Цель: познакомить учащихся с суффиксом –чик-(-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего и правилом написания букв ч и щ в суффиксе; подвести к пониманию необходимости образования для получения профессии.
Задачи:
I. Обучающие:
- научиться узнавать суффикс –чик-(-щик-) со значением профессии;
- научить правильно писать суффикс –чик-(-щик-);
- научить устно рассуждать и письменно графически объяснять условия выбора правильного написания букв ч и щ в суффиксе;
- научить употреблять слова с изученной орфограммой в речи;
- продолжить формирование умений делать выводы по тексту.
II. Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся;
- развивать умение сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;
- развивать кругозор и словарный запас учащихся, раскрывая лексические значения незнакомых слов, используя синонимы;
- развивать навыки самостоятельной работы в группах, творческое мышление и память.
III. Воспитательные:
- воспитывать потребность в знаниях, вызвать интерес к изучаемой теме;
- воспитывать уважение и любовь к родному языку;
- воспитывать стремление реализовать свои возможности;
- воспитывать умение слышать и слушать своих товарищей.
Тип урока: комбинированный
Методы:
- Репродуктивный (для формирования знаний, умений, навыков):
- знать правила употребления суффикса -чик- (-щик-);
- формировать умения определять условия выбора, правильного написания суффикса;
- формировать навык осмысленного использования суффикса со значением профессии в связанной речи;
- формировать умения анализировать дополнительную литературу к уроку.
- Наглядный (для повышения внимания к изучаемой теме, для развития наблюдательности, творческого мышления).
- Практический (для развития практических умений и навыков).
- Аналитический (для анализа языкового материала по теме: «Суффикс -чик- (-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего»).
Оборудование:
- «Русский язык»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2009.
- методическое пособие по обществознанию под редакцией Л.Н. Богомолова, Л.Ф. Ивановой. – «Учитель», 2009.
- поурочные разработки по обществознанию. – М.: «Вако», 2011.
- презентация к уроку;
- интерактивная доска;
- тест.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
– Здравствуйте, ребята. Мы рады вас видеть. Перед нами сегодня стоит нелегкая задача: показать нашим гостям, на что мы способны, что знаем и умеем, поэтому соберитесь с мыслями, и у вас все получится.
Вы все являетесь учениками. На разных уроках чему-то учитесь, постигая азы той или иной науки, в том числе изучаете основы русского языка.
II. Постановка цели и задач.
– Ребята, на предыдущих уроках мы с вами работали над приставкой, а сегодня давайте вспомним, что такое суффикс? (Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов). (Слайд 1)
– Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образуют новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слова.
А знакомство будет необычным. Мы соединим изучение суффиксов с информацией о профессиях. Ведь на уроках обществознания мы говорим об обществе, изучаем его составляющие: семья, школа.
На последнем уроке мы рассуждали о том, что ученик – это профессия. А другие профессии озвучим сегодня. Поэтому тема урока: «Суффикс -чик- (-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего». (Слайд 2).
– Откройте тетради и запишите число и тему уроку.
III. Изучение нового материала.
1) Создание проблемной ситуации.
– Посмотрите на записанные слова с суффиксом -чик- (-щик-) (Слайд 3).
Что обозначает в этих словах значимая часть слова – суффикс -чик- (-щик-)? (Обозначает человека по профессии, специальности и роду деятельности).
2) Словарная работа.
– А что такое профессия? Что обозначает это слово? (Разные ответы учеников).
– Давайте обратимся к этимологическому словарю. Мясялимова Алина подготовила нам сообщение об этом слове. («Профессия – заимствовано в XIX веке из французского языка. Буквально – объявление о своей специальности»).
– А теперь давайте научимся правильно произносить и писать это слово. (Слайд 4).
– Произнесите это слово по слогам так, как оно пишется. (Один ученик вслух по слогам произносит слово).
– Какая орфограмма в этом слове? (Удвоенная буква «эс»).
– На какой слог падает ударение? (На второй слог).
