Урок развития речи с элементами дебатов. Подготовка к сочинению-рассуждению по произведению И.Маслова. 11-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (321 кБ)


Цели урока:

  • подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С);
  • показать способы подбора аргументов;
  • развивать умение строить монологическое высказывание на общественно-политическую тему;
  • создать опыт публичных выступлений на общественно-политическую тему.

Задачи:

  • проанализировать текст, предложенный преподавателем;
  • познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему;
  • сформулировать авторскую позицию;
  • сформировать у учеников собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их.

Оборудование: компьютерная презентация, отпечатанный текст и задания к нему

ХОД УРОКА

Слово учителя: Сегодня на уроке мы, проанализировав содержание текста, должны определить, какие проблемы в нём подняты; выявить авторскую позицию; подумать, согласны ли вы с автором , решить, какие аргументы, подтверждающие справедливость точки зрения автора или опровергающие её, можете привести. Результатом должно стать сочинение, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания С единого государственного экзамена.

I. Подготовительный этап

1. Класс делится на 3 группы: 1 группа – У (утверждающие), 2 группа – О (отрицающие), 3 группа – эксперты.

2. Формулирование темы дебатов

3. Подбор материалов по теме

4. Словарная работа:

Дискуссия – обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения.
Дебаты – обсуждение вопроса
Спикер
Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контр­аргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.

5. Повторение правил ведения дебатов:

1) Утверждай и доказывай
2) Слушай
3) Опровергай и доказывай
4) Не перебивай
5) Говори спокойно

II. Усвоение содержания текста

1. Самостоятельное чтение текста И.Маслова

1) Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века, – первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (З)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (Ю)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.
(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране.
(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентации. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.
(18)Тенденция к самореализации – знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все.
(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них – хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.
(26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие.

(По И. Маслову)

Маслов Илья Александрович (1935-2008) – поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящённых истории.

2. Выполнение заданий к тексту (в группах) и последующая беседа по этим вопросам.

1) Какой теме посвящён текст? (Современным подросткам)

2) Какие проблемы рассматриваются автором?

1. Проблема определения жизненных приоритетов (Что влияет на выбор жизненных установок современных подростков? Каковы их жизненные приоритеты?)
2. Проблема влияния эпохи на формирование нравственных ориентиров и основных жизненных установок молодого поколения (Как влияет характер эпохи на формирование отношения к жизни и нравственных ценностей молодёжи?)
3. Проблема сравнения современных подростков и подростков прошлых времён (Стали ли современные подростки хуже?)

3) Какие качества, по мнению автора, характерны для современных подростков?

  • Всё взять, всё иметь, всё успеть
  • Хитрее и практичнее взрослых
  • Дети хотят быстрее вырасти, чтобы свободно распоряжаться деньгами
  • Жаждут учиться, делать карьеру и для этого готовы много работать.

4) Каковы жизненные приоритеты подростков?

– На первом месте у них – хорошая работа, карьера и образование

3. Сформулировать тезисы статьи, записать их в тетради, выбрать один для обсуждения (для команды «У»)

Сформулировать антитезис (команда «О»)

1. На выбор подростками своих жизненных приоритетов сегодня влияют целевые установки общества; большое влияние оказывает телевидение, круг общения; на первом месте у юного поколения – хорошая работа, карьера и образование.

2. Современные подростки отличаются от своих сверстников, сформировавшихся в эпоху застоя, практичностью, определённостью жизненных установок; одни убеждены, что взрослые должны удовлетворять их потребности; другие не ждут, что им всё даст государство, а стремятся к самореализации.

3. Современные подростки не хуже и не лучше, они живут в другое время, в другом обществе и отличаются от своих сверстников прошлых времён и ярко выраженным стремлением к самореализации, и стремлением к удовлетворению своих всё возрастающих потребностей.

Слово учителя: Мы определили, какова позиция автора текста . При выполнении задания С вам предстоит написать, согласны ли вы с точкой зрения автора, почему; свой ответ нужно аргументировать, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Давайте обсудим следующий тезис (позицию автора): «На выбор подростками своих жизненных приоритетов сегодня влияют целевые установки общества; большое влияние оказывает телевидение, круг общения!»

