Цели и задачи урока:
Обучающие.
- Систематизировать и обобщить знания по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию.
- Подготовить учащихся к связным высказываниям на грамматическую тему.
- Учить аргументировать свои высказывания.
- Совершенствовать степень владения нормами литературного языка.
Развивающие.
- Развивать коммуникативно-речевые умения.
- Умение работать с текстовыми фрагментами различного характера
Воспитательные.
- Обучать умению работать в команде, корректно вести спор
- Формировать толерантное отношение к людям
Тип урока: систематизация и обобщение изученного
Вид урока: урок-путешествие
Технология: на игровой основе.
Оборудование:
- 1 компьютер на столе учителя для ведения урока, экран, мультимедийный проектор, колонки.
- Парты расставлены таким образом, чтобы работа велась в группах.
2 группа | 1 группа |
Оформление: На экране с помощью мультимедийного проектора освещается ход урока (презентация в программе PowerPoint, схема урока-путешествия).
Ход урока
1. Оргмомент
Чтобы обобщить и систематизировать знания, полученные в 6 классе по синтаксису, фонетике, лексике, морфологии и словообразованию мы отправимся сегодня в путешествие на остров Морфемикос, который вы видите перед собой (на поиски клада) – слайд № 1).
Наше путешествие будет трудным, вам предстоит переплыть Синтаксический океан и посетить несколько островов, для того, чтобы найти ключ от сундука, в котором спрятан клад. Маршрут путешествия перед вами (слайд № 2). На поиски ключа и клада отправляются две команды. Все задания выполняются в тетради. Команда может отправляться дальше, если задание выполнено всеми членами экипажа. В путь!
2. Основная часть урока: повторение и обобщение изученного.
Синтаксический океан (слайд № 3, приложение № 1).
1) Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
2) Произвести синтаксический разбор предложений:
1 вариант
Я весело въехал в заветную реку, и добрый конь вынес меня на турецкий берег.
Молодой месяц показался на небе.
2 вариант
Тих и величественен девственный лес.
Звезды блистали в ночи, и блестели на ветвях капли дождя.
о. Фонетикос (слайд № 4)
Вставить пропущенные буквы в слова:
1 вариант
Тр..ллейбус, суч..к, х..х..тушка, подз..г..ловок, к..нтинент, пр..фе..ор
2 вариант
Н..прямик,фан..тик, овраж..к, к..р..ван, акв..рель, р..форма
Отсчитать пять шагов к воротам города и вставить ключ в замок: ..тм..сфера
(Пять шагов – это пять повторяющихся букв во всех словах варианта.)
1 вариант – О (разбор №4 - синтаксический)
2 вариант – А (разбор № 1 - фонетический)
О. Лексикос (слайд № 5)
Посетить город, соответствующий выбранному ключу, взятому на о. Фонетикос с обзорной экскурсией. Запастись провизией (привести 3 примера)
1 вариант – город Омонимы
2 вариант – город Антонимы
(слайды 8,9)
О. Морфологос (слайд № 6)
Посетить город приставок:
1 вариант: р..звальни, р..спись
2 вариант: р..звалить, р..списание
Посетить город существительных:
(составить р..списание посетителей по третьему образцу)
Произвести морфологический разбор слова расписание
О. Морфемикос (слайд № 7)
1. В городе приставок заплатить пошлину путешественника:
Подберите слова, соответствующие данным схемам:
- приставка, корень, суффикс, окончание;
- корень, суффикс, окончание;
- приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание;
- приставка, корень, окончание.
2. Зайти в порт Суффикс, к ключу добавить 15-ю букву алфавита и назвать пароль, дающий привилегии вашей команде. (слайд № 8)
Кож..ый
Революци..ый
Сви..ой
Ветр..ый
Ех..ть
Стол..ая
Сон..ый
Бе..ветр..ый
Г..сти..ый
1 вариант – ключ кожаный
2 вариант – ключ революционный
3. Подведение итогов урока:
Собрав, систематизировав знания, полученные в 6 классе, мы с вами нашли ключ от сундука и добрались до клада, в котором хранятся наши знания, умения и практические навыки.
4. Домашнее задание: Написать мини-сочинение о путешествии по островам, выделить все изученные орфограммы.