая задача: показать нашим гостям, на что мы способны, что знаем и умеем, поэтому соберитесь с мыслями, и у вас все получится.

Вы все являетесь учениками. На разных уроках чему-то учитесь, постигая азы той или иной науки, в том числе изучаете основы русского языка.

II. Постановка цели и задач.

Ребята, на предыдущих уроках мы с вами работали над приставкой, а сегодня давайте вспомним, что такое суффикс? (Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов). (Слайд 1)

– Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образуют новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слова.

А знакомство будет необычным. Мы соединим изучение суффиксов с информацией о профессиях. Ведь на уроках обществознания мы говорим об обществе, изучаем его составляющие: семья, школа.

На последнем уроке мы рассуждали о том, что ученик – это профессия. А другие профессии озвучим сегодня. Поэтому тема урока: «Суффикс -чик- (-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего». (Слайд 2).

Откройте тетради и запишите число и тему уроку.

III. Изучение нового материала.

1) Создание проблемной ситуации.

Посмотрите на записанные слова с суффиксом -чик- (-щик-) (Слайд 3).

Что обозначает в этих словах значимая часть слова – суффикс -чик- (-щик-)? (Обозначает человека по профессии, специальности и роду деятельности).

2) Словарная работа.

А что такое профессия? Что обозначает это слово? (Разные ответы учеников).

– Давайте обратимся к этимологическому словарю. Мясялимова Алина подготовила нам сообщение об этом слове. («Профессия – заимствовано в XIX веке из французского языка. Буквально – объявление о своей специальности»).

– А теперь давайте научимся правильно произносить и писать это слово. (Слайд 4).

Произнесите это слово по слогам так, как оно пишется. (Один ученик вслух по слогам произносит слово).

– Какая орфограмма в этом слове? (Удвоенная буква «эс»).

– На какой слог падает ударение? (На второй слог).

– Еще раз произнесем это слово хором и запишем его в словарь.

– Составьте с ним словосочетания. (Будущая профессия, интересная профессия, профессия врача и т.д.).

– Составьте с этим словом предложение. (Ответы учащихся).

3) Знакомство с разнообразным миром профессий.

А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии, как герой стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»:

У меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

– Какие профессии вы знаете? (Ученики называют, разглядывая Слайд 5).

Да, профессий много, выбирай на вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сейчас. А пока ваша задача – овладевать знаниями, учиться, чтобы потом стать грамотными специалистами.

4) Знакомство с правописанием суффикса –чик-(-щик-).

А теперь узнаем правило выбора согласной в суффиксе –чик-(-щик-), научимся его применять.

– Давайте на время превратимся в ученых и попробуем, внимательно рассмотрев картинки, ответить на вопрос: когда в суффиксе –чик-(-щик-) у существительных пишется буква ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Слайд 6).

– А буква щ?

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных –чик-(-щик-) после букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ. (Слайд 7).

– Откроем учебники на странице 102, проверим наши выводы и посмотрим как оформляется эта орфограмма. (Слайд 8).

А чтобы вы лучше запомнили эту орфограмму, послушайте сказку. Называется она «Братцы-мастера»:

«В стране Грамматика, почти на окраине ее обширных земель, жили-были два братца – суффиксы –Чик и – Щик.

Старший брат Щик был трудолюбивый: рано вставал, собирался да за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.

В городе, где они жили, народ был работящий, деловой, и Щик с удовольствием им всем помогал. Мастера свое дело знали, но никак не могли обойтись без Щика. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него Щик появлялся: обой-щик, забой-щик, стеколь-щик. Вскоре работы стало так много, что братец Щик перестал с ней справляться, тогда мастера решили заставить работать и второго братца – Чика, но это было непросто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы д,т,з,с,ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, Чик принимается за работу. Сами смотрите: смаз-чик, лет-чик, развед-чик».

IV. Закрепление.

Давайте потренируемся в применении нового правила.

1. Лексический диктант. (Оформлен в виде кроссворда. Слайд 9).

– По лексическому значению определите слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности. Объясните написание букв в суффиксе –чик-(-щик-).

  1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник (перебеж-чик);
  2. Рабочий, специалист по бетонным работам (бетон-щик);
  3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (поднос-чик);
  4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (камен-щик);
  5. Рабочий по проходке горных выработок (проход-чик);
  6. Рабочий, специалист по типографскому набору (набор-щик);
  7. Работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь (учет-чик);
  8. Человек, занимающийся продвижением чего-либо, кого-либо, куда-либо (пиар-щик);
  9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смаз-чик);
  10. Работник бани, обслуживающий посетителей (бан-щик).

– Какие современные профессии вы увидели? (Пиарщик. Слайд 10).

Что вы о ней знаете? (Один ученик рассказывает о профессии пиарщика).

2. Работа с учебником.

– Дальше работаем с учебником. Из упражнения 244 в два столбика записать слова с суффиксом -чик-(-щик-), условия выбора буквы объяснить графически (Слайд 11).

