"Фразеологизмы". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели.

  • Образовательная – углубить познания детей о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся.
  • Развивающая – развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку.
  • Воспитательная – воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.

Оборудование. Презентация, карточки с заданиями, проектные работы учащихся по фразеологизмам.

Ход урока

I. Оргмомент.

1) Проверка ранее полученных знаний.

Ребята, сегодня на уроке мы вспомним, что такое фразеологизмы. Вы о них говорили в начальной школе. Кто скажет, что же такое фразеологизмы?

Слайд №1.

В каком значении употребляются слова во фразеологизмах?

Слайд № 2.

2) Работа с учебником.

Выполнение упражнения № 266 (устно).

II. Объяснение нового материала.

Каждый фразеологизм можно заменить одним словом или выражением. Как мы назовем такие слова? (синонимы)

Слайд № 3 - выполнить письменно.

Если можно подобрать к фразеологическому обороту синоним, значит, можно подобрать и антоним.

Подберите синоним и антоним к фразеологизму КОТ НАПЛАКАЛ.

Работа на карточках.

Найти к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное в правой, соединить их линией.

В нашей речи мы очень часто употребляем фразеологизмы. А как правильно сделать синтаксический разбор предложения, в котором есть такое выражение?

Слайд № 4

Какой фразеологизм мы встретили в этом предложении? Что он обозначает? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к вашим проектам. Об этом выражении нам расскажет___________. (Слайд № 5)

При выполнении своих проектов, я думаю, вы заметили, что многие фразеологизмы пришли из народной речи, а некоторые из греческой и римской мифологии. Давайте послушаем несколько выступлений. (3-4 выступления)

Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они делают нашу речь эмоциональнее, ярче. Но не надо забывать, что эти выражения надо употреблять правильно и уместно.

На доске предложения, если необходимо, исправьте в них речевые ошибки.

- Вот выдержишь экзамены и будешь вольным казаком.

- Они настоящие враги, их просто водой не разольешь.

- Я знал городские переулки как мокрая курица.

III. Закрепление. Творческая работа.

Написать сочинение-миниатюру “На уроке”, используя фразеологизмы: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений) Проверка задания.

IV. Подведение итогов.

Слайд № 6

V. Домашнее задание. Параграф 34, упр. 269.

Дополнительное задание: заменить слова фразеологическими оборотами.