– Еще раз произнесем это слово хором и запишем его в словарь.
– Составьте с ним словосочетания. (Будущая профессия, интересная профессия, профессия врача и т.д.).
– Составьте с этим словом предложение. (Ответы учащихся).
3) Знакомство с разнообразным миром профессий.
– А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии, как герой стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»:
У меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
– Какие профессии вы знаете? (Ученики называют, разглядывая Слайд 5).
– Да, профессий много, выбирай на вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сейчас. А пока ваша задача – овладевать знаниями, учиться, чтобы потом стать грамотными специалистами.
4) Знакомство с правописанием суффикса –чик-(-щик-).
– А теперь узнаем правило выбора согласной в суффиксе –чик-(-щик-), научимся его применять.
– Давайте на время превратимся в ученых и попробуем, внимательно рассмотрев картинки, ответить на вопрос: когда в суффиксе –чик-(-щик-) у существительных пишется буква ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Слайд 6).
– А буква щ?
– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных –чик-(-щик-) после букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ. (Слайд 7).
– Откроем учебники на странице 102, проверим наши выводы и посмотрим как оформляется эта орфограмма. (Слайд 8).
– А чтобы вы лучше запомнили эту орфограмму, послушайте сказку. Называется она «Братцы-мастера»:
«В стране Грамматика, почти на окраине ее обширных земель, жили-были два братца – суффиксы –Чик и – Щик.
Старший брат Щик был трудолюбивый: рано вставал, собирался да за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.
В городе, где они жили, народ был работящий, деловой, и Щик с удовольствием им всем помогал. Мастера свое дело знали, но никак не могли обойтись без Щика. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него Щик появлялся: обой-щик, забой-щик, стеколь-щик. Вскоре работы стало так много, что братец Щик перестал с ней справляться, тогда мастера решили заставить работать и второго братца – Чика, но это было непросто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы д,т,з,с,ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, Чик принимается за работу. Сами смотрите: смаз-чик, лет-чик, развед-чик».
IV. Закрепление.
– Давайте потренируемся в применении нового правила.
1. Лексический диктант. (Оформлен в виде кроссворда. Слайд 9).
– По лексическому значению определите слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности. Объясните написание букв в суффиксе –чик-(-щик-).
- Тот, кто перебежал к врагу, изменник (перебеж-чик);
- Рабочий, специалист по бетонным работам (бетон-щик);
- Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (поднос-чик);
- Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (камен-щик);
- Рабочий по проходке горных выработок (проход-чик);
- Рабочий, специалист по типографскому набору (набор-щик);
- Работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь (учет-чик);
- Человек, занимающийся продвижением чего-либо, кого-либо, куда-либо (пиар-щик);
- Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смаз-чик);
- Работник бани, обслуживающий посетителей (бан-щик).
– Какие современные профессии вы увидели? (Пиарщик. Слайд 10).
– Что вы о ней знаете? (Один ученик рассказывает о профессии пиарщика).
2. Работа с учебником.
– Дальше работаем с учебником. Из упражнения 244 в два столбика записать слова с суффиксом -чик-(-щик-), условия выбора буквы объяснить графически (Слайд 11).
Задание дети выполняют самостоятельно в тетради.
Проверка осуществляется с интерактивной доской:
– Какие слова выписали в первый столбик? Почему?
– Какие слова выписали во второй столбик? Почему?
3. Игра «Корректор».
– Давайте поиграем в корректора. Исправьте допущенные ошибки в предложениях (Слайд 12):
- Барабанчики яростно колотили в барабаны.
- Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
- В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
- По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
- Рабочие передавали сменчикам станки.
- Жестянчики работали на глазах всей улицы.
- Резко сигналили шоферы, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.
4. Комплексный анализ текста.
– Прочитайте текст (Слайд 13):
«Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото.
Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, переводчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы.
Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка». (По К.Паустовскому).
– Определите тему текста. (Источники русского языка).
– Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста. (Первое).
– Объясните постановку тире в этом предложении. (Подлежащее и сказуемое выражены существительными в И.п.).