III. Дебаты

В дебатах участвуют две команды (координаторы представляют членов своей команды). Состязания пройдут в три раунда. Во время каждого участники дебатов представят аргументы, подтверждающие или отрицающие справедливость вывода, к которому пришёл автор текста. После выступления оппонентов каждой команде разрешено задавать вопросы, выявляющие слабые места в позиции противника и способствующие укреплению собственной. Оратор (спикер, зритель или секретарь) должен начинать свое выступление обращением к ведущему "Уважаемый председатель...". Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму "Уважаемый (Уважаемая)…" или любую другую вежливую форму. Участники на протяжении дебатов имеют право задавать вопросы и представлять информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: "Вопрос" или "Информация".

Все присутствующие на занятии объявляются судейской коллегией, которая внимательно следит за выступлениями, фиксирует доводы “за” и “против”. Её роль будет состоять в том, чтобы решить, чья команда была более убедительна, и сделать соответствующие отметки о победителе в конце каждого раунда (бланки лежат на столах). При обсуждении каждого раунда члены судейской коллегии могут и сами задавать вопросы участникам дебатов.

За регламентом выступлений следит хранитель времени, его роль состоит в том, чтобы помочь выступающим соблюсти регламент (3-4 минуты на выступление).

Гости, приглашенные на занятие, – верховные судьи, именно за ними будет последнее слово в определении победителя дебатов.

Жеребьёвка решает, какая команда – утверждающая, а какая – отрицающая сторона.

1. Выступления сторон:

У1. Уважаемые судьи, уважаемые оппоненты и гости, представляю вам нашу команду… Проблема, которую мы сегодня будем обсуждать, связана с выбором жизненных приоритетов современными подростками. Вы знакомы с выводами, к которым пришёл автор проанализированного текста. Наша задача состоит в том, чтобы убедить вас в справедливости его заключения: «На выбор подростками своих жизненных приоритетов сегодня влияют целевые установки общества; большое влияние оказывает телевидение, круг общения!»
Мы хотели бы обратить внимание присутствующих на ряд фактов, свидетельствующих о том, что целевые установки общества оказывают влияние на выбор подростками жизненных приоритетов. Наша жизнь, изменения в политической, социальной, финансовой деятельности – сами диктуют новые порядки и новые ценности. И затрагивает это не только молодежь, но и большинство зрелого поколения. Люди просто начинают терять голову, от возможностей, но реализация этих возможностей – не всем под силу. Вот тут и начинается, «сделать, получить любой ценой», тут и теряется целостность ценностей, и с этим ничего не поделать. И потом, современная молодежь как раз адекватно смотрит на многие вещи. Что надо работодателю от нас? От молодых специалистов? – не наши знания, а конечный результат, а это прибыль, следовательно отсюда и повышение благосостояния, заработная плата и т д . А вот как человек будет добиваться этого результата, это мало кого волнует. Молодые люди это очень отчетливо понимают – отсюда и отношение «ты – мне, я – тебе».
Таким образом, на выбор подростками своих жизненных приоритетов сегодня влияют целевые установки общества.

У2.Уважаемый председатель!На выбор подростками своих жизненных приоритетов большое влияние оказывает телевидение. Молодежь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбируют личность, вырабатывают конкретные отрицательные установки и не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на комплекс действий и поступков отдельных индивидов.
Телевидение помогает сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в жизни. Все мы помним фильм «Бригада», где бандиты показывали примеры жестокости, насилия, а многие подростки стали им подражать и сделали их своими кумирам. В итоге по всей стране возникли бандитские молодёжные группировки. Среди школьников, большинство предпочитает смотреть развлекательные передачи и с криминальным уклоном. Подростки смотрят телевизор в основном днем и вечером в период примерно с 15.00 до 00.00, как раз в это время TV-программа перенасыщена криминальными программами. Пиво, сигареты, разврат – всё это пропагандируют телевидение и Интернет. Этим и объясняется то, что у многих подростков формируются неверные приоритеты. На выбор подростками своих жизненных приоритетовбольшое влияние оказывает телевидение.

