Цель урока: развитие у учащихся умения организовывать личную познавательную деятельность в поисках путей решения поставленных задач.
Задачи:
- Уточнение и систематизация знаний о глаголе как части речи на материале сказки В.И. Даля «Старик-годовик»
- Формирование умения распознавать глаголы в устной и письменной речи.
- Активизация словаря учащихся.
- Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами родного языка.
Универсальные учебные действия (УУД)
- Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.
- Познавательные: самостоятельный поиск решения поставленной учебной задачи. Развитие умений и навыков понимания литературного текста.
- Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе.
- Личностные: нравственно-эстетическая ориентация в окружающем мире.
Информационно-методическое обеспечение: портрет В.И. Даля, сказка «Старик-годовик», иллюстрации с изображением старика-годовика и сказочных птиц, тексты пословиц В. И. Даля, конверты, клей, выставка книг, связанная с творчеством В.И. Даля (иллюстративный материал к уроку по сказке В.И. Даля взят из сборника произведений писателя).
1. Постановка учебной задачи
Учитель: Ребята, сегодня на уроке русского языка мы повторим и обобщим пройденный материал по теме «Глагол» вместе с В.И. Далем /На доске портрет писателя./ Что вы знаете об этом знаменитом человеке?
Рисунок 1
Учитель обобщает ответы учеников: Да, ребята, В. И. Даль всю свою жизнь собирал и записывал слова, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, песни, игры и сказки русского народа. Сегодня наша работа будет строиться с опорой на сказку-загадку писателя «Старик-годовик». Сначала послушайте сказку и ответьте на вопросы.
Ученики слушают сказку.
Старик-годовик
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.
Учитель /после чтения/:
– Вам понравилась сказка?
– Что необычного в этой сказке?
– Сколько раз махал рукавом старик-годовик, и как изменялась при этом окружающая действительность? (Четыре раза. Каждый взмах рукавом – смена времени года. Зима. Весна. Лето. Осень.)
– Какое количество птиц он выпускал каждый раз и что это были за птицы? (Три птицы одновременно. В каждом времени года по три месяца.)
– Сколько месяцев в году? (12)
– Что означает количество крыльев у птиц, равное четырём? (4 недели в месяце)
– Что за семь перьев в каждом крыле? (Семь дней в неделе)
– Что значит у каждого крыла одна половина белая, а другая чёрная? (День и ночь)
– Как вы думаете, зачем В. И. Даль рассказал нам такую сказку?
Учитель обобщает ответы учеников: Итак, с вопросами сказки-загадки вы справились. А сейчас мы приступим к выполнению заданий старика-годовика по русскому языку. (На доске появляется иллюстрация с изображением сказочного героя).
Рисунок 2
2. Чистописание
Учитель: Наш старик-годовик тоже будет выпускать сказочных птиц. Каждое птица – новое задание. Приступим к их выполнению. Первая птица принесла вам задание к минутке чистописания.
Рисунок 3
л л л
повеял холод полетела
Учитель просит учеников написать одну строку маленькую (строчную) букву «л», а потом слова.
Учитель: Какую связь имеет согласная буква «л» с темой «Глагол»? (Это суффикс глаголов прошедшего времени). Найдите среди написанных вами слов глаголы прошедшего времени, обозначьте в них суффикс «л». Какое здесь лишнее слово? Почему? (Холод – это слово – имя существительное).
3. Проверка умения отличать глаголы от других частей речи
Учитель: Выпустил старик-годовик новую птицу, и она просит вас найти глаголы в тексте.
Рисунок 4
На столах у вас текст сказки. Посчитайте, сколько абзацев в тексте (5). Прочитайте первый абзац, найдите в нём все глаголы, кроме глаголов неопределённой формы и выпишите их в тетрадь в столбик. Свой выбор вы можете обсудить в парах.
Ученики самостоятельно выполняют задание, выписывая глаголы.
/Глаголы: вышел, стал, махнул, полетел, повеял./
Учитель: Сколько выписали глаголов? (5) Определите время, число и, если необходимо, род глаголов. Работаем «по цепочке», комментируя свои действия вслух.
Образец: вышел – пр. в., м.р. ед. ч., стал – пр. в., м.р. ед. ч. и т. д.
4. Физкультминутка.
5. Проверка умения ставить глаголы в неопределённую форму.
Учитель: У новой птицы следующее задание.
