Цели:
- познакомить учащихся с понятием «этикет» и историей развития этикета;
- научить правильно употреблять этикетные слова в зависимости от речевой ситуации;
- обучать давать анализ и оценку речевым ситуациям;
- внимательно относиться к своей и чужой речи.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
– Задумывались ли вы над тем, что такое
вежливость? Какого человека можно считать
вежливым, воспитанным?
Может быть того, кто знает много вежливых слов,
как Витя из стихотворения И. Антонова «Вежлив
Витя или нет?»
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю,
Витя просит:
– Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
– Извините,
Я немного опоздал.
– Тихомиров!
Покажите
Нам на карте город Псков.
– Извините, –
шепчет Витя –
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя
или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите свой ответ.
– Что бы Вы ответили девочке на поставленный вопрос?
– Героем нашего урока сегодня будет Этикет.
Этикет (фр.) – установленный
порядок где-либо (записать определение в тетрадь)
Я передаю Этикету его записную книжку, в которой
много интересного. Здесь есть кое-что из истории,
«из коллекции хороших манер», из жизни
«замечательных людей». В течение тысячелетий
люди искали способы и формы общения, при которых
всем было хорошо и удобно, чтобы никто не
чувствовал себя неловко.
Немного истории
Этикет. У некоторых индейских племён
принято при виде незнакомого человека до тех пор
сидеть на корточках, пока он не приблизится и не
заметит миролюбивой позы . Иногда они снимали
обувь для приветствия.
Тибетцы, здороваясь, снимали головной убор,
правой рукой левую руку они закладывали за ухо,
ещё высовывали язык.
У японцев для приветствия применялось три вида
поклонов: самый низкий, средний и лёгкий.
Что бы вышло, если бы мы тратили столько времени
на поклоны. Да ничего хорошего. А если бы ещё
высунули язык, вряд ли бы новый знакомый стал бы с
вами здороваться в следующий раз.
Учитель: Но это всё история. Если выучить все учебники хорошего тона, прочитать все книги и инструкции о том, как себя вести, не думаю, что сразу можно стать воспитанным и вежливым человеком. Все книги и учебники только тогда принесут свои плоды, когда прочно войдут в сознание, когда ты будешь представлять, как надо поступить, чтобы не обидеть окружающих.
Решение речевых задач
Речевая ситуация № 1
Проверка попугаем
Ира пришла в гости к подруге. В клетке сидела
яркая замечательная птица – любимый Танин
попугай.
– Ничего себе птичка, симпатичная, сказала Ира, –
у меня почти такая же была. Только вот сдохла. Они
долго не живут. Нежные очень. Таня погрустнела,
надулась. Ира уже не могла её ничем развеселить.
Задание: Подумай, какую оплошность допустила Ира? Как бы ты себя повёл?
Речевая ситуация №2
Давай-давай, рассказывай
За 5 минут до звонка все сидели в классе. Оля
пришла в класс последняя. У неё был расстроенный
вид, заплаканные глаза.
– Что у тебя случилось, расскажи? Кто тебя обидел?
– громко закричала Катя.
– Почему у тебя глаза на мокром месте, – не
переставала девочка.
– Ну, давай, рассказывай, – подскочила к ней
Наташа.
– Что случилось? Почему слёзы? – закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все
недоуменно пожали плечами.
Задание: В чём ошибка ребят? Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Вопросы учителя:
– Что можно сказать о героях этих рассказов?
– Кто-то плачет, Как тут поступить?
(Ответы учащихся. Конечно, нет единого решения.
В одном случае нужно развеселить, в другом –
успокоить, а в третьем – просто оставить
человека одного)
Из жизни замечательных людей
Этикет. Всех, кто общался с
талантливым писателем А. Грином, привлекал и
другой его талант – врождённая и естественная
деликатность и то, что мы понимаем под словом
порядочность – душевная чистота.
Несмотря на свою нервную и вспыльчивую натуру, он
никогда не был зачинщиком стычек. В сильно
возбуждённом состоянии он всегда уходил в
сторону. И это не было трусостью.
Однажды, получив жестокое оскорбление, Грин
сумел сдержать себя. И взвесив все
обстоятельства, понял, что сам дал повод для
оскорбления, в конце концов предложил мировую.
Для такого поступка надо иметь большое мужество.
Учитель: Посмотри на себя со стороны. Нет ли у тебя привычек, которые бы раздражали окружающих.
Составление рисованного диафильма (Приложение 1)
- Не грызёшь ли ты ногти
- Не хлюпаешь ли носом
- Не разговариваешь ли громко
- Не сидишь ли, развалившись, в кресле
- Не раскачиваешься ли на стуле
- Не хлопаешь ли дверью
Учитель: Если у тебя есть эти дурные привычки, постарайся от них избавиться. У Вл. Солоухина есть стихотворение «Здравствуйте» Давайте послушаем.
– Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
– Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше
ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь?
Учитель: Как обращаться к человеку?
Как надо приветствовать людей?
Важно этому научиться. Иначе может получиться
так, как в этой истории «Как от Тошки отвернулась
кошка»
(См книгу И. Они «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте», Л.: Лениздат, 1991 с. 63-64)
Учитель: Почему не везло Тошке?
