Цель урока: углубление знаний о видах сложноподчинённых предложений.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным места
- формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточным места
- закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным места
развивающие:
- развивать умение выполнять комплексный анализ текста
- развивать мыслительные навыки учащихся
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку
- поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с текстами, с таблицей “Верно-неверно”, с тестовыми заданиями).
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Технологическая карта урока
Фаза | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приёмы и методы |
Вызов | 1. Слово учителя. | 1. Мозговой штурм. | |
2. Знакомство со значениями иностранных
слов 3. Активизация знаний. 4. Проверка домашнего задания |
1. Работа над лексическим значением
заимствованного слова 2. Самопроверка домашнего задания, внесение необходимых исправлений, самооценка выполненной работы. 3. Вспоминают, что знают о СПП с изученными видами придаточных предложений. |
2. “Верные и неверные утверждения”. Работа в парах. |
|
5. “Верные и неверные утверждения”. 6. Работа с текстом |
4. Языковой анализ текста. 5. Целеполагание |
3. Приём “Покопаемся в памяти” | |
Осмысление | 1. Предлагается вопрос: “Как вы думаете,
какой вид придаточных предложений может
отвечать на вопросы где? куда? откуда? 2. Учитель предлагает предложения для анализа 3. Закрепление. Упражнение 116 (устно). Докажите, что предложение содержит в себе придаточное изъяснительное. Упражнение 117. Самостоятельная работа. Выборочный диктант. |
Высказывание идей Диалог Фронтальная работа Самостоятельная работа Дискуссия Самопроверка |
1. Активное размышление 2. Приём “Знаю - узнал – хочу знать” 3. Составление кластера 4. Игра “Третье лишнее” 5. Работа в паре (упр.116) 6. Самостоятельная работа “А я отыщу предложения с заданным видом придаточных?” 7. Творческое задание. По схемам 4,5 устно составить свои предложения. |
Рефлексия | Что узнал на уроке? Разноуровневое тестирование |
Диалог Выполнение тестовых заданий |
Возврат к полученной информации по
теме. Задайте не менее 5 вопросов по теме Тестирование Приём “Самоанализ” |
Задачи каждой фазы урока:
- задачи фазы вызов – активизировать, заинтересовать ученика, мотивировать его на дальнейшую работу, “вызвать” уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу;
- задачи фазы осмысление – работа с информацией, выбор таких методов и приёмов, которые бы позволили сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным;
- задачи фазы рефлексия – анализ информации, её интерпретация и творческая переработка.
Ход урока
ВЫЗОВ.
1. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок, потому что на нём присутствуют уважаемые гости. Посвящён он будет заимствованной лексике. Вам предстоит подумать над сложнейшей проблемой современного русского языка: стоит ли употреблять постоянно заимствованные слова? В тетради запишем число, оставим строчку для темы.
2. Активизация знаний.
Хотелось бы начать урок с иноязычных слов, которые часто звучат сейчас: маркетинг, брифинг, рейтинг, мониторинг, консалтинг. (слайд 3) Что общего между ними? (иноязычные, оканчиваются на –инг). Что они обозначают? (слайд 4). Можем ли мы обойтись в речи без них? Запишите слова и их значения в тетрадь.
- маркетинг - управление
- брифинг - пресс-конференция
- рейтинг - оценка
- мониторинг - наблюдение
- консалтинг - консультирование
Проверка домашнего задания.
Вам нужно было отыскать предложения с придаточными образа действия и степени и составить их схемы. Проверьте себя. (слайд 5)
Проверьте правильность выполнения морфемного и словообразовательного разбора глагола СПРАВЛЯЛИСЬ. (слайд 6)
Проверьте фонетический разбор слова ЛЮДЕЙ. (слайд 7)
А как вы справились с синтаксическим разбором? Проверьте себя. (слайд 8)
Оцените свою домашнюю работу по возможности честно.
- Мы продолжаем изучать виды придаточных в сложноподчинённых предложениях. Перечислите те виды придаточных, которые мы уже изучили (определительные, изъяснительные, придаточные образа действия и степени). Повторим теоретический материал. Приём “Верно-неверно”. (Учащиеся заполняют таблицу, в которой в первом столбике записаны тезисы, а во втором нужно поставить “+”, если согласен с утверждением, и “-”, если не согласен). (слайд 9)
Критерии оценивания записаны на доске.