Рисунок 5
А теперь вы должны выписанные вами глаголы поставить в неопределённую форму и выделить в них суффиксы. На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
/Вопросы записываются на доске, ученики работают самостоятельно в тетрадях, а 2 человека выполняют задание на доске./
Что делать? |
Что сделать? |
выходить |
выйти |
махать |
махнуть |
лететь |
полететь |
веять |
повеять |
Во время проверки выполненного задания обратить внимание на то, что неопределённая форма глагола «стал» содержит «ловушку».
6. Проверка умения подбирать слова-действия (или глаголы) к определённому предмету.
Учитель: С какой частью речи связан глагол в предложении? (С именем существительным). Задание следующей птицы:
Рисунок 6
Вам нужно подобрать к имени существительному птицы разные глаголы настоящего времени. Пишем в тетрадях с новой строки: Птицы (что делают?)
/Ученики самостоятельно подбирают глаголы: поют, летают, кричат и т. д. У глаголов выделяются окончания и указывается время./
Проверка выполненного задания.
7. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Учитель: Махнул старик-годовик рукавом, и вылетела новая птица.
Рисунок 7
Ребята, вы догадались, какое задание она принесла? Как нужно писать частицу НЕ с глаголами? Прочитайте предложения второго абзаца текста, выпишите из него все глаголы в столбик, а рядом через чёрточку запишите эти же глаголы с частицей НЕ.
Образец:
Махнул – не махнул,
полетела – не полетела,
стал – не стал,
таять – не таять,
показались – не показались.
В конце работы – проверка:
– Сколько глаголов выписали?
– Как написали частицу НЕ с глаголами?
8. Проверка умения определять признаки глагола
Учитель: Следующее задание – морфологический разбор.
Рисунок 8
Прочитайте третий и четвёртый абзацы текста. Найдите в них глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода (стало).
Разберём глагол как часть речи по образцу.
Порядок разбора глагола как части речи:
- На какой вопрос отвечает?
- Глагол (часть речи)
- Неопределённая форма
- Время
- Число
- Род (в прошедшем времени)
Образец:
Стало – (Что сделать?), глагол, н. ф. – стать, пр. в., ед. ч., ср. р.
/Это задание можно выполнить в устной или в письменной форме./
9. Проверка базовых знаний о глаголе.
Учитель: А теперь обобщим знания о глаголе:
– Что такое глагол?
– На какие вопросы он отвечает?
– Что обозначает?
– Как изменяется глагол?
– На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
– Как пишется частица НЕ с глаголами?
10. Проверка умения находить глаголы в тексте пословицы
Учитель: Последняя птица принесла задание, связанное с творчеством В.И. Даля.
Рисунок 9
На столах у вас конверты с пословицами писателя. Работать будем в группах. По сигналу колокольчика вы достаёте из конвертов карточки со словами и складываете из них пословицы. Полученный образец наклейте на лист бумаги. Подумайте, о чём гласит народная мудрость, переданная нам В.И.Далем. /Ученики, развернув стулья, объединяются в группы по 4 человека и выполняют задание/
Пословицы.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Под лежачий камень вода не течёт.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Без дела жить, только небо коптить.
Выполненное задание представляет один ученик из группы.
Учитель: Ребята, какой общей темой связаны пословицы? /Все пословицы связаны с трудовой деятельностью человека/.
Учитель: Какое значение имеет труд в жизни человека?
Выслушав ответы учеников, учитель делает выводы: Да, ребята, вся жизнь человека связана с трудом, и, только трудясь, человек сможет добиться поставленных целей. Однако не следует забывать и о том, что время движется неумолимо быстро: одно время года сменяет другое, проходят дни, недели, месяцы, и мы всё время должны задавать себе вопрос: «А что сделал я сегодня, чтобы сделать свою жизнь и жизнь окружающих меня людей лучше...?» /После этого детям предлагается оценить свою работу на уроке /.
11. Итог урока.
Учитель: Ребята, со всеми заданиями вы справились. Молодцы! А сейчас поговорим немного о В.И. Дале. Обратите внимание на выставку книг писателя. Нам в наследство от Даля остался его «Словарь живого великорусского языка», материал для которого он собирал 50 лет. Знаменитый писатель, проживший 60 лет при крепостном праве и работавший моряком и военным врачом, всю свою жизнь собирал, по совету Пушкина, «золото» русского народа – пословицы, поговорки, загадки, сказки. Берите и читайте их, потому что народная мудрость – это исторический опыт нашего народа, который нужно не только помнить, но и знать.
Список литературы:
- Даль В.И. Старик-годовик. Сказки, загадки, пословицы, игры. – М.: «Детская литература», 1987.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: «Издательство Астрель», АСТ, 2000.