Ответы учащихся: Девочка унижала достоинства людей, к которым обращалась.
Учитель: Давайте поможем Тошке. Как нужно было попросить отличника Коробкина, чтобы он дал записать домашнее задание, соседка одолжила бидончик, а очередь не смотрела так мрачно?
Этикет. А теперь проверим, вежливый Вы
человек или нет.
Вам предложены выражения. которые люди
используют в начале или конце разговора для
установления контакта.
Оцените, уместно ли каждое из них в разговоре с
незнакомыми взрослыми.
Если выражение уместно, поставьте букву У,
неуместно – Н
1. Пока! 2. До свидания! 3. Привет! 4. Доброе утро 5. Здравствуйте! 6. Здорово! 7. Хэлло! 8. Бай-бай! 9. Доброй ночи, 10 Чао!
Анализ ответов:
По 1-му баллу присуждается за ответ «У» на вопросы: 2, 4, 5, 9; за ответ «Н» на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 10.
Если количество баллов 9-10, то выдаётся
сообщение: Вы, вероятно, вежливый человек. У вас
есть шанс установить контакт с хорошими людьми.
Если количество баллов от 6-8, то выдаётся
сообщение: Будьте внимательны, у вас могут быть
ненужные недоразумения
Если количество очков 6 и менее, ваше сообщение: Боюсь за Ваше будущее. Оно может не состояться из-за пустяков
Речевая ситуация №3
Вы едете в переполненном транспорте и должны пробраться к выходу. Как Вы обратитесь с просьбой?
1. Разрешите пройти
2. Пропустите меня, я выхожу
3. Извините. Можно пройти?
Вывод: если Вы выбрали № ответов 1. 3, то выдаётся сообщение: «Твоя просьба выражена вежливо, значит будет выполнена». Если Вы выбрали № 2, то выдаётся сообщение: «Твоя просьба выражена не вежливо, и ты можешь натолкнуться на грубость».
Речевая ситуация № 4
Вы опоздали на урок и хотите войти Как вы скажите?
1. Можно войти
2. Я войду.
3. Извините, пожалуйста, можно войти
Вывод: Если Вы выбрали № 1, 2, то выдаётся сообщение: «Желательно извиниться за беспокойство, в этом случае у вас больше шансов войти в класс». Если Вы выбрали ответ № 3. Поверьте, что учитель будет сражён вежливостью и сразу разрешит Вам войти.
Речевая ситуация 5
Представьте себе, что Вы звоните по телефону и хотите пригласить подругу. Выберите, как вы обычно обращаетесь с просьбой.
1. Позовите Машу
2. Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Машу
3. Здравствуйте! Извините Маша дома?
Вывод: Если Вы выбрали № 1, то сообщение будет следующим: «Твоя просьба выражена невежливо, и тебе ответят невежливо». Если Вы выбрали № 2, 3, то сообщение будет следующим: «Твоя просьба выражена вежливо и наверняка будет выполнена. Конечно, можно и извиниться за беспокойство».
Речевая ситуация 6
Учитель принёс тебе книгу, которую ты хотел прочитать. Ты скажешь:
1. Спасибо, Нина Петровна
2. Большое спасибо, Нина Петровна
3. Благодарю Вас, Нина Петровна, я очень давно ищу
эту книгу
Вывод: Если Вы выбрали ответ № 2, 3 . то появится сообщение: «Ты хорошо выразил свою благодарность». Если же № 1, то появится сообщение: «Здесь уместнее было бы проявить большую благодарность».
Учитель: Предоставим слово Этикету
Из коллекции хороших манер
Вот история происхождения двух правил, когда
входишь в дом, снимай головной убор, снимай
перчатку.
Уезжая из дома в дальний путь, рыцарь обязательно
надевал на себя тяжёлые латы, железные рукавицы с
забралом, закрывающим лицо. Но вот на пути дом,
где живёт добрый человек. Переступая порог,
странствующий рыцарь снимает шлем и держит его в
руке.
– Я тебя не опасаюсь, – говорит он этим жестом,
моя голова открыта, я тебе доверяю.
А сняв железную рукавицу, человек показывает, что
в его ладони не спрятано оружие. Да и к тому же в
железной рукавице не просто было пожать руку.
Учитель: Приветствие – это очень важно. Мужчина первым приветствует женщину, мальчик – девочку, младшие по возрасту – старших. Младшая по возрасту женщина – старшего мужчину. Никому не во вред поприветствовать даже незнакомого человека. Конечно, в городе это придётся делать каждую секунду. Лучше это сделать лишний раз, чем не сделать вовсе. Приветствие – это один из важных моментов общения. С его помощью устанавливается контакт между людьми.
Заключительное слово Этикета
Давайте поможем Маше, которая знала слов немало. Но одно из них пропало:
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом
Это слово говорят,
Если вас БЛАГОДАРЯТ.
Но молчит она, как рыба
Вместо каждого СПАСИБО.
Учитель: Итак, давайте сделаем вывод вместе. «Спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» – эти слова знакомы нам с детства Они помогают людям общаться друг с другом Давайте же не будем их забывать
Домашнее задание Подготовить сообщение на тему: «Нужно ли соблюдать дома правила речевого этикета».