Задание дети выполняют самостоятельно в тетради.

Проверка осуществляется с интерактивной доской:

– Какие слова выписали в первый столбик? Почему?

– Какие слова выписали во второй столбик? Почему?

3. Игра «Корректор».

Давайте поиграем в корректора. Исправьте допущенные ошибки в предложениях (Слайд 12):

  1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
  2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
  3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
  4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
  5. Рабочие передавали сменчикам станки.
  6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
  7. Резко сигналили шоферы, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

4. Комплексный анализ текста.

Прочитайте текст (Слайд 13):

«Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото.

Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, переводчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы.

Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка». (По К.Паустовскому).

– Определите тему текста. (Источники русского языка).

– Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста. (Первое).

– Объясните постановку тире в этом предложении. (Подлежащее и сказуемое выражены существительными в И.п.).

– Какими членами предложения являются слова крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики? (Однородными).

– Почему перед ними стоит двоеточие? (Слово народ – обобщающее).

– Найдите в тексте профессии с суффиксом –чик-(-щик-), выпишите их и графически объясните правописание суффикса.

Проверка осуществляется с интерактивной доской (Слайд 14).

5. Знакомство с профессиями прошлого.

1)-Ребята, выполняя сегодня разные задания, мы убедились, что названий профессий – великое множество. С возникновением новых технологий появляются новые слова, обозначающие профессии, род деятельности человека.

– Какие вы знаете?

– А вот какие профессии существовали в недалеком прошлом расскажут нам ребята, подготовившие сообщения.

Сообщение 1. Лудильщик. (Слайд 15).

Стишок про лудильщика, парня веселого.
Он плавит свинец и блестящее олово.
Он варит лекарства в походной аптеке
Больной сковородке, кастрюле-калеке.
Он чайник исправит – и чайник здоров.
Он врач сковородок, профессор котлов.
Он лечит кофейнику носик и донце,
И старый кофейник сверкает, как солнце.

Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду.

Сообщение 2. Старьевщик. (Слайд 16).

Эй, старичок «Старье берем»!
Что ты несешь в мешке своем?
– Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник
Да котелок из чугуна,
Насквозь проржавленный, без дна.

Старьевщики тоже ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старье берем!». Сейчас сбором ненужных вещей занимаются организации.

Сообщение 3. Точильщик. (Слайд 17).

На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.
Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком.

Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: «Точу ножи! Топоры точу!». Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнем или вручную.

2)– Ребята, а сейчас дополните пословицу «Делу время – потехе…» (час).

– Образуйте от слова «час» название профессии с суффиксом -чик-(-щик-). (Часовщик).

– Эта профессия из прошлого или современная?

– Она из прошлого, но существует и сейчас.

Часовщиком могут назвать любого специалиста, имеющего отношения к часам: и дизайнера, и торговца. Но только того, кто своими руками создает или чинит механизмы, можно назвать часовщиком в полном смысле этого слова. Другое название этой профессии – часовой мастер.

Знаменитый часовой мастер из Петербурга К. Чайкин, автор механизма уникальных астрономических часов.

– Вот какие интересные истории мы услышали.

6. Самостоятельная работа.

А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили новое правило. Выполните задания теста, вписав правильно согласные в суффиксы. Не забудьте подписать листы работ.

I вариант.

  1. В каком слове пишется Щ:
  2. буфет…ица
  3. груз…ик
  4. прессов…ик
  5. объезд…ик
  6. В каком слове пишется Ч:
  7. развед…ик
  8. пиль…ик
  9. камен…ик
  10. спор…ик

II вариант.

  1. В каком слове пишется Щ:
  2. перебеж…ик
  3. вертолет…ик
  4. рассказ…ица
  5. надсмотр…ик
  6. В каком слове пишется Ч:
  7. компьютер…ик
  8. экскаватор…ик
  9. автомат…ик
  10. обман…ик

– Внимательно проверьте свои работы и сдайте тетради с домашним заданием, вложив в них листы с тестами.

V. Итоги урока. Домашнее задание.

(Слайд 18)

– Мы познакомились с хорошими и разными профессиями. Вам в недалеком будущем знания сегодняшнего урока можно использовать при выборе своей будущей деятельности или профессии. Но кем бы вы ни были, не забывайте быть грамотными.

И не забудьте записать домашнее задание:

  1. Выучить орфограмму №33, письменно составить диалог, используя названия профессий с изученным правилом (к уроку русского языка).
  2. Подготовить устно сообщение на тему: «Что это за профессии: приказчик, мальчик, фонарщик, извозчик?» (к уроку обществознания).

VI. Рефлексивно-оценочный этап урока.

Довольны ли вы тем, как прошел урок?

– Сумели ли вы показать свои знания?

– Что вам в этом помогло?

– Нам очень понравилась работа класса. Всем большое спасибо.

Урок окончен.

Спасибо за работу! (Слайд 19)