Цели:
- отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные,
- правильно проверять слова;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
- воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостям.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать
Начнем же урок, не будем зря время терять.
Психологический настрой.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас своим теплом, но и придаст нам сил и уверенности в знаниях.
А сейчас давайте запишем дату нашего урока.
Дата / месяц. Классная работа.
(Слайд - изображение пчел). (Обратить внимание на картинку с изображением пчел).
Кто изображен на картинках? (Пчелы).
А что интересного вы можете рассказать о пчелах? (Ответы детей).
- Пчёлы живут большими и дружными семьями. В одной семье тысячи пчёл.
- К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме.
- Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели.
- Пчёлы приносят мёд, строят соты, запечатывают ячейки.
- А знаете ли вы, что пчелы распределяют между собой обязанности. Есть пчелки – строители. Они замазывают щели клеем – прополисом.
Пчелки - сборщицы. Они собирают нектар и опыляют растения.
Пчелы - сторожа. Они охраняют вход в улей.
Пчелы- уборщицы. Они своими крыльями подметают дно ульев.
А самая главная королева – пчел.
А сегодня мы будем пчелками, такими же трудолюбивыми.
Для начала давайте нектаром заполним соты.
II. Словарная работа. Игра “Заполни соты нектаром”.
Слова: с...бака, ов...щи, б...реза, М...сква, дев...чка.
(Дети помещают нужную капельку меда в соты - вставляют пропущенные буквы).
Как называются эти слова? (Словарные слова).
- Какое слово “лишнее”? Почему?
Овощи - это существительное множественного числа, а остальные - сущ. ед. числа.
Москва - это существительное собственное, а остальные – сущ. нарицательные.
Девочка - это сущ., где безударная гласная в суффиксе, а у остальных сущ. – безударная гласная в корне слова.
- Какое задание можете предложить с данным словом? (звукобуквенный анализ, подбор однокоренных слов, составить предложение).
- К какой орфограмме относятся эти слова? (Безударные гласные)
- Что нам известно о безударных гласных? (Проверяемые ударением и непроверяемые ударением).
- Какими правилами мы пользуемся в таких случаях? (Правило).
ФИЗМИНУТКА.
Пчелка летала, над цветком жужжала (медленный бег на носочках, руками делаем взмахи вверх-вниз)
Села, посидела, и нектар поела (присесть, покачать головой вниз - вверх)
Крылья опустила, вновь их подняла (встать и поднять руки)
Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руками делаем взмахи вверх-вниз)
III. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы закрепим знания о безударных проверяемых гласных. Итак, пчёлки в путь - опылять цветы.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Игра “Опыляем цветы”.
(Слайд – изображение пчел на цветах со словами: цв...ток, п...лянка, тр...ва, р...са, л...сток). Задание:
- Прочитай. Подбери проверочные слова. Запиши сначала проверочное слово, затем слово с орфограммой – безударной гласной в корне слова. Обозначь орфограмму.
А какое обратное задание можем предложить нашим пчелкам. (Задания детей).
2. Восстановление предложения. (Работа в парах).
Задание:
Составь и запиши предложение, выстроив пчёл по порядку.
Пчёлы летают друг за другом вереницей.
- Что значит слово вереницей.
Вереница - ряд одинаковых предметов, расположенных или следующих друг за другом цепью, один за другим.
А какое обратное задание можем предложить нашим пчелкам. ( Задания детей).
- Подчеркнуть главные члены предложения.
- Определить части речи слов.
- Определить орфограммы.
3. Игра “Заселяем ульи”. ( SOS)
Задание: вставить пропущенную гласную букву и подбери проверочное слово.
М...чи (мячи) | Сл...зал (слизал) | Сп...шиите (спишите) | Л...са (лиса) |
М...чи (мечи) | Сл...зал (слезал) | Сп...шиите (спешите) | Л...са (леса) |
V. Итог урока.
Королева пчел видела, как вы трудились, старались на уроке. Ей очень интересно, как бы вы ответили на ее предложения
- Я узнал...
- Я повторил...
- Я запомнил...