Повторение темы "Деепричастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Место урока в теме: последний урок в теме «Деепричастие», во всём учебном курсе – урок № 52.

Название учебных пособий и программа: Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы.  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2010. Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык, 7 кл. – М.: Просвещение, 2011.

Цель урока: закрепить и обобщить знания  и умения воспитанников по теме «Деепричастие».

Задачи урока:

  • когнитивные:
    • формировать умение отличать деепричастие от других частей речи;
    • формировать умение правильно употреблять в речи деепричастия.
  • операциональные:
    • развивать аналитические способности;
    • уметь анализировать роль деепричастий в художественном тексте, оценивать их выразительные возможности;
  • аксиологические:
    • развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;
    • использовать деепричастия и деепричастные обороты в собственной речи.

Тип урока – урок систематизации и обобщения изученного материала.

Методы: практический, частично-поисковый.

Применение элементов инновационных технологий:

  • интеграция,
  • дифференцированное обучение,
  • элементы эвристического поиска,
  • использование иллюстративного материала из областей «Литература», «Искусство».

Формируемые компетенции:

  • учебно-познавательная компетенция: активизация познавательной деятельности воспитанников осуществляется через  решение нестандартных лингвистических ситуаций;
  • коммуникативная компетенция: кадеты учатся правильно употреблять в своей письменной и устной речи деепричастия с целью избежания речевых ошибок;
  • ценностно-смысловая компетенция: воспитанники получают осознанное представление о необходимости владения нормами употребления деепричастий, о их значимости в языковой системе, а также о необходимости усвоения теоретического материала и практического его применения для успешной сдачи выпускных экзаменов;
  • информационная компетенция: в ходе урока кадеты знакомятся с картинами выдающегося русского пейзажиста 19 века;
  • культурологическая компетенция: развивается эстетический вкус, повышается культурный уровень воспитанников через обращение к произведениям искусства и художественным текстам. 

Формы организации урока: урок по систематизации и закреплению изученного материала.

Оборудование: учебники, карта урока, средства ИКТ.

Количество кадет в классе: 20 человек.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Слово преподавателя. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы начинаем урок с чтения текста.

Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Всё стало видно. Бледно-серое небо светлело, холодело; звезды, мигая слабым светом, исчезали; отсырела земля, ранний ветерок уже пошел бродить,  порхая над землею. Проснувшись, всё зашевелилось, запело, зашумело. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы…

– Знаком ли вам текст? (Да.)
– Кто является его автором? (И.С. Тургенев.)
– Из какого произведения взят этот отрывок? („Бежин луг“)
– Прочитайте ещё 1 отрывок и назовите, из какого произведения И.С. Тургенева он взят?

Гроза надвигалась. Впереди выступала лиловая туча, медленно поднимаясь из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты, тревожно шевелясь, лепетали... Сильный ветер, внезапно загудев в вышине, раскачивал деревья. Резко застучав, зашлепали по листьям крупные капли дождя; сверкнула молния, и гроза разразилась.

«Бирюк»

– Что объединяет эти тексты? (Картины природы. Пейзаж.)
– Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о произведениях И.С. Тургенева? (На уроках литературы изучаем сейчас произведения И.С. Тургенева.)
– Часто ли в произведениях  И.С. Тургенева мы встречаемся с описанием природы? (Да. И.С. Тургенев – мастер словесного пейзажа.)
– Почему в произведениях XIX в. очень много описаний природы? Какие способы изображения природы существовали в то время? (В то время фотография и видео ещё не приобрели такого широкого применения, как сейчас, поэтому с описанием природы мы встречаемся в художественных произведениях.)
– В художественных произведениях мы находим описание природы, а куда мы можем обратиться, чтобы увидеть пейзаж? (В музей, картинную галерею.)
– Сегодня мы с вами совершим экскурсию в картинную галерею известного русского пейзажиста XIX века И.И. Левитана, картины которого до сих пор привлекают нас.
– Что такое картинная галерея? (1. Часть здания, имеющая удлинённую форму; 2. Верхний ярус зрительного зала; 3. Название многих художественных музеев.)
– Какие галереи вы знаете? (Слайды.)
– От кого мы получаем информацию о картинах? (От экскурсовода.)

Запись словарных слов галерея, экскурсовод в тетрадь и объяснение их значения.

– Я сегодня выступаю в роли экскурсовода и познакомлю вас с творчеством великого русского пейзажиста.

III. Работа по теме урока

1. Слово преподавателя

Сначала преподаватель рассказывает, а потом текст появляется на слайде.

Исаак Левитан, открыв в XIX веке скромную красоту русской природы, стал великим пейзажистом своего времени. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре превзошёл их. Художник сумел найти то, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его возвращаться к картине снова и снова. Открыв тайны русской природы, наполнив пейзаж чувствами, Левитан сделал природу очаровательной.
Великий мастер умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытожив искания лучших русских умов того времени. 

Задание: Найдите в тексте ту часть речи, которую мы с вами изучали на последних уроках.

2. Сообщение темы, постановка цели урока

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Какая часть речи называется деепричастием?
– Какова роль деепричастий в тексте? Попробуйте убрать их из текста. Что получится?
Вывод: деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Деепричастия помогают дорисовать основное действие, наполняют речь динамикой, действием.

3. Начинаем нашу экскурсию с картины „Июньский день“ (1890-е)

– Что вы видите на картине?
– Какие действия происходят в природе?
– Какие чувства вызывает у вас картина?

(Воспитанники называют. На слайде появляются глаголы.)

– Образуйте от данных глаголов деепричастия, запишите их, обозначьте суффиксы деепричастий и вид.

