Некоторые виды работы по совершенствованию грамотного письма

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Пристальное внимание учителей – словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Отсюда – массовое стремление работать творчески, активность в поисках и использовании форм и методов обучения.

Грамотность является одним из основных приоритетов школы. Учителей русского языка и литературы не может не волновать проблема грамотности обучаемых, которая в последние годы снизилась до критического уровня, продолжает снижаться качество владения русской речью у населения и, прежде всего, у молодёжи, снижение уровня устной и письменной речи.

Нельзя не учитывать, что такой предмет, как русский язык, требует для успешного усвоения не только прочных теоретических знаний, но и необходимого количества навыкообразующих упражнений. Формирование навыков грамотного письма требует многократного повторения определенных условий, обеспечивающих становление ведущих языковых умений и навыков.

Основная трудность усвоения орфографии заключается в том, что ввод орфографического правила в процессе становления навыков, формируемых на основе правила, не могут совпадать по времени. Создается противоречие между знанием формулировки правила и неумением безошибочно написать слова на данное правило, между изученным материалом и теми орфограммами, которые фактически употребляет ученик при письме. Это явление, на которое неоднократно обращали внимание ученые-методисты (М.М.Разумовская, Н.С.Рождественский, М.В.Ушаков), объясняется тем, что в обучении орфографии недостаточно учитывается следующая психологическая закономерность: процесс становления орфографических навыков требует времени, обязательного соблюдения поэтапности.

Безусловно, проблема перевода знания лингвистических определений и правил в умение пользоваться ими в практической деятельности является актуальной со времени классической методики.

Одним из видов совершенствования грамотного письма является работа над ошибками. Причина, по которой выбрано соответственное направление: основное назначение заключается в получении информации на основании практических действий, выполненных обучающим и обучаемым в процессе постановки различных практических работ. Данная деятельность осуществляется при использовании таких методов, как:

а) словесные методы (источником знаний является устное или письменное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Так как ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в работе над ошибками можно достичь только при использовании многих методов. Но для того, чтобы учитель мог воспользоваться многообразием методов обучения, необходимо их упорядочить, привести в определенную систему.

В нашем опыте была использована следующая система работы над ошибками:

1. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, начиная с пятого класса и прослеживание промежуточных и конечных результатов формирования умений и навыков на уроках русского языка.

Проводим учет уровня знаний учащихся, учет не ради контроля, а с целью анализа и ликвидации тех пробелов, которые приводят к запущенности, затрудняют продвижение школьников в усвоении программного материала. Без этого учета трудно оказать учащимся своевременную помощь, правильно построить изучение новой темы.

Полезно, чтобы учет своих ошибок и пробелов в знаниях старшие школьники вели сами.

Это не только сэкономит время, но и сделает работу учащихся более осмысленной, будет приучать их к самоанализу, развивать ответственность за результаты учения, стремление и умение ликвидировать недочеты. Способы учета знаний используем разные. Мои ученики имеют специальные конверты с классификацией ошибок по каждой контрольной работе и с карточками-заданиями на те орфограммы, в которых допущены ошибки.<Приложение1>

2. Основную роль в формировании орфографических умений и навыков отводим алгоритмам.

Алгоритм – это способ действия для получения определенного результата. Без овладения им какие-то звенья в применении правила обычно ускользают от внимания ученика. Отсюда грамматические ошибки. Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения. Это достигается благодаря четкому описанию “шагов” в применении правила.

Из опыта известно, что основная причина орфографических ошибок состоит в неумении применять правила. Многие операции, которые являются элементарными для сильного учащегося, неэлементарным - для слабого.

На первых уроках повторения и работы над ошибками, составляем обобщенный алгоритм выбора орфографических правил, пригодный для большинства орфограмм:

  1. Выделить орфограммы.
  2. Установить, в какой части слова находится орфограмма: в приставке, в корне, в суффиксе или в окончании.
  3. Выбрать правило и применить его.
  4. Определить часть речи.
  5. Выбрать правило и применить его.

Этот алгоритм может служить и схемой орфографического разбора, и инструкцией работы над ошибками. Он сужает круг самих правил, помогает выбрать нужное. Обнаружив орфограмму, например, безударную гласную, и определив, что она находится в корне, ученик решает, является она непроверяемой, проверяемой или чередующейся. Обнаружив безударную гласную в окончании и определив, что разбираемое слово - глагол, ученик выбирает правило о правописании безударных гласных в личных окончаниях глагола.

