Русский язык
-
Использование пословиц и поговорок при изучении русского языка (из опыта работы) 2013
Использование пословиц и поговорок позволяет усваивать грамматический материал, развивает мышление обучающихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает народной мудростью. Пословицы и поговорки становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.
-
Тире между подлежащим и сказуемым 2013
Урок разработан для обучающихся 8-го класса коррекционной школы VII вида и построен в виде экскурсии в лингво-ботанический сад. Ученики не только совершенствуют языковые знания и умения, но и узнают много нового о цветах. В ходе урока обогащается лексикон детей, развиваются внимание, мышление, воображение и, как следствие, повышается интерес к предмету. Игровые приёмы создают ситуацию успеха, что так важно в условиях коррекционно-развивающего обучения.
-
Правописание корней с чередующимися гласными 2013
Цели урока: познакомить учащихся с условиями употребления в слове гласных О-А в корнях -лаг-, -лож-; развивать аналитические способности учащихся, навыки самоконтроля, умение систематизировать и обобщать языковой материал.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе на тему "Своя игра". 9–11-й класс 2013
Внеклассное мероприятие повышает интерес к русскому языку и литературе, развивает творческие способности, логическое мышление, кругозор учащихся, интеллектуальный и культурный уровень. Формирует умение работать в группе, в команде, сотрудничать. Игра состоит из трех раундов по 25 вопросов в раунде и финального раунда с 1 вопросом.
-
"Причастие". 7-й класс 2013
Урок русского языка открывает новую для семиклассников часть речи – причастие. Тема в начале урока на доске не записана, обучающиеся формулируют ее сами. Зрительный ряд картин русских художников развивает ассоциативное мышление школьников.
-
Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы". 9-й класс 2013
Урок анализирует тему Отечественной войны 1812 г. Учащиеся вспоминают основные события войны, имена великих полководцев. Звучат строки из стихотворений на тему войны.
-
Разряды местоимений 2013
Учащиеся на уроке учатся находить местоимения в тексте, различать разряды для правильного написания, грамотно употреблять в речи.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему 2013
Учащиеся пишут сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, готовятся к ГИА. У ребят развивается умение объяснять и доказывать, формируется умение работать с теоретическим материалом урока, находить необходимый для приведения аргументов.
-
Занимательная викторина 2013
В статье описывается занимательная викторина по языкознанию, которая проводится в течение одного часа (на неделе русского языка). В занятие включены различные виды заданий (лексика, фразеология и пр.), презентация-игра (на усмотрение учителя). Игра допускает возможность самостоятельного расширения либо усложнения (с ресурсами сети Интернет).
-
"Обособление распространенных и нераспространенных согласованных определений". 8-й класс 2013
Урок построен в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебная программа по русскому языку под редакцией М.Т. Баранова, Т.И. Ладыженской, Н.М. Шанского. Цель урока: формирование универсальных учебных действий, навыков, дать представление об обособлении определений. Используются здоровьесберегающая, ИКТ-технологии. Решаются задачи разного уровня.
-
Урок русского языка по теме "Буквы "е-и" в корнях с чередованием" 2013
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Ученики знакомятся с орфограммой «Буквы "е-и" в корнях с чередованием», усваивают алгоритм определения написания "е-и" в корнях глаголов. Задания развивают наблюдательность, умение анализировать информацию и делать выводы. Развиваются навыки самоконтроля, самооценки.
-
Урок русского языка по теме "Употребление причастий в речи". 7-й класс 2013
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме. Учащиеся выявляют значение причастий в речи, учатся правильно их употреблять, работают с текстом, ищут новую информацию, устанавливают причинно-следственные связи, формируют представления на основе полученных данных.
-
Анализ текста. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку 2013
В работе представлены варианты текстов и формы работы с ними, вопросы для комплексного анализа. Сформулированы задачи учителя русского языка и литературы. Тексты подобраны с целью развивающего обучения, воспитывающей функции.
-
Сбор материала для сочинения на лингвистическую тему. Подготовка к ГИА 2013
Урок строится на материале текстов стихотворений Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…» и «Идешь, на меня похожий…» Учащиеся должны ориентироваться в лингвистических терминах, различать лексические и грамматические явления, уметь отбирать материал, использовать его для примеров-аргументов в сочинении-рассуждении, задании С2. В течение урока оформляется таблица, куда вносятся найденные в текстах лингвистические термины, которые будут использованы в сочинении.
-
Программа по русскому языку. 5-й класс 2013
Новая программа по русскому языку в старших классах коррекционной школы имеет коммуникативную направленность. Цель: развитие речи учащихся.
