Тема: Портретная лексика (использование имён прилагательных для описания портрета). Подготовка к сочинению по картине.
Цель: Формирование умения уместно, коммуникативно целесообразно использовать имена прилагательные в связном высказывании, умения использовать различные языковые средства для привлечения внимания к предмету высказывания.
Задачи:
- обогащение словарного запаса учащихся именами прилагательными, необходимыми для описания внешности человека;
- формирование умения использовать имена прилагательные для описания портрета;
- эстетическое воспитание учащихся
Оборудование: Проектор, ноутбук, экран или интерактивная доска, карточки с текстом «Можно неустанно восхищаться…», презентация Power Point №1, презентация Power Point №2.
План урока
- Лингвистическая разминка.
- Работа с репродукциями картин.
- Краткая беседа с учащимися. Постановка целей урока.
- Анализ дикторского текста.
Ход урока
1. Лингвистическая разминка.
Учитель:
Прочитайте текст (на экране или на карточке) «Можно неустанно восхищаться...» С помощью каких имён прилагательных автор передаёт своё восхищение талантом певицы? Выпишите словосочетания с данными именами прилагательными.
Можно неустанно восхищаться… Тот, кто любит оперетту города Иванова, не может не быть поклонником неугасающего таланта и творческой энергии заслуженной артистки России Валентины Григорьевны Бирилло. Зрители старшего поколения вспомнят её блистательную Сильву, гордую Фраскиту, обаятельную Ганну Главари, прелестную Розалинду. Розалинда из «Летучей мыши» – большая творческая удача актрисы. Искренняя теплота, лукавство, обаятельность и простота делают её Ганну необыкновенно привлекательной и естественной. |
2. Работа с репродукциями картин русских художников.
Учитель раздаёт учащимся карточки с цитатами о портрете.
Материалы для карточек (слайдов)
Её миловидное лицо с лёгкой улыбкой приветливо обращено к зрителю. Тропинин привносит в этот образ свой идеал красоты: миловидность, грацию, отзвуки изящной кокетливости 18 века. (Е.Чижиков «Тропинин») |
Портрет М.И.Лопухиной, может быть, самое поэтическое произведение Боровиковского. Тонко, с большой любовью и задушевностью дан нежный образ мечтательной женщины, с поразительной убедительностью раскрыт её душевный мир. В портрете Лопухиной поражает необычная гармоничность образа и средства выражения. Задумчиво-томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринуждённость чуть усталой позы… (А.И.Архангельский «Боровиковский») |
В портрете крестьянки Аргунов запечатлел привлекательный образ русской женщины из народа, её душевную чистоту и скромность. Её лицо с мягкими чертами и небольшие серые глаза полны сердечности и доброты. (Т.А.Семёнова «И.П.Аргунов») |
Художник стремится передать внешнюю красоту ребенка, модель лишена непринуждённости и естественности, появилась известная жеманность и сентиментальность. (В.С.Турчин «Орест Кипренский») |
В обращённом на зрителя взгляде – задумчивом и мечтательном, в плотно сжатых губах и глубокой складке над бровью столько затаённой грусти, тоски, горечи. (И.Н. Пружан «Константин Сомов») |
Весёлый, краснолицый Майков, кажется, пронизывает взором зрителя нашей эпохи, спустя двести лет после того как он, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел перед собой блестящим, влагой подёрнутым глазом, смакуя своё острословие. (А.Савинов «Ф.С.Рокотов и художники его круга») |
Она одета со всей роскошью моды. Она откинулась на спинку экипажа, обитую тёмно-жёлтой кожей. В лице «Неизвестной» передана гордость женщины, сознающей своё обаяние. Кто она, эта пленительная женщина, так и осталось неизвестным. (Н.Г.Машковцев «И.Н.Крамской») |
Главная задача художника – раскрыть трагические переживания свергнутой и заточённой царевны, её страшный гнев и лютую бессильную ненависть. С большой силой выразительности изображает он гневное лицо царевны с нахмуренными бровями, широко раскрытыми глазами, раздувающимися ноздрями и плотно сжатыми губами. Судорожно скрещены на груди руки, и вся её словно застывшая фигура выражает скованную силу и энергию. Облик Софии внушает страх. (А.А. Фёдоров-Давыдов «И.Е. Репин») |
Затем ученики угадывают картину, о которой идёт речь в цитате. Учащиеся смотрят на репродукции картин (можно в электронном виде Презентация №1):
«Кружевница» Тропинина В.А., «Портрет М.И. Лопухиной» Боровиковского В.Л., «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» Аргунова И.П., «Девочка в маковом венке» О.А.Кипренского, «Дама в голубом» К.А. Сомова, «Портрет поэта В.И. Майкова» Ф.С.Рокотова, «Неизвестная» И.Н. Крамского, «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» И.Е. Репина.
