Урок русского языка на тему "Знаки препинания при причастном обороте". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели: научить детей находить причастный оборот в предложении, выделять его знаками препинания на письме, уточнить роль причастного оборота в предложении, развивать коммуникативные умения

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Если хорошее, давайте приступим к занятию.

2. АОЗ (10 минут)

Учитель: Вспомните, пожалуйста, чем мы с вами занимались на прошлом уроке? Что нового узнали?

Дети: Узнали, что такое причастный оборот, рассмотрели, в каких случаях он выделяется запятыми.

Учитель: Хорошо. Ребята, к прошлому уроку вы должны были составить или выписать из учебника предложения с причастными оборотами. Я проверила ваши работы и вот, что увидела:

Приложение 1, Слайд 2

  1. Цветы, замёрзшие за ночь, постепенно оживали.
  2. Заря, догорающая над лесом обещает новый жаркий день.
  3. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.
  4. Сорванный ветром листок вертелся в воздухе.
  5. Человек, ведущий здоровый образ жизни, сумеет многого добиться.

(Предложения берутся из домашних работ учащихся)

Учитель: Посмотрите и скажите, все согласны с тем, что представлено на доске?

Дети: Нет, не согласны. В первом предложении пропущена запятая, в третьем предложении нет причастного оборота.

Учитель: Кто выйдет к доске и исправит ошибки? (1 человек выходит к доске и исправляет ошибки).

Учитель: Ребята, какой же вывод мы можем сделать? Нам уже можно переходить к следующей теме?

Дети: Нет.

Учитель: А над чем же нужно еще поработать?

Дети: Над расстановкой знаков препинания при причастном обороте.

Учитель: Вот этим мы с вами и займемся, но для начала поработаем со словарными словами в парах.

3. Работа в парах. (Словарный диктант) (5 минут).

Два человека выходят к доске и пишут разными мелками, оценивая работу партнера.

Учитель: Напоминаю, 1 вариант работает ручкой, 2 – карандашом.

Колонна, гирлянда, калитка, пакет, паром, силуэт, поразительный, акварель, аквариум, акваланг, присутствовать, отразить, претензия, прекратить, дистанция, галерея.

Учитель: Посмотрите, есть ли на доске ошибки? Ребята, оцените себя. Нужно ли вам еще работать над этими словами?

Дети: Да, чтобы не забыть.

Учитель: Какую оценку вы бы себе поставили?

(Дети сами оценивают свою работу и работу партнера).

4. Изучение нового материала. (5–7 минут).

Учитель: А сейчас откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату. Следующее задание. Посмотрите на доску. Вы должны изменить предложения соответственно схеме и записать их в тетрадь, а потом вы прочитаете свои варианты ответов.

(1 человек работает у доски)

Слайд 3

(Опр. Слово, ПО)

1. Зацвёл растущий в палисаднике куст сирени.
2. До самой весны безмолвствует скованная льдом река.
3. Гонимые ветром тучи закрыли солнце.

(Учащиеся зачитывают свои варианты ответов).

Учитель: Хорошо, ребята, а сейчас давайте посмотрим на правильные ответы.

Слайд 4

1. Зацвёл куст сирени, растущий в палисаднике.
2. До самой весны безмолвствует река, скованная льдом.
3. Тучи, гонимые ветром, закрыли солнце.

– Поднимите руки, у кого все предложения составлены верно. Поставьте себе на полях плюсики.

5. Физкультминутка (3 минуты).

Учитель: Давайте немножко отдохнем. Положите ручки на стол. Сейчас я буду читать вам предложения. Если в нем есть причастный оборот, вы должны хлопнуть в ладоши, если нет, никак не реагируйте.

(Учитель читает предложения)

– В поле видна трепещущая осина.
– Город, окутанный вечерней мглою, постепенно затихает.
– Лес, молчавший всю зиму, постепенно наполняется звуками.
– Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
– Родители, провожающие сына в далекое путешествие, пришли на вокзал заранее.
– У костра пели песни отдыхающие туристы.
– Капли воды, сверкающие на солнце, падают с крыш.
– Туман, скрывший весь лес, совершенно поглотил солнце.
– Люди, увлеченные наблюдением за кактусами, содержат дома десятки и даже сотни этих растений.

Учитель: Молодцы, но некоторым нужно еще поработать над причастными оборотами.

6. Работа с учебниками (10–12 минут).

Учитель: Ребята, а теперь давайте поработаем с учебниками. Откройте стр. 89, упр. 120. Но для начала напомните мне еще раз, в каких случаях причастный оборот выделяется запятыми, а в каких не выделяется.

Дети: Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то выделяется, если перед – нет.

Учитель: Теперь выполните задание. Выпишите из упражнения 120 предложения, которые этому правилу не подчиняются.

Дети: (1, 3, 5, 6).

Учитель: Что в них не так?

Дети: Во всех этих предложениях причастный оборот стоит перед определяемым словом, но запятыми выделяется. Это противоречит правилу.

Слайд 5

1. Ослеплённый светом фонаря, я зажмурился.
2. Выросший в деревне, Никита так и не привык к городской жизни.
3. Побывавшие на Урале, они могли говорить только о своём путешествии.
4. Ограниченная в средствах к существованию, Ольга все же каждый месяц покупала книги.

(Предложения из учебника вынесены на интерактивную доску)

Учитель: Есть ли среди этих предложений похожие?

Дети: 1,3 и 2,4.

Учитель: Чем они похожи?

Дети: В 1 и 3 предложениях определяемые слова выражены местоимениями, а в 2 и 4 причастный оборот выражает дополнительное обстоятельственное значение.

7. Подведение итогов (2-3 минуты).

Учитель: А теперь на основе данной схемы (Слайд 6) сделайте вывод. В каких случаях причастный оборот выделяется запятыми, а в каких не выделяется. (1 учащийся на основе схемы делает вывод).

Учащийся: Если причастный оборот относится к личному местоимению, то, независимо от местоположения, он обособляется. Если причастный оборот находится после определяемого слова, он тоже обособляется. Если причастный оборот находится перед определяемым словом, но выражает дополнительное обстоятельственное значение, тоже выделяется запятыми.

8. Рефлексия (2 минуты).

Учитель: Что нового вы сегодня узнали? Чем занимались на уроке?

Дети: Вывели алгоритм, который нам поможет определить, нужно ли выделять причастный оборот запятыми или нет.

Учитель: Что для вас было сложнее всего? Что больше всего понравилось?

9. Домашнее задание. (1–2 минуты).

Упр. 120 + 1вар. делает синтаксический разбор 1и 2 предложений, 2 вариант – 3 и 4 предложений.

Литература: «Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х книгах. Книга 1» (авт.:Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.)