"Информационные технологии на уроках русского языка". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (649 кБ)


Урок открытия нового знания проводится в 4 классе по УМК «Планета знаний».

Цель урока – познакомить учащихся с неопределенной формой глагола, как формой, которая не изменяется по лицам числам и временам и ее ролью в речи.

Задачи урока:

  • научить  выделять глаголы неопределенной формы в тексте;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать познавательные и творческие возможности, умение работать в группе;
  • повышать интерес учащихся к изучению русского языка и истории родного города.

Представленный урок носит проблемно-поисковый характер.
Новый материал изучается на  литературном материале, с которым дети хорошо знакомы (тексты сказок А.С. Пушкина). К этому уроку дети уже знакомы с глаголом, как частью речи, знают о временах глагола, умеют определять лицо, число.
На уроке созданы условия для решения как учебных, так и воспитательных задач. Открытие нового знания осуществляется через групповую работу, где учащиеся пользуются «помощником» и решают поставленный проблемный вопрос. Представление результатов групповой работы позволяет увеличить объем изучаемого материала. В работе предусмотрена работа со справочной литературой. Смена видов учебной деятельности ( совместная фронтальная работа, групповая работа – изучение нового материала, индивидуальная работа – закрепление) позволяет предупредить утомляемость и потерю интереса к изучению материала.
В контекст урока гармонично вписывается применение компьютерных технологий. Использование презентации существенно экономит время и делает обучение наглядным и красочным.

Оборудование:

  • Словари: орфографические и словообразовательные  ( по 15 штук),
  • 3 листа формат А-4 (с надписями для образования, для употребления, для определения),
  • Таблички : начальная форма, неопределенная форма, инфинитив, что делать?, что сделать?,
  • Картинки ( часы, числа, лицо),
  • Печатные тексты  с отрывками из сказок  А.С. Пушкина и  вопросник.
  • Электронная презентация по теме урока.

ХОД УРОКА

1. Приветствие. Организационный момент.

У.  Вы способные, умные и, конечно поможете мне вести урок. Думаю, что у нас все получится. В добрый путь!

2. У. Откройте тетради, запишите число и классная работа.

1 слайд.  Царское Село.

У. Мы живем в удивительном городе. Многие люди приезжают в наш город из разных уголков страны, посмотреть на красоты нашего города. Узнать о знаменитых  людях живших и творивших в нашем городе. Каких  знаменитых жителей  нашего города знаете вы?

2 слайд. Жители города.

У. О ком из них так говорили друзья: «….его слушать можно было вечно. Он умел спорить и отстаивать истину; глубоко уважал близких по духу ему людей; рисковал говорить правду, терпеливо сносил жестокую цензуру; помнил о дорогих ему людях. Всегда любил спрашивать, узнавая что – то новое….»

Дети. О А.С.Пушкине

3 слайд А.С.Пушкин

У. Верно. На уроке мы вспомним знаменитые строки из его волшебных сказок. Вспомните, из какой сказки  этот отрывок, восстановите текст.

4 слайд. «Лебедь около плывет»

У. Какие слова вы вставили.

Д.  Это отрывок из сказки «О царе Салтане …..». не хватало глаголов.

У. А знаете ли вы, что Пушкин в своих произведениях чаще применял глаголы, чем прилагательные.

5 слайд. Глагол.

У. Это самая огнепышащая, самая живая часть речи.

Давайте вспомним, что вы знаете о ней.

6 слайд. Что я знаю о глаголе?

Ребята восстанавливают слайд.

У. Молодцы! Эти знания нам обязательно пригодятся на уроке. Обратимся к другим строчкам из этой сказки.

Ученики читают отрывок из печатного текста. Один ребенок вслух.

В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой.
Он лежал пустой равниной,
Рос на нем дубок единый,
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон,
Он прислал тебе поклон.
Царь Салтан дивиться чуду,
Молвил он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой.
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.

3. Проблемный вопрос

У. Найдите выделенные слова в отрывке из сказки А.С. Пушкина.

Запишите все, что знаете о глаголе.

(Один ученик работает у доски).

Лежал – нес. в.; п. в.; м. р.; ед. ч.

Стоит – несов.в.; н. в.; ед. ч.; 3 л.

Прислал – сов. В.; п. в.; ед. ч.; м.р.

Навещу – сов. В.; н. в.;ед. ч.; 1 л.

Пустить – ?

У. Какая возникла трудность?

Д. У глагола пустить нет возможности определить время лицо и число.

У. Есть ли еще в тексте похожие слова?

Д. Да. Дивиться, навестить.

У. Как бы вы назвали такую форму глагола, у которой нельзя определить время, лицо и число.

На доске появляются картинки : часы, числа, лицо.

Неопределенная форма

Д. Неопределенной формой.

У. Как еще можно назвать?

Д. Начальная форма.

Таблички: начальная форма, неопределенная форма, инфинитив, прикрепляются к доске.

начальная форма

 

инфинитив

У. Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец,
Ин-фи-ни-тив – звучит занятно,
Я вам признался наконец.
Что же будем изучать на уроке.

Д. Неопределенную форму глагола.

У. На уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы , а помощником будет план.

6 слайд. Помощник – план.

У. Как определить, что перед нами глагол в неопределенной форме.

Д. Задать вопрос.

У. На какие вопросы отвечает инфинитив?

7 слайд. Вопросы инфинитива.

Поучимся задавать вопросы.

8 слайд с гиперссылкой.

Ученики работают с интерактивной доской и в тетрадях.

У. Обратите внимание, чем заканчивается глагол. Подчеркните сочетание букв. Это один из признаков глагола в начальной форме.

– Что вы можете сказать о глаголе в начальной форме.

Д. Отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, оканчивается на ть, ти, чь.

У. Попробуем найти такие глаголы в следующем отрывке.

9 слайд. И царица хохотать.

4. Работа в группах

У. Нам осталось ответить на последний вопрос. Он самый трудный , а с трудностями надо бороться вместе.
Работать  будем в группах. Каждая группа получает конверт с планом  работы. Обсудите  свои задания ,ответы оформите на большом листе, подготовьтесь объяснить свою информацию одноклассникам.

Ученики работают с текстами и словарями.

10 слайд. Обобщение.

Один представитель группы рассказывает о своем открытии.

5. Физминутка

У. Вы устали? Отдохните.

Выходят два ученика разыгрывают сценку:

За столом сказала мать:
– Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?

У. В чем юмор стишка?

Д. Мальчик не знал, что у слов есть переносные значения. «Болтать языком» значит разговаривать.

У. Кто помнит, как называются такие устойчивые выражения. Выполним упражнение №97 на странице 55.

Ученики в тетрадь записывают фразеологизмы и их перевод.

6.  Итог урока

У. Урок подходит к  завершению. Чему научились на уроке?

– Продолжите фразу глаголом  неопределенной  форме.

«На уроке я люблю …»

– Оцените свою работу «лесенкой успеха»

7. Домашняя работа

У. Домашняя работа сегодня будет на выбор.

  1. Подобрать пословицы или фразеологизмы с глаголами  в начальной форме.
  2. Упр. №96 стр.54.
  3. Сочините  стих или сказку по теме урока.

11 слайд. Домашняя работа

У. Спасибо за урок. Мне понравилось, как вы учились и учили других.

12 слайд. Молодцы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3