"Разноспрягаемые глаголы". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (116 кБ)


Цели:

  • продолжить знакомство с разноспрягаемыми глаголами;
  • развивать мышление, любознательность, речь;
  • воспитывать ответственное отношение к учёбе.

Ход урока

1. Орг.момент (сообщение целей)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с разноспрягаемыми глаголами.

Закрепление материала.

1. Экспресс-опрос. Слайд №2

- Какая часть речи называется глаголом?

- Какого вида бывают глаголы?

- Как определить вид глагола?

- Как изменяются глаголы по временам?

- Какую роль играет глагол в предложении?

2. - Чтобы понять, что глагол – важная часть речи и без него не обойтись в предложении, посмотрим инсценировку стихотворения Г.Граубина “Ссора в Грамматике”. Слайд №3

1

В Грамматике ссора!
Повздорив, Предлоги
Вцепились друг в друга,
Рыча, как бульдоги.
Для ссоры Предлог –
Отыщет всегда
Подходящий предлог!
Причастие
Приняло в этом
Участие:
Ко всякому делу
Причастно
Причастие.
Частично. Частицы повинны:
Они
Сказать побоялись:
“Не надо”,
“Ни-ни”!

2

Теперь
Никакого
Порядка
В Грамматике:
Наречия бродят,
Как будто лунатики,
Приставка,
Что Правилом к слову
Приставлена,
Гуляет одна,
Озираясь затравленно!

3

Взгрустнулось Числительным,
Натурам чувствительным,
В Грамматике жить
Расхотелось Числительным.
- Раз нет
Никакого порядка
В Грамматике,
Уедем на родину,
В Математику!

4

Существительное стало
Невесёлым,
Объявило:
- Я устало
Жить с Глаголом!
Треплет нервы мне Глагол,
Портит настроение.
Он преследует меня
С самого рождения!
Без него я просто стол,
Ручка, речка, небо, пол.
Обозначив вещь, стою
Скромно в Предложении
Да вполголоса пою
Песню про Спряжение.
А появится Глагол,
Встанет в Предложение,
Речка, ручка, небо, пол-
Всё придёт в движение:
Если я речка-
Мне надо бежать,
Если я ручка –
Мне надо писать,
Если я небо –
Мне надо синеть,
Если я пол –
То обязан блестеть!

5

- Возмутительно! –
Сказало Обстоятельство. –
Как вы терпите такое
Издевательство?
Прилагательное крикнуло:
- Позор!
Хулиган Глагол
Виновник наших ссор!
Тут в себя пришли Частицы,
Тоже стали кипятиться:
- В этой ссоре виноват
Только он!
Вон!

6

- И уйду! – сказал Глагол,
Хлопнул дверью
И ушёл.

7

И тут наступило
Всеобщее бедствие –
Ведь без Глагола
Немыслимо действие.
Пусто и голо,
Пусто и голо
Стало в Грамматике
Без Глагола!
Даже Причастию,
Даже Наречию
Делать теперь
В Предложении
Нечего!
Ссору забыв,
Онемели Предлоги,
Не могут найти
В Предложенье дороги.
Как истуканы,
Застыли Частицы.
К слову Приставка
Не может пробиться.
Горем убито
Местоимение:
Теперь его “я”
Не имеет значения.

8

А Глагол себе
По бережку ходил,
Рвал цветочки
Да пескариков удил,
Будто в бубен,
В пень осиновый стучал –
По работе в Предложении
Скучал.
Вдруг приходит к нему делегация:
- Не желаем мы жить
Тунеядцами.
Без тебя никакого
Движения,
Очень просим:
Вернись в Предложение!
- Без тебя, -
Подтверждает Наречие, -
Делать нам в Предложении
Нечего.
В ноги падает
Местоимение:
- Извини за
Недоразумение!

9

Ссора забыта,
В Грамматике – мир:
Вернулся Глагол,
Он опять командир.
Стоит ему
В Предложение встать –
Сразу река начинает бежать,
Небо синеет,
Моется пол –
Двигаться всех
Заставляет Глагол!

3. - Какие глаголы называются разноспрягаемыми?

Докажите, являются ли глаголы разноспрягаемыми.Слайд №4

(На доске записаны глаголы: хотеть, играть.)

хотеть играть
Я хочу, мы хотим Я играю, мы играем
Ты хочешь, вы хотите Ты играешь, вы играете
Он хочет, они хотят Он играет, они играют

4. Работа с учебником.

(выполнение упражнения №474).

5. - А сейчас вы выполните задание “Найди ошибку”. Слайд№5 Внимательно прочитайте предложения, подумайте правильно ли употреблены глаголы.

1. Они не хочут идти обедать.

2. Как папа шурунёт нас – бегишь и не запнёшься. (В.П.Астафьев).

6. Работа с пословицами.Слайд №6

Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Найдите разноспрягаемый глагол, определите лицо, число, время.

7. “Третье лишнее”. Слайд №7

- Среди данных глаголов определите лишний.

Бежать, рисовать, брить.

8. Игра “Цепочка”. (используя приставки, называйте разноспрягаемые глаголы, пока не ошибётесь или не закончится запас слов-глаголов). Итог урока. Слайд №8.