Игровые технологии на уроках русского языка "Язык мой – друг мой"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Причастие»;
  • развивать память, мышление, речь учащихся и творческие способности;
  • воспитывать интерес к предмету, умение сотрудничать в группе.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал с заданиями.

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент (класс делится на 4 команды)

2. Слово учителя

– Ребята, сегодня мы проводим урок в необычной форме. Это «Лингвистическая эстафета». Класс делится на 4 команды (придумывается название команде). На каждом этапе есть судья, который контролирует время, проверяет правильность выполненных заданий и задает дополнительные вопросы по теории, если есть штрафные очки (ошибки).

Разминка

Прочитайте пословицы. Что их объединяет? Сформулируйте цель урока.

Выпишите пословицу, в которой есть причастия.

1. Красную речь красиво и слушать.
2. С умным разговориться, что мёду напиться.
3. От учтивых слов язык не отсохнет.
4. Говорить не думая, что стрелять не целясь.
5. Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.

I этап  «Пиши правильно!»

Запишите слова по памяти, подчеркните причастия.

Калитка, присутствовать, гирлянда, священный, прибывший, силуэт, поразить, аквариум, увядший.

II этап  «Суффиксы причастий»

Вставьте пропущенные буквы.

Кол…щийся предмет, леч…щий врач, слыш…мый издалека, чита...мый учеником, выслуш…нный приказ, разве…нные сомнения, выброш…нный мусор, смущ…нный юноша, вид...мый соседями, пен…щийся поток, колыш…щийся камыш

III этап  «Не с причастиями»

Запишите ответы цифрами.

1 – не с причастием пишется слитно
2 – не с причастием пишется раздельно

Цветы ( не )политы; (не)собранные ,а разбросанные игрушки; (не)подшитые документы; все еще (не) собранные тетради; (не)вымытый пол; (не)высказанные пожелания; никогда (не)стихающий шум; (не)увядающая красота; доселе (не)испытанное чувство.

IV этап «Н или НН?»

Распределите слова в две колонки.

На некоше…ом лугу, по нескоше…ому лугу,  маринова…ые огурцы, реше…ая задача, депутаты, избра…ы, заколоче…ая  дверь, стена разукраше…а, купле…ый на рынке товар, вяза…ые варежки, провере…ый  спсоб.

V этап   «Причастный оборот»

Поставьте причастные обороты там, где следует.

  • Повесть, растущая в саду, известна всем.
  • Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим.
  • Цветы, играющие во время урока, красивы.
  • Дети, купленные в зоомагазине, будут наказаны.
  • Ухажёр, гонимый ветром, не пришёл на встречу.
  • Туча, отредактированная корректором, обещала  дождь.

VI. Финиш

Подводится итог урока. Награждается команда – победитель.

VII. Домашнее задание

Задание дается по группам:

1 группа составляет план рассказа о причастии;
2 группа находит причастия в художественных произведениях в учебнике литературы 7 – 10 предложений;
3 группа пишет лингвистическую сказку о причастии.

Литература:

1.  Русский язык. 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы / авт.-сост. О.В.Сухова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 95 с.
2. Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-7 класса / авт. – сост. М.Е. Кривоплясова. –  Волгоград: Учитель, 2007. – 93 с.
3. Дидактический материал по русскому языку. 7 класс / авт. – сост. Л.А. Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2002. – 106 с.
4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н,В. Егорова. – М.: ВАКО,2011 – 96 с.
5. Нам слово «скука» не знакомо: игры, кроссворды, ребусы, задачи/Благовещенский  гос. пед.   ин-т. – Благовещенск, 1993. Составители: Н.Б. Островская, Р.Б. Демьяненко.

Приложение 1