Учитель называет художника, картину, даёт задание:
– Главное в портрете человека – это его взгляд. Обратите внимание на взгляд человека, изображённого на картине. Представьте себе, что вы рассказываете об этом портрете группе экскурсантов и вам нужно наиболее точно описать этот взгляд. Подберите и запишите имена прилагательные, которые вы могли бы использовать в своём рассказе, украсьте своё описание цитатами из карточек.
В результате анализа отрывков учащиеся сделали запись (т.е. собрали материал для устного рассказа о портретах):
- Кокетливый, приветливый взгляд
- Задумчивый, томный, грустный, мечтательный
- Сердечный, добрый взгляд
- Удивлённый (проч.), неестественный, любопытный взгляд.
- Задумчивый, мечтательный, грустный, тоскливый, горький.
- Весёлый, насмешливый, блестящий взгляд
- Гордый, пленительный, высокомерный
- Яростный, гневный, лютый, злобный, грозный взгляд
3. Краткая беседа с учащимися. Постановка целей урока.
– Ребята, не создалось ли у вас впечатление, что мы побывали на экскурсии в музее изобразительного искусства? Вы, наверное, бывали на подобных экскурсиях? На каких экскурсиях вы успели побывать?
– Почему вам запомнились эти экскурсии?
– Как вы думаете, трудно быть экскурсоводом?
– Необходимо ли экскурсоводу умение заинтересовать, привлечь внимание к тому, о чём он рассказывает?
– Сегодня на уроке мы будем учиться умению уместно, точно использовать имена прилагательные для описания портрета, а также умению привлекать внимание к предмету разговора, научимся заинтересовывать тем, о чём будем писать или говорить. С помощью слайдов мы побываем на выставке картин известного русского художника Василия Андреевича Тропинина и услышим рассказ экскурсовода о картине «Кружевница». Всё это нам поможет собрать материал для письменной творческой работы.
4. Сбор материала к письменной творческой работе.
1) Показ презентации (Презентация №2). Учащиеся видят слайды с репродукциями картин художника Тропинина. Рассказ подготовленного ученика или запись звукового файла в презентации:
Диктор:
– Ребята, сегодня мы с вами находимся в кабинете, где представлена экспозиция картин художника В.А. Тропинина. Здесь вы видите такие творения художника: «Кружевница», «Гитарист», «Портрет А.С.Пушкина», «Мальчик, сажающий в клетку щеглёнка», «Портрет Арсения Васильевича Тропинина», сына художника, «Золотошвейка», «Женщина в окне (Казначейша)» (все картины показываются отдельным слайдом крупным планом)
Слайд «Портрет художника В.А.Тропинина»
– Василий Андреевич Тропинин – выдающийся художник-портретист первой половины XIX века. Он родился в 1776 году и умер 1857году. Тропинин принадлежал к художникам, которые в своём творчестве строго придерживались правдивого изображения жизни и людей. Его портреты, запечатлевшие современников, отличаются простотой, их может понять каждый. Внутренний мир своих героев Тропинин стремился передать через отдельные детали, выделенные с помощью светотени. Работы художника хранятся в лучших музеях России: Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.
Слайд «Кружевница»
Учитель:
– Вы, конечно, можете выбрать для описания любую картину, но я хочу остановить ваше внимание вот на этом портрете. Это «Кружевница». Он мне очень нравится. А знаете чем? Какой-то особой теплотой, влюблённостью художника в этот образ. Итак, Тропинин «Кружевница»
2) Молчаливое рассматривание картины В.А.Тропинина «Кружевница»
3) Работа с деталями портрета: крупным планом показываются лицо, глаза, ткань, кружево, руки девушки. Беседа учителя с учащимися по содержанию картины.
