Пояснительная записка.
Разработанный урок русского языка в 6 классе по теме «Повелительное наклонение» с применением ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) соответствует целям, обеспечивающим реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку. Урок построен на основе элементов проблемного метода, что позволяет осуществлять развивающее обучение, совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, а также формировать умение анализировать, классифицировать языковой материал, работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Урок с применением ЭОР позволяет сделать учебное занятие мобильным, ярким и насыщенным за счёт рационального использования учебного времени и аудио-визуальных средств. К тому же ЭОР позволяет педагогу разнообразить приёмы обратной связи, эффективно провести контроль учебных достижений школьников.
Целеполагание: дать понятие о повелительном наклонении глагола, формировать умение правильно образовывать форму повелительного наклонения у глагола и находить его в тексте; познакомить с правописанием мягкого знака в глаголах повелительного наклонения
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: ноутбук, мультимедиаэкран, ЭОР (электронные образовательные ресурсы: информационный, практический, контрольный модули), раздаточный материал, цветные конверты с разноуровневым материалом для домашнего задания.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи.
Лингвистическая задача.
– О каком наклонении идёт речь?
На экране записи (Слайд 1):
- «Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времён – в настоящем, прошедшем и будущем».
- «Я могло бы произойти, но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ».
– Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?
(После прочтения каждой записи учащиеся указывают на признаки, по которым определили наклонение глагола.)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним наклонением глагола и его образованием.
Посмотрим на экран и послушаем считалку из мультфильма «Цветик-семицветик».
(Слайд 2)
– Глаголы какого наклонения употреблены в считалке? Подсказкой послужит однокоренное слово.
На экране текст (Слайд 3)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Облети вокруг земли,
Быть по-моему вели!
– Тема нашего урока : «Повелительное наклонение». (на экране)
Постановка цели и задач урока. Формулируют учащиеся цель урока, используя опыт предыдущих уроков.
II. Анализ языкового материала с привлечением ЭОР.
– Что обозначают глаголы в повелительном наклонении? Как они образуются?
Обратимся к информационному материалу на слайде (Слайд 4)
ЭОР №3.
После знакомства с информацией о повелительном наклонении глагола и его образовании читаем высказывание «Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности, и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем».(Слайд 5)
– О каком наклонении идёт речь? Назовите слова, которые помогли определить наклонение глагола.
– Предлагаю составить схему-формулу образования глаголов в повелительном наклонении.
(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
Записать на доске и в тетрадях.
Пример:
- читает – читай – читайте
- смотрит – смотри – смотрите
- решит – реши – решите
– Что представляют собой глаголы в повелительном наклонении?
Прочитать схему образования глаголов повелительного наклонения.
Повелительные глаголы и некоторые частицы.
Запишем схематично:
Гл. 1 л. мн.ч. или гл. 3 л. + частицы (пусть, пускай, давай, да)
Отработка навыка в образовании глаголов повелительного наклонения.
Работа с раздаточным материалом. Заполнение таблицы.
– Рассмотрим правописание глаголов повелительного наклонения.
На экране слова:
- СПРЯЧЬ
- ОСТАВЬ
- ОТРЕЖЬ (Слайд 6)
– Как образованы глаголы? (от глаголов будущего времени без суффикса)
Что представляют собой глаголы? (это глаголы повелительного наклонения в форме 2-го лица единственного числа)
Что можно сказать о правописании этих глаголов? (ь на конце шипящих и мягких согласных).
Поставьте эти глаголы в форме 2-го лица множественного числа.
На экране слова:
- СПРЯЧ(?)ТЕ
- ОСТАВ(?)ТЕ
- ОТРЕЖ(?)ТЕ (Слайд 7)
Как вы думаете, нужно ли написать на месте вопроса мягкий знак? (Проблемный вопрос)
Чтобы дать однозначный ответ, обратимся к информационному материалу на слайде. (Слайд 8)
Знакомство с материалом, размещённым в ЭОР№4.
А теперь вернёмся к словам и ответим, нужно ли написать на месте вопроса мягкий знак?
Наблюдение над предложениями с глаголами повелительного наклонения.
– Поговорим об употреблении глаголов в повелительном наклонении.
Вызванный к доске ученик выполняет синтаксический разбор предложения:
Береги платье снову, а честь смолоду.
Вопросы по предложению: Что представляет собой данное предложение? (Пословица). Объясните смысл. Какое предложение по цели высказывания? Названо ли в предложении лицо, к которому относится действие?
Сделайте вывод о цели высказывания предложений с глаголами в повелительном наклонении, о строении предложений с глаголами в повелительном наклонении.
III. Закрепление знаний, полученных при анализе языкового материала.
– Мы получили необходимые научные знания по изучаемой теме, далее будем учиться применять их на практике.
– А сейчас попробуем выполнить практикум по изученной теме с применением ЭОР.
(Слайд 9)
Контрольная работа (Слайд 10) выполняет один ученик.
IV. «Готовимся к ЕГЭ».
Анализ текста.
Мама…Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, чего ты хочешь, что у тебя болит. (Ю.Яковлев)
- Прочитайте текст.
- Определите тип речи. Ответ аргументируйте.
- Выпишите предложение(-я) с глаголом(-ами) в повелительном наклонении.
- Определите роль глаголов в повелительном наклонении в выписанном предложении.
V. Домашнее задание.
Взять конверт определённого цвета, показывающий уровень сложности заданий.
VI. Итоги урока.
– По каким признакам узнаем глагол в повелительном наклонении?
– Какова сфера употребления глаголов в повелительном наклонении?
Выставление отметок за работу на уроке.