Тип урока: Обобщение и систематизация ранее изученного по разделу “Лексика”.
Тема: Лексика.
Цель урока:
- Образовательные:
– повторить изученное по теме “Лексика”;
– систематизировать и обобщить материал раздела “Лексика” - Развивающие: совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к русскому языку, умение думать, различать.
- Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, привитие навыков самостоятельной работы, самооценки, самоконтроля.
Класс: 5 класс.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), тетради, ручки, толковый словарь, карта, матрешка, учебники.
Ход урока
1-й этап. Организационный момент.
Цели:
– настроить учащихся на урок;
– воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к
слову.
Добрый день, гости, ребята! Сегодня у нас с вами непростой урок, а урок – путешествие по острову “Лексика”. Мы должны с вами привести в систему все наши знания, умения по этой теме. На каждой станции нас будут встречать гиды, которым вы сможете задать интересующие вас вопросы. Но прежде, чем начать наше с вами путешествие, мы должны сдать рапорт, все ли пассажиры у нас готовы к нему. А готовностью к этому будет служить то, все ли из вас выполнили домашнее задание. На дом вам было задано упражнение. (Проверяющие сообщают о выполнении учениками своего ряда домашнего задания.)
А сейчас, как и всегда на уроке, минутка чистописания. Открываем свои тетради, запишем число, классная работа. Запишем четверостишие :
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И.Суриков
Задание: выполнить синтаксический разбор предложения (один ученик выполняет разбор у доски с комментированием).
– Грамматическая основа: снег кружится и падает, ложится (однородные сказуемые), снег (какой?) белый, пушистый (определение), кружится (где?) в воздухе (обстоятельство), падает, ложится (куда?) на землю (обстоятельство), падает, ложится (как?) тихо (обстоятельство).
2-й этап. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Ребята, вы обратили, конечно, внимание, какое красивое предложение, какой богатый русский язык. Сегодня в океане Знаний мы совершим путешествие на остров “Лексика”, где углубим наши знания по этой теме , обогатим свой словарный запас, закрепим навыки самостоятельной работы. Но для этого давайте вспомним, что же означает название нашего острова “Лексика” (можно спросить это у наших гидов; это ученики, которые являются консультантами урока)
Ученики: Лексика – это словарный состав языка.
3-й этап. Систематизация ранее изученного.
Цели:
– повторить изученное по теме “Лексика”;
– совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка
учащихся
– привитие навыков самостоятельной работы
Учитель: Верно! Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. Но самое главное то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов языка. Одно слово может иметь несколько значений. Итак, начнем с вами наше путешествие. И первая станция: “Многозначные слова”. Нас встречают гиды, которые с удовольствием ответят на ваши вопросы. (Почему именно такое название у станции? Что такое многозначные слова?)
Стоп, ребята!
Вот дела – многозначные слова!
Вы на карту посмотрите.
Что заметили, скажите.
Учитель: Вспомним, что такое многозначные слова и, почему их так называют?
Дети: Это слова, которые имеют несколько лексических значений.
Задание № 1.
Учитель: Вот слово ЗЕМЛЯ (найдем его толкование в словаре и запишем их в тетрадь).
1-е значение: почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.
2-е значение: третья от Солнца планета солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.
3-е значение: страна, государство.
4-е значение: суша в противоположность водному или воздушному пространству.
5-е значение: основная административно-территориальная (федеративная) единица в Австрии и ФРГ.
Учитель: Есть многозначные слова, у которых 5, 6 и более значений. Вот например у слова ИДТИ… 26! Думаете, откуда я это узнал? Очень просто. Я взял “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова и нашел толкование этого слова. Оказалось, что слово ИДТИ такое многозначное. В этом словаре 72 500 слов, и у каждого есть свое лексическое значение. Сколько слов знаете вы? Каков ваш лексикон? Не задумывались?
(Дети дают ответы на поставленные вопросы.)
Задание 2.
Учитель: Установите, какие значения имеет слово ГОЛОВА. Делая свой выбор, покажите стрелочками в карточке данные соответствия (работа в парах).
От бессонницы у него заболела голова | 1. Ум, рассудок | |
Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро | 2. Жизнь | |
Он в неравном бою сложил свою голову | 3. Верхняя часть тела человека |
Учитель: Теперь мы отправимся к другим интересным станциям.
(На карте станция “Переносное значение” – встреча гидов, ответы на интересующие вопросы по станции.
Учитель: Послушайте загадку С. Маршака. (Она записана на доске.)
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас.
Что это?
Дети: Часы.
Учитель: Как же часы ХОДЯТ, да еще и БЬЮТ?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Учитель: Это и есть переносное значение. Часы не могут, как люди ходить, да еще и драться. Ходят – стрелки двигаются, бьют – издают звук. Слова имеют собственное (основное первоначальное) и переносное (вторичное) значение.
Писатель К. Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значениях слов. Обыграйте данные ситуации, которые я вам предложу (ученики делятся на две команды, получив задание, они должны его инсценировать и показать команде соперников).
1. Мама говорит сыну:
– Вот зимой выпадет снег, ударят морозы…
– Тогда я не пойду на улицу, – отвечает сын.
– Почему?
– А чтоб меня морозы не ударили.
2. Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить сушить ее на солнышко. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
– Почему ты не повесил ее сушить? – спросила мама.
– Я не достал до солнышка, – ответил Петя.
Учитель: Вот мы немного посмеялись над теми смешными случаями, которые происходят с нами в жизни. А теперь выполним следующее задание….
Задание 3.
Учитель: Выполняем 3 задание по карточке (ученик зачитывает задание).
1. Девочка плакала: она ушиблась.
2. Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Спишите предложения.
(Учащиеся выполняют работу, определяя самостоятельно свой уровень.)
1-й уровень.
В каждой паре предложений укажите слова в прямом и переносном значении.
2-й уровень.
Выполнить синтаксический разбор предложений, составить схему первого предложения (взаимопроверка учащимися, которые выполняли задание 2 уровня).
(Дети: Про девочку сказано в прямом значении слова ПЛАКАЛА, а про елку в переносном значении слова ПЛАКАЛА.)
Физкультминутка:
Вот у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Задание 4.
Учитель: Составьте предложение с одним из словосочетаний:
ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ, ЗОЛОТЫЕ РУКИ. В каком значении используются данные словосочетания?
Дети: Данные словосочетания используются в переносном значении.
Учитель: Так как это мы уяснили, отправляемся дальше. В гости к двойняшкам – омонимам.
Следующая станция “Омонимы” – встреча гидов, ответы на интересующие вопросы по станции.
Учитель: Почему омонимы называют двойняшками?
Дети: Эти слова и пишутся, и произносятся одинаково, но имеют абсолютно разные значения (демонстрация ручки шариковой и дверной).
Инсценировка про ключ. (Два ученика заранее подготовлены.)
Учитель: О чем говорят мальчики?
Дима: Ты знаешь, Влад, я сегодня потерял ключ.
Влад: Как же так, Дима? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода.
Дима: Свежая, вкусная.
Дети: Мальчики говорят о ключе.
Учитель: Мальчики не поняли друг друга. Кто из них о каком ключе говорил?
Дети: Дима о дверном ключе, а Влад о роднике.
Учитель: Какой еще бывает ключ?
Дети: гаечный, скрипичный.
Задание 5.
Учитель: Запишите загадки и отгадки себе в тетрадь.
Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают.
(Очки.)В бою и рубят и взрывают,
А после боя развлекают.
(Шашки.)
Учитель: Интересные были слова, но опять в дорогу нам пора. Что это за слова?
ДЕНЬ – НОЧЬ,
ХОЛОД – ЖАРА,
ОГОНЬ – ВОДА?
Дети: Антонимы.
Учитель:
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
Что же такое антонимы?
Дети: Антонимы– слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение.
Следующая наша станция “Антонимы” – встреча гидов, ответы на интересующие вопросы по станции.
Задание 6: Игра “Чей ряд быстрее?”
Учитель: Запишите антонимы, передавая листочек друг другу.
1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд |
Плакать | Близкий | Зажигать |
Великан | Веселый | Много |
Грязь | Дорогой | Польза |
Острый | Любить | Юг |
Радость | Белый | Зима |
Толстый | Горький | Мир |
(После выполнения задания проводится проверка. Защиту выполненного задания проводят по одному сильные учащиеся с каждого ряда.)
Учитель: Как называются слова, у которых много общего, но по звучанию они разные?
Дети: Синонимы.
Станция “Синонимы” – встреча гидов, ответы на интересующие вопросы по станции.
Задание 7: Игра “Аукцион”.
Учитель: Подобрать синоним к слову РЕБЕНОК. Кто произнесет последнее слово, тот и будет победителем.
Ответы: дитя, Детище, чадо, дитятка, ребятенок, крошка, малютка, младенец, малыш, лялька, пеленашка, грудничок, малец, отпрыск, плод, птенец, малолеток.
Сегодня на уроке мы с вами побывали в стране “Лексика” . На следующих уроках мы совершим путешествие в страну “Морфемика”. Но проездным билетом будет служить успешное выполнение теста по теме “Лексика”.
Домашнее задание:
Дома вам предстоит написать красивое сочинение на тему “Лес зимой”, выбрав самостоятельно свой уровень.
1-й уровень(базовый):
Напишите небольшое сочинение (6–7 предложений), в которых вы должны употребить переносное значение слов, антонимы, синонимы, омонимы на тему “Лес зимой”.
2-й уровень (повышенный): подберите примеры из художественных произведений, в которых бы встречались переносные значения слов, синонимы, антонимы, омонимы, используйте их в своем сочинении на тему “Лес зимой”
Подведение итогов урока:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Поделимся своими впечатлениями…. Какие открытия будут вам полезными? Получили ли из путешествия ответы на вопросы, которые вас интересовали? Что еще хотелось бы вам узнать по теме “Лексика”? .Мы еще вернемся к этому разделу в 6 классе и хочется, чтобы вы сохранили полученные знания, ведь от этого во многом будут зависеть ваши успехи. А завершит наше путешествие стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова:
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Всем спасибо за урок, выставление оценок учащимся в дневник.
Литература:
- Практическое пособие по развитию речи / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
- Я иду на урок русского языка: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
- Издательство “Первое сентября”, 2005 год.