- 8 правильных ответов – “5”
- 6-7 правильных ответов – “4”
- 4-5 правильных ответов – “3”
Разбор отрицательных ответов. Обсуждаем по слайду неверное утверждение и даём верное.
Поработаем с текстом. Цель работы – подготовка к ГИА. Тексты раздаются учащимся. (слайд 11)
Какими симптомами и признаками скрытой манипуляции может воспользоваться наше сознание и интуиция? (2) Напомню главные. (3) Как только политик или диктор начинает говорить на птичьем языке, вворачивая малопонятные словечки вроде ваучера или секвестра, — значит, идет манипуляция (возможно, “вторичная”, когда и сам говорящий является марионеткой манипуляторов). (4) Если бы говорящий желал, чтобы его сообщение было понято и осмыслено, а не заучено или внушено, то он сделал бы его доходчивым и построил в форме диалога. (5) В нашей жизни, за исключением чисто профессиональных сфер вроде науки и техники, нет проблем, которые нельзя было бы изложить на доступном русском языке. (6) Непонятные слова имеют или целью подавить слушателя фальшивым авторитетом “эксперта”, либо выполняют роль шаманского заклинания и призваны оказать гипнотизирующий эффект. (7) Бывает также, что они — прикрытие самой наглой лжи, как это и было, например, в случае с ваучером. (8) В общем, язык — важнейшее диагностическое средство, недаром и врачи его смотрят. (С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием.)
- Секвестр – наложение ареста на имущество или временная передача спорного имущества, на которое претендуют две стороны, третьей стороне до решения в арбитраже спора о том, кому оно должно принадлежать.
- Ваучер (англ. voucher — “расписка, поручительство”) — письменное свидетельство, квитанция, документ, подтверждающий получение товара, услуги, скидки на товар или услуги.
- Приём “Покопаемся в памяти”
1. В каком предложении выражена основная мысль автора? (6)
2. К какому стилю и типу речи относится данный текст? (публицистический, рассуждение) (слайд 12)
3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово “манипуляция” (предложение 3) (слайд 13)
1. Сложный прием, сложное действие над чем-л. при работе руками.
2. Цирк. Показ фокусов, основанных на ловкости рук, на быстроте и точности движений кистей и пальцев.
3. Перен. Разг. пренебр. Ловкая проделка, махинация.
4. Тех. Действие манипулятора (в 3 знач.).
4. Какие средства выразительности используются в тексте? (слайд 14)
- ряды однородных членов
- фразеологические обороты
- вводные слова
- метафоры
- сравнительный оборот
5. Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (воспользоваться) (слайд 15)
6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. (изложить)
5. Назовите в третьем предложении деепричастный оборот.
(вворачивая малопонятные словечки вроде ваучера или секвестра)
6. В 4-м предложении найдите краткие страдательные причастия. Назовите их суффиксы.
(Понято, осмыслено, заучено, внушено)
7. Найдите и назовите номер предложения с придаточным определительным.
(5) [В нашей жизни, за исключением чисто профессиональных сфер вроде науки и техники, нет проблем], (которые нельзя было бы изложить на доступном русском языке).
ОСМЫСЛЕНИЕ.
- Как вы думаете, какие придаточные отвечают на вопросы где? куда? откуда? (придаточные места)
- Запишем тему урока (слайд 1). Назовите цель урока. (слайд 2 )
Анализ предложений (слайды 16-20)
- Что мы узнали о придаточных места? Что хотим узнать?
- Что обозначают придаточные места? (место или направление движения)
- На какие вопросы отвечают? (где? куда? откуда?)
- Могут ли быть в главной части указательные слова? (да; там, туда, оттуда)
- Назовите средство связи в таких предложениях. (союзные слова где, куда, откуда)
- Где может располагаться придаточное? (в любом)
Составьте кластер в тетради (слайд 21)
Игра “Третье лишнее” (слайд 22)
Задание: найдите предложение, которое не относится к СПП с придаточным места.