3. Тщательное знакомство с работой по ОК целого ряда учителей-словесников, а также личный опыт преподавания показал, что если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого материала без перегрузки учащихся. Увидеть большую тему в целостном виде без систематизированного краткого конспекта довольно сложно. Схема представляет собой прием, облегчающий и восприятие темы, и ее понимание. Одно из самых важных достоинств ОК заключается в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических навыков и умений ( в основном учебно-логических).

. Итак, опорные конспекты можно составлять по новому материалу при объяснении, при закреплении и систематизации, при сопутствующем и итоговом повторении, в процессе подготовки к ЕГЭ в 11 классе, при опросе включать их в домашнее задание. Их можно использовать для всего класса, в индивидуальной работе, обсуждать на конкурсной основе с авторами и группой авторов. ОК могут составляться на уроках или использоваться в готовом виде.

Так, при обобщении и систематизации изученного по теме “Сложные предложения” в связи с подготовкой к тестированию как способу контроля знаний, а также в связи с подготовкой к ЕГЭ используем следующие ОК Ю.С.Меженко:

  1. “Сложносочиненные предложения”. (ОК №10).
  2. “Сложноподчиненные предложения, строение, пунктуация". (ОК №1,2).
  3. “Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными. Виды подчинения придаточных предложений”. (ОК №3).
  4. “Бессоюзные сложные предложения”. (ОК №4).

4. Восьмиклассники к концу третьей четверти часто путают вводные слова, обращения, уточнения. Видя трудности учащихся, особенно слабых, прихожу к выводу: только схема - опора поможет ученику сориентироваться в мире пунктуации. И действительно, имея нужный алгоритм, ученик уже не боится предложения, даже если оно осложненное.

Вот эта схема-опора:

Запятая в предложении.

В начале даются предложения, осложненные, например, только обращением. Затем работа усложняется: даются предложения, в которых есть не только обращения, но и вводные слова, и однородные члены, а потом и сложные предложения.

5. В работе над пунктуационными ошибками с одаренными, детьми составляем самоинструкции. В основном это трудные случаи на наличие или отсутствие запятой.

6. В работе по предупреждению и исправлению ошибок в 5-7 классах используем перфокарты.

По каждому классу составляем комплект перфокарт грамматических упражнений по русскому языку. Перфокарты предназначены для выработки у школьников навыков самостоятельной работы по грамматике, они значительно дополняют практическую часть учебников. Карточки-задания помогают в осуществлении дифференцированного подхода в обучении, контролировать процесс усвоения изученных орфограмм учащимися, нацелить их на индивидуальную самостоятельную работу.

Используя в работе перфокарты, учитель имеет возможность быстро проверить правильность выполнения задания и отметить степень усвоения пройденного материала.

Из показателей наблюдения за формированием знаний, умений и навыков следует, что классификация ошибок, индивидуальные занятия, использование различных форм и методов работы по ликвидации пробелов помогают отслеживать личные достижения ученика и объективно оценить его знания.

Также из показателей наблюдения следует, что учащиеся, которые в течение нескольких лет (с 5-11 кл.) работали по предлагаемой нами системе, не испытывают в дальнейшем больших затруднений в выполнении навыкообразующих упражнений, орфографическая грамотность улучшается, а основным критерием оценки по русскому языку, как мы знаем, является безошибочное правописание.

В качестве примера использования опорных конспектов предлагаю вашему вниманию урок по теме “Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщение изученного”, проведенный в 8 классе.

Открытый урок в 8 классе.

Тема урока: “Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщение изученного.”

Цель урока:

  • расширить и углубить знания об однородных членах предложения, повторить изученные ранее правила постановки запятой между ними;
  • сформировать умения различать однородные и неоднородные определения;
  • расширить знания об обобщающих словах при однородных членах предложения и постановке знаков препинания при них;
  • познакомиться со значением некоторых фразеологических оборотов и употреблением их в речи (ни пуха ни пера, ни к селу ни к городу);
  • узнать о результатах выполнения домашнего задания.