-
Изменение родовых окончаний имен прилагательных. 4-й класс 2013
Повторение и обобщение изученного материала – очень важный этап в закреплении знаний учащихся. Личностно-ориентированный подход на уроке развивает каждого ученика. Урок носит проблемный и развивающий характер. Нестандартные задания выявляют уровень знаний учеников, определяют недостатки и пробелы, ликвидируют их.
-
Сочинение-рассуждение (часть С). Читаем, учимся, пишем 2013
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что большие трудности сложных для выпускников 11-го класса вызывает интерпретация текста с комментированием проблемы и аргументацией собственного мнения. На уроке предлагается вспомнить изученное, заостряется внимание на требованиях, предъявляемых при проверке части С, и специфических особенностях работы.
-
Роль эпитета в поэзии. 8–9-е классы 2013
Урок знакомит учащихся с понятием «эпитет» и его ролью в поэзии, формирует умение находить эпитеты в художественных произведениях и использовать в сочинении, учит бережно относиться к родному слову.
-
Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи частей 2013
В ходе урока учащиеся, выполняя различные упражнения, самостоятельно формулируют тему и цель урока; работая в группах, учатся находить главное и придаточное предложение, устанавливать смысловые отношения вопросом; определять средства связи придаточного с главным; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
-
Урок-конференция по русскому языку для старшеклассников по теме "Живой как жизнь" 2013
Школа должна учить литературному языку. Он объединяет общество, народ. Наперекор разобщенности в пространстве, социальным барьерам, разнице в возрасте, несходству жизненного опыта и профессиональным интересам. Он не может не быть стандартизированным, освобожденным от профессионального и социально специфичного.
-
Урок-практикум "Лингвистический анализ текстов публицистического текста". 11-й класс 2013
Цель урока: совершенствование навыков лингвистического анализа публицистического стиля, изучающего чтения текста, публичной речи; оценивание коммуникативных качеств и эффективности речи.
-
Глагол как часть речи 2013
Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с деятельностью человека. Он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного. Цель урока: повторение и усовершенствование знаний о глаголе; умение находить глаголы в тексте.
-
Развитие литературных способностей учащихся как средство формирования творческой личности 2013
Приняв детей в 5-й класс, автор статьи начинает работу с диагностики: проверяет технику чтения, выявляет уровень развития литературно-творческих способностей учащихся. На основе результатов проведенной диагностики определяет приемы, методы и формы работы. Для каждого периода развития учащихся, ребенка необходим индивидуальный подход в обучении. Существуют такие приемы, которые можно использовать на всех этапах.
-
Элективный курс предпрофильного обучения "Я корректор". 5–9-й класс 2013
В программе курса анализируются типичные ошибки в содержании изложений и сочинений, в устном рассказе, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки; выясняются основные причины, порождающие эти ошибки; обогащается словарь учащихся, привлекаются примеры из методической литературы (журнальных статей).
-
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в малокомплектной школе 2013
Автор делится опытом работы с одаренными детьми. Задача учителя – выявить одаренных детей и помочь им реализовать свои способности. Работа с одаренными детьми предполагает индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Используются следующие типы заданий: олимпиадные, проектные, конкурсные работы; творческие диктанты; комплексный, лингвистический, литературоведческий анализ текста; работа по карточкам, с перфокартами.
-
Урок игра "Сочинялки-2". 5–6-й классы 2013
На уроке детям объясняется, что такое рифма и какую роль она играет в стихосложении. Дети пробуют сочинить двустишия и таким образом сами решают, легко ли быть поэтом.
-
Написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях существительных и прилагательных) 2013
Изучается написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных). Учащиеся применяют усвоенные алгоритмы и правила при решении учебных задач.
-
Подготовка к сочинению по статье (отрывок из статьи Ю.А. Шрейдера "Основы этики") 2013
Цель урока: научить писать сочинение-рассуждение. На занятии идет подготовка к сочинению по отрывку из статьи Ю.Шрейдера «Основы этики». Содержание урока построено таким образом, что учащиеся, знакомясь с презентацией, повторяют теорию и, используя речевые обороты, определяют проблему, комментируют авторскую позицию, аргументируют свое мнение и формулируют заключение будущей работы.
-
"Правописание "о-е" в окончаниях имен существительных после шипящих и "ц"". 5-й класс 2013
Автор делится опытом работы по проблемно-диалогическому обучению на уроке русского языка. Отдает предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. Цель: создать на уроке проблемную ситуацию; развивать навыки грамотного письма.
-
Путешествие на корабле "Прилагательное". 6-й класс 2013
Урок-игра проводится после изучения прилагательных повторяет и обобщает знания и умения учащихся по теме, воспитывает интерес к предмету. Все задания на уроке связаны темой морского путешествия. В качестве дидактического материала используются предложения из романа А.Р. Беляева «Остров погибших кораблей».