- Куда ветер дует, там и дождь идёт. (Пословица)
- В той стороне, куда несло плот, поднималось белое облачко водяной пыли. (Ю. Никитин)
- Везде, где солнце светит, товарищи у нас. (Ю.Щипачёв)
Закрепление материала.
- Упражнение 116. Докажите, что это предложение с придаточным места (по выбору учащихся любое). Схема предложения чертится на доске. Работа в паре.
- Упражнение 117. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания, только сложноподчинённые предложения с придаточными места (1,4,5,6). Я буду счастлива, если вам удастся избежать ошибок. Составьте их схемы. Проверьте себя. (слайд 23).
РЕФЛЕКСИЯ.
- Что вы узнали на уроке? Задайте не менее 5 вопросов по теме.
Отличное знание этого вида придаточных поможет вам подняться на ступеньку выше.
Разноуровневое тестирование.
- 1 группа – те, кто сегодня ни одной ошибки не допустил в заданиях.
- 2 группа – те, у кого были до 4 ошибок
- 3 группа – все остальные ребята
1 группа:
I. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите кружочком номера предложений, выбранных вами).
А. Я хочу рассказать вам, где мы отдыхали летом.
Б. Куда не обращаю взор везде синеет мрачный бор.
В. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
Г. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
1. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, исправьте их.
А. Б. В. Г.
2. Найдите СПП, в котором придаточное стоит в середине главного.
А. Б. В. Г.
3. Укажите предложение с придаточным места.
А. Б. В. Г.
II. Обведите кружком номера тех предложений, в состав которых входят придаточные места.
1. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
2. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
3. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр.
4. Я смотрел туда, где толпились люди.
2 группа:
I. Укажите сложноподчинённое предложение:
1). Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.
2) Безгранично лосниться пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотами. (Чехов.)
II. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите кружочком номера предложений, выбранных вами).
А. Они спрашивали, откуда мы пришли.
Б. Единственным местом, где можно было отдохнуть осталась беседка.
В. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Г. Я не знал где мы должны встретиться.
1. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, исправьте их.
А. Б. В. Г.
2. Найдите СПП, в котором придаточное стоит в середине главного.
А. Б. В. Г.
3. Укажите предложение с придаточным места.
А. Б. В. Г.
3 группа:
I. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Нам понадобиться проводник (1) в надёжности (2) которого (3) не было сомнений.
- 1
- 2, 3
- 3
- 1, 3
II. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное места?
Было невыносимо видеть, как плачет этот большой, сильный, волевой человек. (Полевой.)
Несколько минут он стоял неподвижно и старался определить, откуда доносился этот нарастающий гул. (Фадеев.)
Решено было идти завтра, если дождь перестанет. (Симонов.)
Где светлый луч, спускаясь вниз, по серым камням точит слёзы, ползут на чёрный кипарис гроздьями пурпурные розы. (Ахматова.)
ОТВЕТЫ (слайд 24)
1 группа:
I.
1. Б, В.
2.В.
3.Б.
II. 2, 4.
2 группа:
1.
II.
1. Б, Г.
2. Б.
3. В.
3 группа:
I. 1.
II. 4
Самопроверка. Выставление мотивированных оценок.
Итоги урока.
Домашнее задание буде зависеть от итогов деятельности каждого.
- Было мало ошибок или не было вовсе - параграф 13, упр. 118.
- Были ошибки - параграф 13, упр.119. (слайд 25)
Комментарии учителя к упражнениям.
- Стоит или не стоит употреблять иноязычные слова? Вот что говорят великие. Прислушаемся к их мнению. (слайд 26)
- Прошу вас: поставьте на доске вопросительный или восклицательный знаки, выражая своё отношение к уроку.
Использованные материалы
- Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Е.С. Барова, Л.Ю. Комиссарова, И.В Текучёва. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.: “Баласс”, 2010 год.
- Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Н.И. Исаева. Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 9 класс.- М.:“Баласс”, 2007 год
- alted.ru›oo43/doc/urok russkogo jaz.doc
- http://www.cendom.org/index/konspekt_i_prezentacija_k_uroku_russkogo_jazyka_quot_spp_s_pridatochnymi_mesta_quot/0-2099