Цели:
– эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка при помощи театрального
творчества;
– использование сказкотерапии в качестве метода, оказывающего положительное
воздействие на детскую психику.
Задачи:
– поддерживать интерес к изучению русского языка, используя метод
сказкотерапии;
– реализовывать воспитательные возможности, заложенные в литературе;
– развивать творческое воображение, мышление, способность устанавливать
причинно-следственные связи, эмпатию и чувство юмора.
Форма проведения: театрализованное представление – сказка. Мероприятие рассчитано на детей среднего и старшего школьного возраста.
Оборудование: трон для царя, стульчик для Несмеяны, часть сцены декорирована под дворец, часть – под болото, три яблока, метла, лист ватмана, плотный картон для знаков препинания, цветок для Кощея, ружье, свиток Змея Горыныча, скамеечка, соответствующие костюмы для всех персонажей. Обязательно музыкальное сопровождение.
Действующие лица:
– Рассказчик;
– Царь;
– Несмеяна;
– Старший брат;
– Средний брат;
– Младший брат;
– Чудо-Юдо;
-Баба-Яга;
– Кощей Бессмертный;
– Лихо Одноглазое;
– Змей Горыныч.
Ход мероприятия
Рассказчик:
Где-то, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Мудро царством правил он.
С ним – царевна Несмеяна,
Только встанет утром рано –
Льет и льет потоки слез,
Не смеется – вот курьез!
На сцене появляется Царь, который ведет за руку плачущую дочь. Царь садится на трон, Несмеяна присаживается рядом на табурет или стульчик.
Царь:
Видел сон сегодня я,
Ну, не плачь же, дочь моя,
(Подает ей носовой платок.)
Что недуг твой излечим,
Мы начнем бороться с ним.
В темном лесе, на болоте,
Там, где птица не летает,
Там во всей своей красе
Всяка нечисть проживает:
Змей Горыныч да Кощей,
В мире нет его тощей,
Чудо-Юдо охраняет
Избушку Бабушки Яги,
А Лихо Одноглазое
Стережет всех сразу.
Снилось мне, что те злодеи
Волшебны яблочки имеют.
Съешь то яблочко и глядь:
Тотчас станешь хохотать.
(Царевна начинает всхлипывать громче.)
Ну что ты будешь делать с ней?
Надо клич бросать скорей:
Кто те яблоки достанет,
Мне, однако, зятем станет!
(Уводит плачущую дочь, возвращается.)
Рассказчик:
Клич услышали три брата,
Жили парни небогато:
Старший – крепкий был кузнец,
Средний – пас весь день овец,
А Ивашка, младший брат,
Был наукам разным рад.
Обучался наш народ
В средней школе целый год.
Заслышав новость из дворца,
Братья тронулись с крыльца.
(Три брата появляются на сцене.)
И, представ пред царским взором,
Говорят: “В чем дело?” (хором).
Царь Дадон им отвечает:
Царь:
Дочку грусть-тоска съедает,
Льет и льет потоки слез,
Не смеется – вот курьез!
Ей бы яблочки достать,
Чтоб могла веселой стать.
Рассказчик:
Братья низко поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
Перед ними лес густой…
Старший – среднему:
Постой! Посмотри, кака картина:
Чудо-Юдо-дурачина.
(Появляется Чудо-Юдо, преграждает братьям путь метлой.)
Средний брат:
Пропусти-ка нас, милок,
Наш, товарищ, путь далек.
Чудо-Юдо:
Размечтались, вы, ребята!
Это вы и есть три брата?
Чтобы дальше лег ваш путь,
Загадку надо отгануть:
В слове звуки поменяйте,
Ме-та-грам-му (с огромным почтением произносит это слово) отгадайте:
Задание по фонетике:
Со звуком “с” я не вкусна,
Но в пищу каждому нужна,
С “м” берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
Иван:
Ваш вопрос, товарищ, прост
И понятен братьям.
Мы без соли жить не можем,
Моль – без наших платьев.
Старшие братья:
А Иван-то – голова!
Отгадать таки слова!
Чудо-Юдо:
Угадали, проходите,
Здесь бабулю подождите.
Появляется Баба-Яга. Она несет коробку и лист ватмана. Ставит коробку на пол, достает карточки со знаками препинания: “?”, “!”, “:”. Вздыхая, кладет их обратно, замечает братьев.
Баба-Яга:
А, вот и ужин мой! Друзья,
Вам, бесспорно, рада я.
Средний брат:
Нам задание дано:
Нужно яблоко одно.
Баба-Яга:
Я помочь была бы рада,
Даже яблочко в награду
Я могла бы преподнесть,
Но у меня проблема есть:
В иноземной стороне
Внучка-сиротинка
Задала задачку мне…
Хороша картинка?
(Показывает стихотворение, написанное на листе ватмана. Знаки препинания отсутствуют.)
Девка сбрендила совсем,
Я теперь не сплю, не ем.
П-пунктуацией зовет это наказанье!
И за что мне, недоучке,
Вот таки страданья?
Старший брат:
Ты, Ягуся, не страдай,
Лучше нам подумать дай!
(Братья располагаются вокруг коробки, вытаскивают знаки препинания и быстро приклеивают их на места пробелов.)
Задание по пунктуации.
Иванушка:
Что в корзине у старушки?
Грузди, рыжики, волнушки.
Дятел – санитар лесной,
Земляника – под сосной.
Дружно здесь живет народ:
Белки, ежики, енот.
Берегите лес, друзья!
Без него нам жить нельзя!
Баба-Яга:
Ну, ребята, удружили,
Да и фрукт вы заслужили.
(Достает из кармана яблоко.)
Полечу, ведь внучка ждет,
Ну и умный вы народ!
