Цели:
- продолжить знакомство с разноспрягаемыми глаголами;
- развивать мышление, любознательность, речь;
- воспитывать ответственное отношение к учёбе.
Ход урока
1. Орг.момент (сообщение целей)
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с разноспрягаемыми глаголами.
Закрепление материала.
1. Экспресс-опрос. Слайд №2
- Какая часть речи называется глаголом?
- Какого вида бывают глаголы?
- Как определить вид глагола?
- Как изменяются глаголы по временам?
- Какую роль играет глагол в предложении?
2. - Чтобы понять, что глагол – важная часть речи и без него не обойтись в предложении, посмотрим инсценировку стихотворения Г.Граубина “Ссора в Грамматике”. Слайд №3
1
В Грамматике ссора!
Повздорив, Предлоги
Вцепились друг в друга,
Рыча, как бульдоги.
Для ссоры Предлог –
Отыщет всегда
Подходящий предлог!
Причастие
Приняло в этом
Участие:
Ко всякому делу
Причастно
Причастие.
Частично. Частицы повинны:
Они
Сказать побоялись:
“Не надо”,
“Ни-ни”!
2
Теперь
Никакого
Порядка
В Грамматике:
Наречия бродят,
Как будто лунатики,
Приставка,
Что Правилом к слову
Приставлена,
Гуляет одна,
Озираясь затравленно!
3
Взгрустнулось Числительным,
Натурам чувствительным,
В Грамматике жить
Расхотелось Числительным.
- Раз нет
Никакого порядка
В Грамматике,
Уедем на родину,
В Математику!
4
Существительное стало
Невесёлым,
Объявило:
- Я устало
Жить с Глаголом!
Треплет нервы мне Глагол,
Портит настроение.
Он преследует меня
С самого рождения!
Без него я просто стол,
Ручка, речка, небо, пол.
Обозначив вещь, стою
Скромно в Предложении
Да вполголоса пою
Песню про Спряжение.
А появится Глагол,
Встанет в Предложение,
Речка, ручка, небо, пол-
Всё придёт в движение:
Если я речка-
Мне надо бежать,
Если я ручка –
Мне надо писать,
Если я небо –
Мне надо синеть,
Если я пол –
То обязан блестеть!
5
- Возмутительно! –
Сказало Обстоятельство. –
Как вы терпите такое
Издевательство?
Прилагательное крикнуло:
- Позор!
Хулиган Глагол
Виновник наших ссор!
Тут в себя пришли Частицы,
Тоже стали кипятиться:
- В этой ссоре виноват
Только он!
Вон!
6
- И уйду! – сказал Глагол,
Хлопнул дверью
И ушёл.
7
И тут наступило
Всеобщее бедствие –
Ведь без Глагола
Немыслимо действие.
Пусто и голо,
Пусто и голо
Стало в Грамматике
Без Глагола!
Даже Причастию,
Даже Наречию
Делать теперь
В Предложении
Нечего!
Ссору забыв,
Онемели Предлоги,
Не могут найти
В Предложенье дороги.
Как истуканы,
Застыли Частицы.
К слову Приставка
Не может пробиться.
Горем убито
Местоимение:
Теперь его “я”
Не имеет значения.
8
А Глагол себе
По бережку ходил,
Рвал цветочки
Да пескариков удил,
Будто в бубен,
В пень осиновый стучал –
По работе в Предложении
Скучал.
Вдруг приходит к нему делегация:
- Не желаем мы жить
Тунеядцами.
Без тебя никакого
Движения,
Очень просим:
Вернись в Предложение!
- Без тебя, -
Подтверждает Наречие, -
Делать нам в Предложении
Нечего.
В ноги падает
Местоимение:
- Извини за
Недоразумение!
9
Ссора забыта,
В Грамматике – мир:
Вернулся Глагол,
Он опять командир.
Стоит ему
В Предложение встать –
Сразу река начинает бежать,
Небо синеет,
Моется пол –
Двигаться всех
Заставляет Глагол!
3. - Какие глаголы называются разноспрягаемыми?
Докажите, являются ли глаголы разноспрягаемыми.Слайд №4
(На доске записаны глаголы: хотеть, играть.)
хотеть играть Я хочу, мы хотим Я играю, мы играем Ты хочешь, вы хотите Ты играешь, вы играете Он хочет, они хотят Он играет, они играют
4. Работа с учебником.
(выполнение упражнения №474).
5. - А сейчас вы выполните задание “Найди ошибку”. Слайд№5 Внимательно прочитайте предложения, подумайте правильно ли употреблены глаголы.
1. Они не хочут идти обедать.
2. Как папа шурунёт нас – бегишь и не запнёшься. (В.П.Астафьев).
6. Работа с пословицами.Слайд №6
Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Найдите разноспрягаемый глагол, определите лицо, число, время.
7. “Третье лишнее”. Слайд №7
- Среди данных глаголов определите лишний.
Бежать, рисовать, брить.
8. Игра “Цепочка”. (используя приставки, называйте разноспрягаемые глаголы, пока не ошибётесь или не закончится запас слов-глаголов). Итог урока. Слайд №8.