Пристальное внимание учителей – словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Отсюда – массовое стремление работать творчески, активность в поисках и использовании форм и методов обучения.
Грамотность является одним из основных приоритетов школы. Учителей русского языка и литературы не может не волновать проблема грамотности обучаемых, которая в последние годы снизилась до критического уровня, продолжает снижаться качество владения русской речью у населения и, прежде всего, у молодёжи, снижение уровня устной и письменной речи.
Нельзя не учитывать, что такой предмет, как русский язык, требует для успешного усвоения не только прочных теоретических знаний, но и необходимого количества навыкообразующих упражнений. Формирование навыков грамотного письма требует многократного повторения определенных условий, обеспечивающих становление ведущих языковых умений и навыков.
Основная трудность усвоения орфографии заключается в том, что ввод орфографического правила в процессе становления навыков, формируемых на основе правила, не могут совпадать по времени. Создается противоречие между знанием формулировки правила и неумением безошибочно написать слова на данное правило, между изученным материалом и теми орфограммами, которые фактически употребляет ученик при письме. Это явление, на которое неоднократно обращали внимание ученые-методисты (М.М.Разумовская, Н.С.Рождественский, М.В.Ушаков), объясняется тем, что в обучении орфографии недостаточно учитывается следующая психологическая закономерность: процесс становления орфографических навыков требует времени, обязательного соблюдения поэтапности.
Безусловно, проблема перевода знания лингвистических определений и правил в умение пользоваться ими в практической деятельности является актуальной со времени классической методики.
Одним из видов совершенствования грамотного письма является работа над ошибками. Причина, по которой выбрано соответственное направление: основное назначение заключается в получении информации на основании практических действий, выполненных обучающим и обучаемым в процессе постановки различных практических работ. Данная деятельность осуществляется при использовании таких методов, как:
а) словесные методы (источником знаний является устное или письменное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Так как ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в работе над ошибками можно достичь только при использовании многих методов. Но для того, чтобы учитель мог воспользоваться многообразием методов обучения, необходимо их упорядочить, привести в определенную систему.
В нашем опыте была использована следующая система работы над ошибками:
1. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, начиная с пятого класса и прослеживание промежуточных и конечных результатов формирования умений и навыков на уроках русского языка.
Проводим учет уровня знаний учащихся, учет не ради контроля, а с целью анализа и ликвидации тех пробелов, которые приводят к запущенности, затрудняют продвижение школьников в усвоении программного материала. Без этого учета трудно оказать учащимся своевременную помощь, правильно построить изучение новой темы.
Полезно, чтобы учет своих ошибок и пробелов в знаниях старшие школьники вели сами.
Это не только сэкономит время, но и сделает работу учащихся более осмысленной, будет приучать их к самоанализу, развивать ответственность за результаты учения, стремление и умение ликвидировать недочеты. Способы учета знаний используем разные. Мои ученики имеют специальные конверты с классификацией ошибок по каждой контрольной работе и с карточками-заданиями на те орфограммы, в которых допущены ошибки.<Приложение1>
2. Основную роль в формировании орфографических умений и навыков отводим алгоритмам.
Алгоритм – это способ действия для получения определенного результата. Без овладения им какие-то звенья в применении правила обычно ускользают от внимания ученика. Отсюда грамматические ошибки. Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения. Это достигается благодаря четкому описанию “шагов” в применении правила.
Из опыта известно, что основная причина орфографических ошибок состоит в неумении применять правила. Многие операции, которые являются элементарными для сильного учащегося, неэлементарным - для слабого.
На первых уроках повторения и работы над ошибками, составляем обобщенный алгоритм выбора орфографических правил, пригодный для большинства орфограмм:
- Выделить орфограммы.
- Установить, в какой части слова находится орфограмма: в приставке, в корне, в суффиксе или в окончании.
- Выбрать правило и применить его.
- Определить часть речи.
- Выбрать правило и применить его.
Этот алгоритм может служить и схемой орфографического разбора, и инструкцией работы над ошибками. Он сужает круг самих правил, помогает выбрать нужное. Обнаружив орфограмму, например, безударную гласную, и определив, что она находится в корне, ученик решает, является она непроверяемой, проверяемой или чередующейся. Обнаружив безударную гласную в окончании и определив, что разбираемое слово - глагол, ученик выбирает правило о правописании безударных гласных в личных окончаниях глагола.
