Цели урока
- Познакомить учащихся с правилами написания лимерика.
- Рассказать о жизни и творчестве создателя лимериков – Эдварде Лире.
- Создать творческую работу (написание лимерика по данному началу).
- Воспитывать у учащихся умение работать в группе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд №1
- Сегодня у нас урок развития речи «У фантазии в плену». Мы будем работать в группах.
2. Просмотр фрагмента из мультфильма «Незнайка – поэт».
Слайд №2
3. Объявление темы и целей урока.
- А хотелось бы вам научиться писать стихи?
Слайд №3
- Цель нашего урока – научиться писать стихи. Не просто стихи, а непременно весёлые стихи. С такими стихами и жить лучше: они помогут преодолеть все трудности, создадут хорошее настроение. Ещё я хочу вас познакомить с жизнью и творчеством удивительного человека Эдварда Лира, который писал весёлые стихи.
- А как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы научиться писать весёлые стихи?
4. Игра «Калейдоскоп».
- Каждая команда получила лист бумаги, разделённый линией сгиба на 3 части. 2/3 листа закрыты, а 1/3 листа открыта. На ней вы начнёте свою работу. Прочитайте правила игры и выполните их.
Слайд №4
- Нарисуйте на 1/3 листа бумаги голову любого живого существа.
- Закройте свой рисунок листком бумаги, прикрепив его, и передайте другой команде.
- Получив лист бумаги от другой команды, продолжите работу и изобразите на 1/3 листа туловище любого живого существа.
- Закройте свой рисунок листком бумаги, прикрепив его, и передайте другой команде.
- Получив второй раз закрытые рисунки всё от той же команды, продолжите работу и нарисуйте ноги живого существа.
- Передайте рисунок той команде, которая его начинала.
- Откройте рисунок.
- Что вызвало ваш смех?
- Как вы теперь думаете, что необходимо юному писателю для сочинения весёлых стихов? (Фантазия).
- Проявите свою фантазию: дайте имя своему живому существу.
Рисунки вывешиваются на доску, имена подписываются под рисунком. Учащиеся представляют своих героев.
5. Знакомство со стихотворением Э. Лира.
- Я хочу вас познакомить с весёлым стихотворением Эдварда Лира, он написал его о себе.
Это человек жил в 19 веке в Лондоне. А перевёл это стихотворение с английского языка на русский С.Я. Маршак. Слушайте внимательно и устно нарисуйте портрет мистера Лира.
Мы в восторге от мистера Лира,
Исписал он стихами тома.
Для одних он – ворчун и придира,
А другим он приятен весьма.
Десять пальцев, два глаза, два уха
Подарила природа ему.
Не лишен он известного слуха
И в гостях не поёт потому.
Книг у Лира на полках немало.
Он привёз их из множества стран.
Пьёт вино он с наклейкой «Марсана»,
И совсем не бывает он пьян.
Есть у Лира знакомые разные.
Кот его называется Фосс.
Тело автора – шарообразное,
И совсем нет под шляпой волос.
Если ходит он, тростью стуча,
В белоснежном плаще за границей,
Все мальчишки кричат: «Англичанин
В халате бежал из больнице!»
- Каким вы представили себе Э. Лир? ( Весёлым, умеющим посмеяться над собой, проказником).
6. Знакомство с жизнью Э. Лира.
Слайды №5,6,7,8
- Что удивило и поразило вас в судьбе этого человека?
7. Знакомство с творчеством Э. Лира.
- А сейчас вы прочитаете сами стихи Лира, но сначала послушайте задание.
Слайд №9
- Прочитайте стихотворения.
- Какие стихотворения по характеру?
- Кто главные герои? Как их можно назвать?
- Назовите одним словом то, что вы прочитали.
Слайды №10, 11,12, 13, 14, 15, 16
8. Определение жанра стихотворений.
- Попробуйте одним словом назвать то, о чём вы прочитали (Чепуха, шутки, бессмыслица, ересь, нонсенс).
- Э. Лир определил этот жанр другим словом. Составьте это слово из предложенных букв и назовите.
Слайд №17
- Э. Лир назвал свои стихи лимерики.
Слайд №18
9. Законы стихосложения.
- Такие стихи мы попробуем написать, но сначала нужно выяснить: по каким законам пишутся эти стихи. Наблюдательность нам поможет. Перечитайте стихи и ответьте на вопросы.
Слайд №19
10. Проверка задания.
Слайд №20
11. Практическая работа. Задание в конверте.
- Узнав законы стихосложения, соберите лимерик, который сейчас разрезан на части. Прочитайте его.
1 группа.
Один старичок из Килкении
Никогда не имел больше пенни.
Лишь на мёд и котлету
Тратил эту монету,
Вот капризный старик из Килкении.
2 группа.
Жил – был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату –
И немного ему полегчало.
3 группа.
Жил – был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал чай.
И в ней же гулял в Амстердаме.
12. Творческая работа.
- Сочините лимерик по данному выбранному вами началу.
Слайд №21
13. Прочтение стихотворений по группам.
14. Подведение итога.
- Чему учились на уроке?
- Понравилось ли вам эта работа?
- Что было трудным в работе?
15. Домашнее задание.
- Напишите лимерик.