Цели.
- Образовательная – углубить познания детей о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся.
- Развивающая – развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку.
- Воспитательная – воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.
Оборудование. Презентация, карточки с заданиями, проектные работы учащихся по фразеологизмам.
Ход урока
I. Оргмомент.
1) Проверка ранее полученных знаний.
Ребята, сегодня на уроке мы вспомним, что такое фразеологизмы. Вы о них говорили в начальной школе. Кто скажет, что же такое фразеологизмы?
Слайд №1.
В каком значении употребляются слова во фразеологизмах?
Слайд № 2.
2) Работа с учебником.
Выполнение упражнения № 266 (устно).
II. Объяснение нового материала.
Каждый фразеологизм можно заменить одним словом или выражением. Как мы назовем такие слова? (синонимы)
Слайд № 3 - выполнить письменно.
Если можно подобрать к фразеологическому обороту синоним, значит, можно подобрать и антоним.
Подберите синоним и антоним к фразеологизму КОТ НАПЛАКАЛ.
Работа на карточках.
Найти к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное в правой, соединить их линией.
В нашей речи мы очень часто употребляем фразеологизмы. А как правильно сделать синтаксический разбор предложения, в котором есть такое выражение?
Слайд № 4
Какой фразеологизм мы встретили в этом предложении? Что он обозначает? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к вашим проектам. Об этом выражении нам расскажет___________. (Слайд № 5)
При выполнении своих проектов, я думаю, вы заметили, что многие фразеологизмы пришли из народной речи, а некоторые из греческой и римской мифологии. Давайте послушаем несколько выступлений. (3-4 выступления)
Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они делают нашу речь эмоциональнее, ярче. Но не надо забывать, что эти выражения надо употреблять правильно и уместно.
На доске предложения, если необходимо, исправьте в них речевые ошибки.
- Вот выдержишь экзамены и будешь вольным казаком.
- Они настоящие враги, их просто водой не разольешь.
- Я знал городские переулки как мокрая курица.
III. Закрепление. Творческая работа.
Написать сочинение-миниатюру “На уроке”, используя фразеологизмы: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений) Проверка задания.
IV. Подведение итогов.
Слайд № 6
V. Домашнее задание. Параграф 34, упр. 269.
Дополнительное задание: заменить слова фразеологическими оборотами.