Урок-практикум по теме "Лексика". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • повторить и систематизировать основные понятия по теме «Лексика»;
  • развивать речь учащихся; обогащать словарный запас, чтобы речь стала более выразительной, точной, образной;
  • учить анализировать тексты художественных произведений, читать, понимать и ценить язык писателей.
  • формировать навыки работы со словарями.

ХОД УРОКА

1. Постановка целей, задач урока

2. Мотивация учащихся

3. Разминка

– Я называю понятие, а вы – раздел русского языка, в котором оно изучается.
Например, часть речи – морфология,

звук – …
морфема – ...
член предложения – …
слово, словарный состав языка – ... (лексика).

– Дайте определение лексики.  

– Осмыслим роль слова, посмотрим, как с его помощью передаются многообразные оттенки мыслей, чувств, многоцветье красок.
О роли слова замечательно сказал К.С.Станиславский: «Слово выражает мысль человека, нет на свете оружия сильнее слова …, словом человеческим можно сдвинуть гору с места, словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают и творят величайшие дела в истории человечества”. Роль слова огромна.

– Каков должен быть, по вашему мнению, лексикон современного человека, чтобы можно было беспрепятственно общаться?

4. Информация к размышлению:

– 17-томный “Словарь современного русского литературного языка” включает в себя 120 480 слов;
– в 4-томном “Словаре живого великорусского языка” В.И.Даля собрано около 200 000 слов;
– “Словарь языка А.С, Пушкина” включает 21 290 разных слов с десятками тысяч неодинаковых их значений;
словарный запас современного взрослого образованного человека, по данным ученых, составляет 10-12 тысяч слов. Лексическое значение слова дается в толковом словаре.
В “Толковом словаре” С.Ожегова (1990г.) – 70 000 слов; в четвертом издании этого словаря (2001г. выпуска) уже 80 000 слов.
– Это большой запас слов? (Да, огромный, богатый, обширный.)
– Что это за слова? (Синонимы.)
– Что такое грамматическое значение слова?(Общее значение слов как частей речи.)

– Лексическое значение бывает прямое и переносное. Например: золотое кольцо и золотая рожь.

5. Задание “Перевертыш”. Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатные шторы, стальная балка.

Задание: прочитайте строчки М.Ю.Лермонтова, определите значение слова играть по словарю и в тексте.

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит ...

ЛЗ слова играть – веселиться, развлекаться. (Ожегов).
В тексте ЛЗ глубже и точнее. Играют (волны) – развлекаются, слово использовано в переносном значении, выступает в качестве средства, раскрывающего настроение лирического героя, его противоречивость: волны играют, а он просит бури.

Задание на карточке

В “Словаре русского языка” Ожегова слово играть имеет 5 значений. Определите ЛЗ слова играть в следующих предложениях.
а)        Вася и Таня играют в мяч.
б)        Витя хорошо играет на скрипке.
в)        Оля играла в спектакле.
г)        Луч солнца играет в хрустале.
д)        Напиток играет в бокале.

Слова для справок: развлекаются; исполняет; представляла на сцене; блестит, сверкает; пенится, искрится.

6. На доске 2 рисунка с разным выражением лиц.

– Какие выражения имеют эти лица? (Веселое и грустное.)
– Что такое антонимы?

Задание: вставьте в предложение антонимы:

а) Спят и богатые, и ..., и мудрые, и ..., и добрые, и  ... .
б) Мы чаще можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем ..., умен, чем ...

– Что такое омонимы?
– Чем омонимы отличаются от многозначных слов?
– Как это определить в словаре?

7. Лексический разбор

Задание: прочитайте текст о России, определите его основную мысль, тему. Найдите в нем синонимы к слову Родина. Можно ли этот синонимический ряд продолжить?

Наша отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное , а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом , вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов. (К.Д.Ушинский)

Справка. Тема текста – мысли о Родине, основная мысль – автор с большой любовью и нежностью говорит о матушке России, вспоившей и вскормившей своих сыновей. Слова- синонимы: Родина, Отечество, Отчизна. Их роль – избежать повторов, однообразия.

– В.И.Даль собрал в своем словаре слова общеупотребительные и диалектные.

– Что такое общеупотребительные слова? (Слова современного русского языка, которые обозначают жизненно важные понятия: хлеб, земля, мир, мать, вода и т.д.)
– Какие слова называют диалектными? (Слова, имеющие ограниченную сферу употребления. Это слова народных говоров: тутошний, замолаживать, кочет и др.)

Задание: назовите диалектные слова нашей деревни. Например: изволока – прорубь, дянки – варежки, ухожа – пастбище.

– Диалектные слова используются в художественной литературе. Они служат для речевой характеристики героя, придают красочность повествованию, дают возможность представить события, героя, обстановку.

Задание: Послушайте стихотворение Н. Брауна, найдите в нём диалектные слова, объясните их лексическое значение. Почему их использует автор?

С детства вслушивался я в слово,
Я, как птицу, его ловил.
Что ни слово – было ново,
Слово ел я и слово пил
Слышал: тутошний,
Слышал: тамошний,
Слышал ёмкое: напрямки,
В речке камешки звали – камушки,
Звали ямы с водой – буки.

– Диалектные слова выступают как выразительные средства языка. Они являются своеобразным паспортом человека: по тому, как произносятся, употребляются слова, можно определить, где родился, живет человек.

8. Проверка домашнего задания:

– Кем работают ваши родители? Какие профессиональные слова вы узнали?
– Ограниченную сферу употребления имеют профессиональные слова.

9. Задание «Следствие ведут знатоки»

– Угадайте, о какой профессии идет речь, докажите справедливость своей точки зрения.

а) «Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пёстрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры».

б) «Лешему он (Римский-Корсаков) придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда  Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы».

– Что такое заимствованные слова?
– Хорошо или плохо использовать их в речи?
– Да и нет. В научной литературе не обойтись: флора, фауна, синоним и др. Но иногда заимствованные слова засоряют русский язык.)

10. Задание “Корректор”: найди ошибку в выборе слова.

а)   После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
б)   В конструкции есть положительные и отрицательные дефекты.
в)   Из передовой бригады он перешел в отсталую.
г)   В центре города построен памятник герою.

11. Задание “Переводчик»: найдите иноязычные слова и замените их русскими.

а)   Он пишет мемуары.
б)   Мы гордимся нашим голкипером.
в)   Все работали с энтузиазмом.

– Что такое фразеологизмы?

– Русский язык располагает огромным фразеологическим богатством, фразеологизмы отражают жизнь народа с давних времен, в них – дух народа, его жизнь, обычаи, история.
Проверка домашнего задания: сообщение о фразеологическом словаре и его создателях.

12. Игра “Фразеологическое лото”

13. Задание на дом: составить рассказ по фразеологизму и сделать иллюстрацию.

14. Подведение итогов урока

– Систематизировали материал, изученный по лексике и фразеологии.
– Обогатили свой словарный запас, пополнили его новыми словами.
– Мы совершенствовали навыки работы со словарями.
– И, наконец, еще раз убедились в том, как велика роль слова!