Оборудование:

  • ОК № 8 “Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные определения”;[1]
  • ОК №9 “Обобщающие слова при однородных членах предложения”; [1]
  • таблица по формированию умений использования в речи предложения с однородными членами и обобщающими словами;
  • обобщающая таблица по теме;
  • раздаточный материал: тесты, бланки ответов, ОК, словари.

Ход урока

Работа с “Ведомостью учета домашнего задания”.<Приложение2>

Учащиеся дома выполняли упражнения по учебнику “Русский язык” С.Г. Бархударова и С.Е. Крючкова (л/л 276, 278, 281, 283, 286). Проводим работу над ошибками, допущенными в задании.

Расставьте правильно знаки препинания.

Леса, луга поемные , ручьи и реки русские весною хороши.

Поемный – заливаемый в половодье.

(Не знали значение слова “поемный”, поэтому запятую перенесли).

Орфографические ошибки в словах:

Обобщение и систематизация знаний.

1. Самооценка (СО) и устный взаимоконтроль (УВК) по теме “Однородные члены предложения”. (<Приложение3> “Карточка взаимоконтроля”).

2. Конкурс на самостоятельное составление подблоков со словами: как-то, а именно, например.

3. Работа с фразеологизмами (индивидуальное задание).

Выступление обучаемого:

- запятая не ставится во фразеологических оборотах, например:

Ни к селу ни к городу – совершенно некстати, не к месту, невпопад.

Лушин был очень добродушен и любезен, сообщил мне названия и свойства разных трав и цветов и вдруг, как говорится, ни к селу ни к городу, воскликнул, ударив себя по лбу: “А я дурак думал, что она кокетка!”. (И.С. Тургенев “Первая любовь”).

И так и сяк – по-разному, на разный манер, иногда: сносный, терпимый.

У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
(П.П. Ершов “Конек-горбунок”)

Ни пуха ни пера – пожелание кому-либо удачи, успеха в каком-либо деле.

“Ни пуха ни пера. Счастливого пути!” - слышалось из толпы.[2]

3. Закрепление знаний, умений и навыков.

Работа у доски с карточками (пятеро обучаемых).

Спишите, расставляя знаки препинания, и составьте схемы соединения однородных членов предложения.

Выписать из упр.267 слова с пропущенными орфограммами, объяснить их. (т...нулась, р...вномерно, р...дниковая, пр...ближался, карандаш...м, какой-(то), слев...).

Упражнение 267 выполняется по вариантам с проверкой.

1 вариант 2 вариант
Предложения с однородными определениями:

1, 3, 4, 5, 7, 9, 10.

Предложения с неоднородными определениями:

2, 6, 8, 11.

Индивидуальная работа.

Оценивание знаний учителем по теме “ Однородные члены предложения” (ОУ).

4. Интонационные особенности предложений с однородными членами и обобщающими словами.

Выполняется упражнение 429 (устно).

Вывод: А.М. Пешковский первым показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение.

Работа с таблицей [3] по формированию умений использовать в речи предложения с однородными членами и обобщающими словами. <Приложение4>

5. Контроль – тестирование (вариант 51, №33) [4]

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

  1. Пустой безлюдный берег навевал скуку.
  2. Вдруг за ним стрелы мгновенное жужжанье, кольчуги звон и крик, и ржанье.
  3. Квартира Александра хотя и просторна, но не изящна и сумрачна.
  4. Он был в плисовых вытертых штанах.
  5. В крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.

6. Итоги.

1) Как доказать, что найденные члены предложения являются однородными? Аргументировать ответ, пользуясь таблицей. <Приложение5>

2) Какое значение имеет изучение данной темы для вас?

  • Правильно соблюдать интонацию в предложениях с однородными членами.
  • Понять смысл предложений со сложными синтаксическими конструкциями.
  • Знание пунктуации необходимо для решения жизненных проблем.
  • С помощью однородных членов предложения достигается точность речи, художественность и выразительность, например:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
А.С. Пушкин

Список литературы

  1. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку. Пособие для учащихся. М.,1992.
  2. Фразеологический словарь русского языка. Изд. Советская энциклопедия, М., 1968.
  3. М.М. Разумовская, П.А. Лекант, Русский язык. 8 класс, М., Дрофа, 2002.
  4. Русский язык. Тесты 11 класс., М., Прометей, 2010.