У3. Уважаемый председатель!На выбор подростками своих жизненных приоритетов большое влияние оказывает круг общения подростков. В качестве доказательства хочу привести в пример книгу известного американского писателя Джером Дейвид Сэлинджера "Над пропастью во ржи", В центре романа – неизменно актуальная для каждого поколения людей проблема – вступление в жизнь молодого человека, сталкивающегося с суровыми реалиями жизни.
Герой Сэлинджера Холден Колфилд . В начале романа круг житейских наблюдений героя достаточно узок, Холдена никак не назовешь благонравным юным джентльменом; он бывает и ленив, и без особой на то надобности лжив, непоследователен и эгоистичен. . В последних главах романа он выглядит уже гораздо терпимее и рассудительнее. Холден начинает замечать и ценить такие положительные качества как приветливость, радушие и воспитанность, столь распространенные среди его сограждан в повседневном общении.
Бунт Холдена доводит до логического завершения не он сам, а его младшая сестра Фиби, готовая ринуться навстречу новой жизни.
Брат и сестра Колфилды остаются в Нью-Йорке, потому что бежать всегда проще, нежели, собравшись с духом, продолжать отстаивать гуманистический идеал – бесхитростный, очевидный и труднодостижимый, как и все романтические грезы юности.

О1. Уважаемые судьи, уважаемые оппоненты и гости, разрешите представить вам нашу команду… Мы выслушали эмоциональное выступление наших оппонентов и готовы доказать, что целевые установки общества, телевидение, круг общения по большому счёту не влияют на выбор подростками жизненных приоритетов.
Круг общения по большому счёту не влияет на выбор подростками жизненных приоритетов.
Действительно, подростки больше прислушиваются к свер­стникам. Но исследования показы­вают: уберечь их от асоциальных поступков могут не только пример кумира и страх, но и пример зна­чимого взрослого. Таким взрослым может быть кто-то из родственни­ков, или тренер, к примеру, сосед, если он хорошо влияет на ребенка. Но мы считаем, что огромное влияние на выбор жизненных приоритетов подростами оказывают не его сверстники, друзья, а родители. Формирование характера , поведения подростков прежде всего формируется в семье. Большинство из нас в первую очередь прислушиваются к советам родителей, а не друзей. Круг общения по большому счёту не влияет на выбор подростками жизненных приоритетов.

О2. Уважаемый председатель! Мы готовы доказать, что телевидение не влияет на выбор подростками жизненных приоритетов. Мы провели экспресс-опрос наших друзей и выяснили: Современные подростки телевизор не смотрят. 7 из 10 опрошенных наших друзей вообще не смотрят телевизор, иногда слушают музыкальные каналы, а в Интернете посещают сайты общения, в основном «В контакте». И мы очень скептически относимся к тому, о чём читаем в Интернете и видим по телевизору. Мы понимаем, что телевидение – это средство зарабатывания капитала для некоторых.

О3. Уважаемый председатель! Мы считаем, что целевые установки общества тоже не влияют на выбор жизненных приоритетов подростков…
Всё человечество, несмотря на внешние отличия, стремится к одним и тем же целям. Мы хотим жить вечно, обладать совершенным знанием и быть совершенно счастливыми. Если изучить историю человеческого общества, то можно увидеть, что деятельность всех государств была направлена именно на эти цели. Но, к сожалению, сейчас мы не имеем ни одного примера, где можно было бы показать возможность достижения людьми этих целей. Многие люди теряют смысл жизни и становятся обузой для своего окружения. Будучи не востребованным, человек чувствует себя ненужным, что приводит к высокому проценту самоубийств в таком обществе. Молодёжь не интересуется политикой, любыми путями старается откосить от службы в армии. И получается , что целевые установки такого общества для большинства подростков кажутся ложными и никак не могут влиять на выбор подростками жизненных приоритетов. Каждый из нас сам определяет свои жизненные приоритеты и никто не сможет оказать на это влияние. Итак, целевые установки общества чаще тоже не влияют на выбор жизненных приоритетов подростков.

2. Перекрёстные вопросы команд

IV. Анализ результатов. Слово судейской коллегии

  • Чьё выступление вам понравилось? Почему?
  • Были ли отходы от основной темы? Почему?
  • Оцените общую культуру участников.
  • Что бы вы предложили изменить в процедуре проведения дебатов?
  • Достигнута ли главная цель?

V. Домашнее задание: используя материалы урока, написать сочинение-рассуждение по тексту Маслова.