Слайд «Лицо»
Учитель:
– Вглядитесь в лицо этой девушки. Нам хочется любоваться им. Почему же оно обладает такой притягательной силой? Чем привлекает зрителя это лицо? Какие имена прилагательные можно использовать для описания лица кружевницы?
Ответы учащихся:
– У кружевницы выразительные глаза. Мягкие черты лица. Лицо приятное. Очень красивые карие глаза. Глаза как будто притягивают.
Учитель:
– Чем поражает взгляд кружевницы? Как художник передаёт это. Какие словосочетания можно подобрать для описания взгляда девушки?
Ответы учащихся:
– Взгляд поражает загадочностью, таинственностью. Взгляд приветливый, весёлый. Лукавый взгляд. Доброжелательный. Милый, приятный.
Слайд «Кружево и ткань»
Учитель:
– Почему ткань и кружево выделены цветом и светом?
Ответы учащихся:
– Это светлое пятно в картине. Эта белая ткань оттеняет красоту девушки. Художник хочет показать хорошую работу кружевницы, что она умеет плести красивые кружева.
Учитель:
– Художник рельефно выписывает её руки. Почему? Связано ли это с названием картины?
Ответы учащихся:
– Да, связано, потому что художник хочет показать нам её умелые руки. Он рисует тонкие пальцы девушки. Подчёркивает искусную работу кружевницы, девушки-труженицы.
4) Подготовка учащихся к восприятию рассказа экскурсовода о картине
Учитель:
– А сейчас мы, ребята, послушаем рассказ экскурсовода о картине «Кружевница». Как вы думаете, чем характерна речь экскурсовода?
Ответы учащихся:
– Экскурсовод использует слова, которые должны привлечь внимание к тому, о чём он рассказывает: Послушайте…, Обратите внимание…, Посмотрите…)
Повтор слайда «Кружевница»
Экскурсовод:
Итак, вы рассмотрели картину В.А.Тропинина «Кружевница» и, я думаю, получили истинное наслаждение. Действительно, трудно оторвать взгляд от этого портрета: такой притягательной силой обладает лицо этой девушки, хотя нельзя его назвать безукоризненно красивым. Чем же оно покоряет нас, зрителей? Вглядитесь в него! Сколько обаяния во всём облике девушки: тёмные, гладко зачёсанные волосы, густые брови, непокорные завитки волос, нежный румянец щёк, чуть вздернутый нос, глубокий взгляд выразительных карих глаз – от всего этого веет прелестью и таинственностью.
Она плела кружево, но что-то отвлекло её внимание от работы, очевидно что-то приятное. Правда? Обратите внимание: лёгкая улыбка чуть тронула её пухлые губы, весёлый взгляд, в котором поблёскивают лукавые искорки, обратился туда, где находится что-то, что привлекло её внимание, пальцы, сжимавшие коклюшки, замерли…
Если мы отойдём немного подальше от картины и посмотрим на весь портрет девушки, то невольно задержим взгляд на белой ткани и кружевах. Они воздушной волной покрывают стол и высвечивают, оттеняют необыкновенное обаяние девушки, переливчатую гамму сиренево-серых тонов косынки и скромного платья, подчёркивают искусную работу кружевницы.
А теперь подойдём ближе, чтобы рассмотреть руки кружевницы и полюбоваться мастерством художника в изображении тонких и грациозных пальцев девушки. Тропинин заставляет нас также любоваться скульптурной чёткостью её обнажённой руки, изяществом линий.
5) Анализ дикторского текста
Учитель:
Благодарим экскурсовода за интересный рассказ, ну, а мы будем анализировать фразы экскурсовода, которые он использовал для привлечения внимания к отдельным деталям.
– На какие детали картины обратил внимание экскурсовод?
– Почему, говоря о лице девушки, экскурсовод восклицает: «Вглядитесь в него!»
– Как экскурсовод обратил наше внимание на взгляд девушки?
– Почему экскурсовод предложил отойти подальше от картины?
– Когда экскурсовод пригласил нас подойти поближе, что вы смогли рассмотреть?
6) Постановка творческой задачи перед учащимися
Учитель:
– А теперь, ребята, попробуйте сами выступить в роли экскурсовода. Попытайтесь заинтересовать зрителей картиной, которую вы выберете для проведения экскурсии (для описания). Можете самостоятельно провести экскурсию по картинной галерее и рассказать группе зрителей о картине «Кружевница».
5. Письменная работа.