3. Тщательное знакомство с работой по ОК целого ряда учителей-словесников, а также личный опыт преподавания показал, что если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого материала без перегрузки учащихся. Увидеть большую тему в целостном виде без систематизированного краткого конспекта довольно сложно. Схема представляет собой прием, облегчающий и восприятие темы, и ее понимание. Одно из самых важных достоинств ОК заключается в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических навыков и умений ( в основном учебно-логических).
. Итак, опорные конспекты можно составлять по новому материалу при объяснении, при закреплении и систематизации, при сопутствующем и итоговом повторении, в процессе подготовки к ЕГЭ в 11 классе, при опросе включать их в домашнее задание. Их можно использовать для всего класса, в индивидуальной работе, обсуждать на конкурсной основе с авторами и группой авторов. ОК могут составляться на уроках или использоваться в готовом виде.
Так, при обобщении и систематизации изученного по теме “Сложные предложения” в связи с подготовкой к тестированию как способу контроля знаний, а также в связи с подготовкой к ЕГЭ используем следующие ОК Ю.С.Меженко:
- “Сложносочиненные предложения”. (ОК №10).
- “Сложноподчиненные предложения, строение, пунктуация". (ОК №1,2).
- “Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными. Виды подчинения придаточных предложений”. (ОК №3).
- “Бессоюзные сложные предложения”. (ОК №4).
4. Восьмиклассники к концу третьей четверти часто путают вводные слова, обращения, уточнения. Видя трудности учащихся, особенно слабых, прихожу к выводу: только схема - опора поможет ученику сориентироваться в мире пунктуации. И действительно, имея нужный алгоритм, ученик уже не боится предложения, даже если оно осложненное.
Вот эта схема-опора:
Запятая в предложении.
В начале даются предложения, осложненные, например, только обращением. Затем работа усложняется: даются предложения, в которых есть не только обращения, но и вводные слова, и однородные члены, а потом и сложные предложения.
5. В работе над пунктуационными ошибками с одаренными, детьми составляем самоинструкции. В основном это трудные случаи на наличие или отсутствие запятой.
6. В работе по предупреждению и исправлению ошибок в 5-7 классах используем перфокарты.
По каждому классу составляем комплект перфокарт грамматических упражнений по русскому языку. Перфокарты предназначены для выработки у школьников навыков самостоятельной работы по грамматике, они значительно дополняют практическую часть учебников. Карточки-задания помогают в осуществлении дифференцированного подхода в обучении, контролировать процесс усвоения изученных орфограмм учащимися, нацелить их на индивидуальную самостоятельную работу.
Используя в работе перфокарты, учитель имеет возможность быстро проверить правильность выполнения задания и отметить степень усвоения пройденного материала.
Из показателей наблюдения за формированием знаний, умений и навыков следует, что классификация ошибок, индивидуальные занятия, использование различных форм и методов работы по ликвидации пробелов помогают отслеживать личные достижения ученика и объективно оценить его знания.
Также из показателей наблюдения следует, что учащиеся, которые в течение нескольких лет (с 5-11 кл.) работали по предлагаемой нами системе, не испытывают в дальнейшем больших затруднений в выполнении навыкообразующих упражнений, орфографическая грамотность улучшается, а основным критерием оценки по русскому языку, как мы знаем, является безошибочное правописание.
В качестве примера использования опорных конспектов предлагаю вашему вниманию урок по теме “Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщение изученного”, проведенный в 8 классе.
Открытый урок в 8 классе.
Тема урока: “Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщение изученного.”
Цель урока:
- расширить и углубить знания об однородных членах предложения, повторить изученные ранее правила постановки запятой между ними;
- сформировать умения различать однородные и неоднородные определения;
- расширить знания об обобщающих словах при однородных членах предложения и постановке знаков препинания при них;
- познакомиться со значением некоторых фразеологических оборотов и употреблением их в речи (ни пуха ни пера, ни к селу ни к городу);
- узнать о результатах выполнения домашнего задания.