– Какими членами предложения являются слова крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики? (Однородными).
– Почему перед ними стоит двоеточие? (Слово народ – обобщающее).
– Найдите в тексте профессии с суффиксом –чик-(-щик-), выпишите их и графически объясните правописание суффикса.
Проверка осуществляется с интерактивной доской (Слайд 14).
5. Знакомство с профессиями прошлого.
1)-Ребята, выполняя сегодня разные задания, мы убедились, что названий профессий – великое множество. С возникновением новых технологий появляются новые слова, обозначающие профессии, род деятельности человека.
– Какие вы знаете?
– А вот какие профессии существовали в недалеком прошлом расскажут нам ребята, подготовившие сообщения.
Сообщение 1. Лудильщик. (Слайд 15).
Стишок про лудильщика, парня веселого.
Он плавит свинец и блестящее олово.
Он варит лекарства в походной аптеке
Больной сковородке, кастрюле-калеке.
Он чайник исправит – и чайник здоров.
Он врач сковородок, профессор котлов.
Он лечит кофейнику носик и донце,
И старый кофейник сверкает, как солнце.
Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду.
Сообщение 2. Старьевщик. (Слайд 16).
Эй, старичок «Старье берем»!
Что ты несешь в мешке своем?
– Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник
Да котелок из чугуна,
Насквозь проржавленный, без дна.
Старьевщики тоже ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старье берем!». Сейчас сбором ненужных вещей занимаются организации.
Сообщение 3. Точильщик. (Слайд 17).
На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.
Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком.
Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: «Точу ножи! Топоры точу!». Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнем или вручную.
2)– Ребята, а сейчас дополните пословицу «Делу время – потехе…» (час).
– Образуйте от слова «час» название профессии с суффиксом -чик-(-щик-). (Часовщик).
– Эта профессия из прошлого или современная?
– Она из прошлого, но существует и сейчас.
Часовщиком могут назвать любого специалиста, имеющего отношения к часам: и дизайнера, и торговца. Но только того, кто своими руками создает или чинит механизмы, можно назвать часовщиком в полном смысле этого слова. Другое название этой профессии – часовой мастер.
Знаменитый часовой мастер из Петербурга К. Чайкин, автор механизма уникальных астрономических часов.
– Вот какие интересные истории мы услышали.
6. Самостоятельная работа.
– А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили новое правило. Выполните задания теста, вписав правильно согласные в суффиксы. Не забудьте подписать листы работ.
I вариант.
- В каком слове пишется Щ:
- буфет…ица
- груз…ик
- прессов…ик
- объезд…ик
- В каком слове пишется Ч:
- развед…ик
- пиль…ик
- камен…ик
- спор…ик
II вариант.
- В каком слове пишется Щ:
- перебеж…ик
- вертолет…ик
- рассказ…ица
- надсмотр…ик
- В каком слове пишется Ч:
- компьютер…ик
- экскаватор…ик
- автомат…ик
- обман…ик
– Внимательно проверьте свои работы и сдайте тетради с домашним заданием, вложив в них листы с тестами.
V. Итоги урока. Домашнее задание.
(Слайд 18)
– Мы познакомились с хорошими и разными профессиями. Вам в недалеком будущем знания сегодняшнего урока можно использовать при выборе своей будущей деятельности или профессии. Но кем бы вы ни были, не забывайте быть грамотными.
И не забудьте записать домашнее задание:
- Выучить орфограмму №33, письменно составить диалог, используя названия профессий с изученным правилом (к уроку русского языка).
- Подготовить устно сообщение на тему: «Что это за профессии: приказчик, мальчик, фонарщик, извозчик?» (к уроку обществознания).
VI. Рефлексивно-оценочный этап урока.
– Довольны ли вы тем, как прошел урок?
– Сумели ли вы показать свои знания?
– Что вам в этом помогло?
– Нам очень понравилась работа класса. Всем большое спасибо.
Урок окончен.
Спасибо за работу! (Слайд 19)