Расцветать –
Проплывать –
Расстилаться –
Пожелтеть –
Зазеленеть –
Насладиться –

Вывод: деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путём прибавления суффикса -а (-я); деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределённой формы глаголов совершенного вида путём прибавления суффиксов -в, -вши, -ши.

4. Картина „Солнечный день“

Левитан очень любил рисовать природу в ясные дни, когда солнечный лучик играл на зелёных листиках деревьев, которые покачивались от лёгкого дуновения ветерка. Смотря на эту картину, на ум приходят слова:

Шелестя
Заслонив
Освещая
Закрывая
Смешавшись

Задания по группам: кадеты 3-4 групп подбирают зависимые слова к деепричастиям на слайде, а кадеты 1-2 групп составляют предложения с данными деепричастиями.

Вывод: деепричастие + зависимые слова = деепричастный оборот.

5. Работа с текстами разных стилей

– А вот как описывает природу И.С.Тургенев.

Небо ясно… Утре…яя з…ря (не)пылающая пожаром разливается кротким румянцем4. Солнце мирно всплывая из-под узкой и длинной тучки свежо сияет погружаясь в лиловый туман4... Но вот хлынули играющие лучи,– весело и величаво взлетая поднимается могучее светило. Появляются высокие облака, подобно островам ра…броса…ым по разливш…ся реке. (Бледно)лиловый цвет небосклона не изменяясь во весь день нигде не темнеет.

«Бежин луг» 

– К какому стилю вы отнесёте этот текст? (К художественному стилю.)
– Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
– Что вы можете сказать о постановке знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах?
– От какого слова мы задаём вопрос к причастному обороту? А к деепричастному?
– Сколько в тексте причастных оборотов? (2) Деепричастных? (4)

Вывод: на письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения, а причастный оборот выделяется запятыми, если он стоит после определяемого слова.

– Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Чтение текста в рабочей тетради.

Природные зоны в соответствии с уменьшением количества осадков сменяются с востока на запад. На востоке распространены высокотравные саванны. Это прекрасные пастбища и плодородные равнины. Здесь растут акации, алоэ, травы, имеющие мощные корневища, молочаи, ярко цветущие в летний период. Западнее преобладают опустыненные саванны, простираясь на большую часть Калахари.

– К какому стилю речи относится данный текст? (К научно-популярному.)
– Текст вам знаком? (География. Южная Африка, Южно-Африканское плоскогорье.)
– Давайте посмотрим, сколько в этом тексте употреблено причастных и деепричастных оборотов. (ПО – 2, ДО – 1.)

Вывод: причастные и деепричастные обороты характерны для художественного стиля речи.

6. Картина „Луг на опушке леса“ (1898)

Густо затенённая стена леса ограждает россыпь цветов среди высоких некошеных трав. В буйстве цветения — торжество зрелого среднерусского лета. Торжество нежное, целомудренное, но такое радостное в своей полноте, такое зазывно-манящее.
На картине мы видим, что:
1) Лесная опушка покрылась луговыми цветами. Она преобразилась и посветлела.
2) Цветы радуются солнцу. Они покачиваются под тёплым ветерком.
3) Тёмная зелень деревьев кажется мрачной. Она контрастирует с  нежными цветами.

7. Картина „Озеро“ (1900)

Эту картину Левитан написал незадолго до своей смерти, и она осталась неоконченной. Тем не менее, она считается главным произведением позднего Левитана, «лебединой песнью» художника.
Вода, обладая магической силой, притягивает к себе людей, завораживает их. Глядя на воду, человек погружается в себя, в своё прошлое, пытается увидеть своё будущее. Наверное, неслучайно и Левитан  на своей последней картине изобразил озеро, в котором отражаются предметы реального мира. Кто знает, о чём думал художник, смотря в прозрачные воды этого небольшого озера.
Картина не оставила равнодушными и ваших сверстников, посетивших галерею. Позже они написали сочинение по этой картине, но, к сожалению, некоторые допустили ошибки в предложениях с деепричастными оборотами. Давайте поможем им их исправить и разобраться, почему они были допущены.

Запишите исправленные предложения.

  1. Любуемся деревьями, отражаясь в воде.
  2. Солнце спряталось за облаками, покрывая всё небо.
  3. Художник изображает берег озера, убегая вдаль.
  4. Стальная гладь воды отражает низкое небо, затянув его холодными облаками.

Вывод: и основное, и добавочное действия (глагол – сказуемое и деепричастие – обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу. В некоторых предложениях употребление деепричастий невозможно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Что мы сегодня делали?
– Что мы узнали?
– Назовите имена людей, которые изображают природу по-разному.
– Как и с помощью чего можно запечатлеть окружающий мир, природу?

– Сегодня мы увидели, как замечательный русский художник И.И. Левитан с помощью кисти и красок постарался передать на холсте неповторимые красоты русской природы, а И.С. Тургенев рисовал пейзажи словами. Вслед за И.С. Тургеневым попробуйте и вы словами передать то, что художники изображают кистью.

V. Задание на самоподготовку

1-2 группы: написать отзыв о картине (+ собственные впечатления).
3-4 группы: описать видимое вами на картине.

– Не забудьте о причастных и деепричастных оборотах, которые помогут полнее и образнее выразить ваши мысли.

– Я надеюсь, что эта встреча с прекрасным не только оставит след в вашей душе и вдохновит на написание творческой работы, но и поможет в искусстве другими глазами посмотреть на картины художников-пейзажистов,  в литературе – глубже понять замысел автора, использующего описания природы для создания образов.

VI. Выставление оценок за урок и комментарий к оценкам