Урок развития речи "У фантазии в плену"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цели урока

  1. Познакомить учащихся с правилами написания лимерика.
  2. Рассказать о жизни и творчестве создателя лимериков – Эдварде Лире.
  3. Создать творческую работу (написание лимерика по данному началу).
  4. Воспитывать у учащихся умение работать в группе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд №1

- Сегодня у нас урок развития речи «У фантазии в плену». Мы будем работать в группах.

2. Просмотр фрагмента из мультфильма «Незнайка – поэт».

Слайд №2

3. Объявление темы и целей урока.

- А хотелось бы вам научиться писать стихи?

Слайд №3

- Цель нашего урока – научиться писать стихи. Не просто стихи, а непременно весёлые стихи. С такими стихами и жить лучше: они помогут преодолеть все трудности, создадут хорошее настроение. Ещё я хочу вас познакомить с жизнью и творчеством удивительного человека Эдварда Лира, который писал весёлые стихи.

- А как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы научиться писать весёлые стихи?

4. Игра «Калейдоскоп».

- Каждая команда получила лист бумаги, разделённый линией сгиба на 3 части. 2/3 листа закрыты, а 1/3 листа открыта. На ней вы начнёте свою работу. Прочитайте правила игры и выполните их.

Слайд №4

  • Нарисуйте на 1/3 листа бумаги голову любого живого существа.
  • Закройте свой рисунок листком бумаги, прикрепив его, и передайте другой команде.
  • Получив лист бумаги от другой команды, продолжите работу и изобразите на 1/3 листа туловище любого живого существа.
  • Закройте свой рисунок листком бумаги, прикрепив его, и передайте другой команде.
  • Получив второй раз закрытые рисунки всё от той же команды, продолжите работу и нарисуйте ноги живого существа.
  • Передайте рисунок той команде, которая его начинала.
  • Откройте рисунок.

- Что вызвало ваш смех?

- Как вы теперь думаете, что необходимо юному писателю для сочинения весёлых стихов? (Фантазия).

- Проявите свою фантазию: дайте имя своему живому существу.

Рисунки вывешиваются на доску, имена подписываются под рисунком. Учащиеся представляют своих героев.

5. Знакомство со стихотворением Э. Лира.

- Я хочу вас познакомить с весёлым стихотворением Эдварда Лира, он написал его о себе.

Это человек жил в 19 веке в Лондоне. А перевёл это стихотворение с английского языка на русский С.Я. Маршак. Слушайте внимательно и устно нарисуйте портрет мистера Лира.

Мы в восторге от мистера Лира,
Исписал он стихами тома.
Для одних он – ворчун и придира,
А другим он приятен весьма.
Десять пальцев, два глаза, два уха
Подарила природа ему.
Не лишен он известного слуха
И в гостях не поёт потому.
Книг у Лира на полках немало.
Он привёз их из множества стран.
Пьёт вино он с наклейкой «Марсана»,
И совсем не бывает он пьян.
Есть у Лира знакомые разные.
Кот его называется Фосс.
Тело автора – шарообразное,
И совсем нет под шляпой волос.
Если ходит он, тростью стуча,
В белоснежном плаще за границей,
Все мальчишки кричат: «Англичанин
В халате бежал из больнице!»

- Каким вы представили себе Э. Лир? ( Весёлым, умеющим посмеяться над собой, проказником).

6. Знакомство с жизнью Э. Лира.

Слайды №5,6,7,8

- Что удивило и поразило вас в судьбе этого человека?

7. Знакомство с творчеством Э. Лира.

- А сейчас вы прочитаете сами стихи Лира, но сначала послушайте задание.

Слайд №9

  • Прочитайте стихотворения.
  • Какие стихотворения по характеру?
  • Кто главные герои? Как их можно назвать?
  • Назовите одним словом то, что вы прочитали.

Слайды №10, 11,12, 13, 14, 15, 16

8. Определение жанра стихотворений.

- Попробуйте одним словом назвать то, о чём вы прочитали (Чепуха, шутки, бессмыслица, ересь, нонсенс).

- Э. Лир определил этот жанр другим словом. Составьте это слово из предложенных букв и назовите.

Слайд №17

- Э. Лир назвал свои стихи лимерики.

Слайд №18

9. Законы стихосложения.

- Такие стихи мы попробуем написать, но сначала нужно выяснить: по каким законам пишутся эти стихи. Наблюдательность нам поможет. Перечитайте стихи и ответьте на вопросы.

Слайд №19

10. Проверка задания.

Слайд №20

11. Практическая работа. Задание в конверте.

- Узнав законы стихосложения, соберите лимерик, который сейчас разрезан на части. Прочитайте его.

1 группа.
Один старичок из Килкении
Никогда не имел больше пенни.
Лишь на мёд и котлету
Тратил эту монету,
Вот капризный старик из Килкении.

2 группа.
Жил – был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату –
И немного ему полегчало.

3 группа.
Жил – был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал чай.
И в ней же гулял в Амстердаме.

12. Творческая работа.

- Сочините лимерик по данному выбранному вами началу.

Слайд №21

13. Прочтение стихотворений по группам.

14. Подведение итога.

- Чему учились на уроке?

- Понравилось ли вам эта работа?

- Что было трудным в работе?

15. Домашнее задание.

- Напишите лимерик.