Появляется Кощей Бессмертный.
Младший брат:
Здравствуй, дяденька Кощей,
Свет не видывал тощей!
Кощей:
Боже мой! Какая скука!
Тишина, вокруг ни звука.
(“Срывает” и нюхает цветочек.)
Вы зачем к нам в темный лес?
Средний брат:
Фрукт нам нужен позарез!
Нам бы яблочко одно –
Царской дочери нужно!
Кощей:
Услужить вам или нет?
Впрочем, дайте мне совет!
Где найти какое дело?
Зло творить мне надоело,
Приложить куда старанье,
Кроме шахмат и вязанья?
Младший:
Дельный дать могу совет,
Хочешь – слушай, хочешь – нет:
Чтоб Бессмертие развлечь,
Тренируй свою ты речь.
Достает из кармана бумажку, на которой написаны скороговорки. Кощей читает сначала медленно, а потом, увлекаясь, все быстрее и быстрее.
Задание на развитие дикции.
Кощей:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Не прекращая чтения, достает из кармана яблоко, отдает его братьям и уходит.
Средний брат:
Делом занят человек,
Не соскучится вовек.
Старший брат:
Что ж, братки, идем вперед,
Третье яблоко нас ждет.
На сцене появляется Лихо Одноглазое с ружьем. Братья удивлены и не могут понять, кто это.
Лихо:
Это вы куда идете?
Что за гости на болоте?
Младший брат:
Нам, папаня, надо прямо!
Кто ты? Парень или дама?
Средний брат:
Он хороший или злой?
Непонятный, непростой.
Лихо:
Чтобы путь лежал вперед,
Вас вопрос, ребята, ждет.
Я не злой, а очень добрый,
И ленивый иногда,
Потому моя натура
Жить не может без труда.
Старший брат:
Он, однако, странноват.
Что ты скажешь, младший брат?
Младший брат:
Задавай нам свой вопрос!
(В сторону.) Леший бы тебя унес!
Догадался я, ребята,
Что у Лиха на уме,
Целый год учебы в школе
Пригодился очень мне.
Лихо:
Дополняй мои слова
Ты, младшая голова!
Задание по лексике: подбор слов-антонимов
Далеко…
Иван: Близко!
Лихо: Высоко…
Иван: Низко!
Лихо: Хорошо…
Иван: Плохо!
Лихо: Великан…
Иван: Кроха!
Лихо: Конец…
Иван: Начало!
Лихо:
Ладно, я проиграло! Проходите все сразу,
А я пойду, горе мне, Одноглазому.
(Убегает.)
Средний брат:
Такое чучело, прямо страх одолевает,
А посмотришь, и оно грамоту знает.
Братья отправляются дальше, появляется Змей Горыныч присаживается на маленькую скамеечку, что-то пишет на свитке.
Горыныч:
(Разговаривает громко, сам с собой.)
Видеть, гнать и ненавидеть,
Нет, ошибся, стал я стар!
Гнать, вертеть и ненавидеть –
Боже мой, какой кошмар!
Трехголовая мигрень который день…
Братья подходят ближе.
Младший брат: Мы хотели бы узнать…
(Змей не реагирует)
Старший: Э, нам бы яблоко достать…
Горыныч:
Стар я стал и, к сожаленью,
Перепутал все спряженья.
Как писать письмо родне?
Горе Змею, горе мне!
Иванушка:
Убиваешься напрасно, Змей Горыныч, Сокол Ясный,
Лучше ты без промедленья
Выучи стихотворенье:
Задание по морфологии глагола.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья:
Их на “Е” спрягать нельзя!
Горыныч:
(Повторяя последние слова и записывая.)
Их на “Е” спрягать нельзя!
Ну, уважил старика.
Допишу потом, пока
Ты проси, что хочешь, Ваня!
Иванушка: Нам бы яблочко, папаня!
Горыныч достает яблоко, вручает братьям.
Старший:
Благодарствуем за фрукт,
Ты теперь нам близкий друг!
Средний:
Что ж, вернемся во дворец,
Приключениям конец!
(Уходят.)
На сцене – трон, Царь, Несмеяна, Рассказчик.
Рассказчик:
День за днем проходят вскоре,
У царевны то же горе:
Плачет горько целый день…
Царь-отец сидит, как пень.
Царь:
Я купил тебе букварь,
Шуб и платьев целый ларь,
Лапти, ноты для баяна –
Что ж ты плачешь, Несмеяна!!!
Появляются братья с яблоками. Несмеяна тихонько плачет, Царь задремал.
Младший брат:
Вот и мы вернулись разом!
(Кричит в ухо Царю.) Ца-арь!
С твоим пришли заказом.
Старший брат:
Мы ходили в темный лес,
Много видели чудес.
(Обращается к Несмеяне)
У тебя беда, не спорю,
Но помочь мы можем горю,
Выполнен Царя наказ,
Скушай яблочки тотчас.
Подает Несмеяне яблоки, она надкусывает, начинает улыбаться, потом смеется.
Средний брат:
Фантастическо явленье,
Действует без промедленья.
Царь:
Ну, ребята, молодцом!
Несмеяна, встань с отцом.
Отдаю тебя ему, (Показывает на Ивана.)
Будь женой в его дому.
А сейчас на целый мир
Мы закатим с вами пир!
Рассказчик:
Тут и сказочке конец,
А кто видел – молодец!
Тот, кто с русской речью дружит,
Поживает, да не тужит!
Список литературы:
- Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко.-39-е изд.– М.: Просвещение, 1999. С. 16, 133, 187–228.
- Русский язык. Практика. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др.; под ред. Г.К. Лидман-Орловой. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. С. 97, 98.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.