Оборудование:
- ОК № 8 “Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные определения”;[1]
- ОК №9 “Обобщающие слова при однородных членах предложения”; [1]
- таблица по формированию умений использования в речи предложения с однородными членами и обобщающими словами;
- обобщающая таблица по теме;
- раздаточный материал: тесты, бланки ответов, ОК, словари.
Ход урока
Работа с “Ведомостью учета домашнего задания”.<Приложение2>
Учащиеся дома выполняли упражнения по учебнику “Русский язык” С.Г. Бархударова и С.Е. Крючкова (л/л 276, 278, 281, 283, 286). Проводим работу над ошибками, допущенными в задании.
Расставьте правильно знаки препинания.
Леса, луга поемные , ручьи и реки русские весною хороши.
Поемный – заливаемый в половодье.
(Не знали значение слова “поемный”, поэтому запятую перенесли).
Орфографические ошибки в словах:
Обобщение и систематизация знаний.
1. Самооценка (СО) и устный взаимоконтроль (УВК) по теме “Однородные члены предложения”. (<Приложение3> “Карточка взаимоконтроля”).
2. Конкурс на самостоятельное составление подблоков со словами: как-то, а именно, например.
3. Работа с фразеологизмами (индивидуальное задание).
Выступление обучаемого:
- запятая не ставится во фразеологических оборотах, например:
Ни к селу ни к городу – совершенно некстати, не к месту, невпопад.
Лушин был очень добродушен и любезен, сообщил мне названия и свойства разных трав и цветов и вдруг, как говорится, ни к селу ни к городу, воскликнул, ударив себя по лбу: “А я дурак думал, что она кокетка!”. (И.С. Тургенев “Первая любовь”).
И так и сяк – по-разному, на разный манер, иногда: сносный, терпимый.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
(П.П. Ершов “Конек-горбунок”)
Ни пуха ни пера – пожелание кому-либо удачи, успеха в каком-либо деле.
“Ни пуха ни пера. Счастливого пути!” - слышалось из толпы.[2]
3. Закрепление знаний, умений и навыков.
Работа у доски с карточками (пятеро обучаемых).
Спишите, расставляя знаки препинания, и составьте схемы соединения однородных членов предложения.
Выписать из упр.267 слова с пропущенными орфограммами, объяснить их. (т...нулась, р...вномерно, р...дниковая, пр...ближался, карандаш...м, какой-(то), слев...).
Упражнение 267 выполняется по вариантам с проверкой.
1 вариант | 2 вариант |
Предложения с однородными
определениями: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 10. |
Предложения с неоднородными
определениями: 2, 6, 8, 11. |
Индивидуальная работа.
Оценивание знаний учителем по теме “ Однородные члены предложения” (ОУ).
4. Интонационные особенности предложений с однородными членами и обобщающими словами.
Выполняется упражнение 429 (устно).
Вывод: А.М. Пешковский первым показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение.
Работа с таблицей [3] по формированию умений использовать в речи предложения с однородными членами и обобщающими словами. <Приложение4>
5. Контроль – тестирование (вариант 51, №33) [4]
Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.
- Пустой безлюдный берег навевал скуку.
- Вдруг за ним стрелы мгновенное жужжанье, кольчуги звон и крик, и ржанье.
- Квартира Александра хотя и просторна, но не изящна и сумрачна.
- Он был в плисовых вытертых штанах.
- В крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.
6. Итоги.
1) Как доказать, что найденные члены предложения являются однородными? Аргументировать ответ, пользуясь таблицей. <Приложение5>
2) Какое значение имеет изучение данной темы для вас?
- Правильно соблюдать интонацию в предложениях с однородными членами.
- Понять смысл предложений со сложными синтаксическими конструкциями.
- Знание пунктуации необходимо для решения жизненных проблем.
- С помощью однородных членов предложения достигается точность речи, художественность и выразительность, например:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
А.С. Пушкин
Список литературы
- Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку. Пособие для учащихся. М.,1992.
- Фразеологический словарь русского языка. Изд. Советская энциклопедия, М., 1968.
- М.М. Разумовская, П.А. Лекант, Русский язык. 8 класс, М., Дрофа, 2002.
- Русский язык. Тесты 11 класс., М., Прометей, 2010.