Место урока в теме: последний урок в теме «Деепричастие», во всём учебном курсе – урок № 52.
Название учебных пособий и программа: Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2010. Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык, 7 кл. – М.: Просвещение, 2011.
Цель урока: закрепить и обобщить знания и умения воспитанников по теме «Деепричастие».
Задачи урока:
- когнитивные:
- формировать умение отличать деепричастие от других частей речи;
- формировать умение правильно употреблять в речи деепричастия.
- операциональные:
- развивать аналитические способности;
- уметь анализировать роль деепричастий в художественном тексте, оценивать их выразительные возможности;
- аксиологические:
- развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;
- использовать деепричастия и деепричастные обороты в собственной речи.
Тип урока – урок систематизации и обобщения изученного материала.
Методы: практический, частично-поисковый.
Применение элементов инновационных технологий:
- интеграция,
- дифференцированное обучение,
- элементы эвристического поиска,
- использование иллюстративного материала из областей «Литература», «Искусство».
Формируемые компетенции:
- учебно-познавательная компетенция: активизация познавательной деятельности воспитанников осуществляется через решение нестандартных лингвистических ситуаций;
- коммуникативная компетенция: кадеты учатся правильно употреблять в своей письменной и устной речи деепричастия с целью избежания речевых ошибок;
- ценностно-смысловая компетенция: воспитанники получают осознанное представление о необходимости владения нормами употребления деепричастий, о их значимости в языковой системе, а также о необходимости усвоения теоретического материала и практического его применения для успешной сдачи выпускных экзаменов;
- информационная компетенция: в ходе урока кадеты знакомятся с картинами выдающегося русского пейзажиста 19 века;
- культурологическая компетенция: развивается эстетический вкус, повышается культурный уровень воспитанников через обращение к произведениям искусства и художественным текстам.
Формы организации урока: урок по систематизации и закреплению изученного материала.
Оборудование: учебники, карта урока, средства ИКТ.
Количество кадет в классе: 20 человек.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Слово преподавателя. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы начинаем урок с чтения текста.
Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Всё стало видно. Бледно-серое небо светлело, холодело; звезды, мигая слабым светом, исчезали; отсырела земля, ранний ветерок уже пошел бродить, порхая над землею. Проснувшись, всё зашевелилось, запело, зашумело. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы…
– Знаком ли вам текст? (Да.)
– Кто является его автором? (И.С. Тургенев.)
– Из какого произведения взят этот отрывок? („Бежин
луг“)
– Прочитайте ещё 1 отрывок и назовите, из какого
произведения И.С. Тургенева он взят?
Гроза надвигалась. Впереди выступала лиловая туча, медленно поднимаясь из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты, тревожно шевелясь, лепетали... Сильный ветер, внезапно загудев в вышине, раскачивал деревья. Резко застучав, зашлепали по листьям крупные капли дождя; сверкнула молния, и гроза разразилась.
«Бирюк»
– Что объединяет эти тексты? (Картины
природы. Пейзаж.)
– Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о
произведениях И.С. Тургенева? (На уроках
литературы изучаем сейчас произведения И.С.
Тургенева.)
– Часто ли в произведениях И.С. Тургенева мы
встречаемся с описанием природы? (Да. И.С.
Тургенев – мастер словесного пейзажа.)
– Почему в произведениях XIX в. очень много
описаний природы? Какие способы изображения
природы существовали в то время? (В то время
фотография и видео ещё не приобрели такого
широкого применения, как сейчас, поэтому с
описанием природы мы встречаемся в
художественных произведениях.)
– В художественных произведениях мы находим
описание природы, а куда мы можем обратиться,
чтобы увидеть пейзаж? (В музей, картинную
галерею.)
– Сегодня мы с вами совершим экскурсию в
картинную галерею известного русского
пейзажиста XIX века И.И. Левитана, картины которого
до сих пор привлекают нас.
– Что такое картинная галерея? (1. Часть здания,
имеющая удлинённую форму; 2. Верхний ярус
зрительного зала; 3. Название многих
художественных музеев.)
– Какие галереи вы знаете? (Слайды.)
– От кого мы получаем информацию о картинах? (От
экскурсовода.)
Запись словарных слов галерея, экскурсовод в тетрадь и объяснение их значения.
– Я сегодня выступаю в роли экскурсовода и познакомлю вас с творчеством великого русского пейзажиста.
III. Работа по теме урока
1. Слово преподавателя
Сначала преподаватель рассказывает, а потом текст появляется на слайде.
Исаак Левитан, открыв в XIX веке скромную красоту
русской природы, стал великим пейзажистом своего
времени. Начиная работать под руководством
Саврасова и Поленова, Левитан вскоре превзошёл
их. Художник сумел найти то, что так неотразимо
действует на душу русского человека, заставляя
его возвращаться к картине снова и снова. Открыв
тайны русской природы, наполнив пейзаж
чувствами, Левитан сделал природу
очаровательной.
Великий мастер умер в 1900 году, став последней
ярчайшей фигурой золотого века русской культуры,
словно подытожив искания лучших русских умов
того времени.
Задание: Найдите в тексте ту часть речи, которую мы с вами изучали на последних уроках.
2. Сообщение темы, постановка цели урока
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Какая часть речи называется деепричастием?
– Какова роль деепричастий в тексте? Попробуйте
убрать их из текста. Что получится?
Вывод: деепричастие – самостоятельная
часть речи, которая обозначает добавочное
действие при основном действии, выраженном
глаголом. Деепричастия помогают дорисовать
основное действие, наполняют речь динамикой,
действием.
3. Начинаем нашу экскурсию с картины „Июньский день“ (1890-е)
– Что вы видите на картине?
– Какие действия происходят в природе?
– Какие чувства вызывает у вас картина?
(Воспитанники называют. На слайде появляются глаголы.)
– Образуйте от данных глаголов деепричастия, запишите их, обозначьте суффиксы деепричастий и вид.
Расцветать –
Проплывать –
Расстилаться –
Пожелтеть –
Зазеленеть –
Насладиться –
Вывод: деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путём прибавления суффикса -а (-я); деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределённой формы глаголов совершенного вида путём прибавления суффиксов -в, -вши, -ши.
4. Картина „Солнечный день“
Левитан очень любил рисовать природу в ясные дни, когда солнечный лучик играл на зелёных листиках деревьев, которые покачивались от лёгкого дуновения ветерка. Смотря на эту картину, на ум приходят слова:
Шелестя
Заслонив
Освещая
Закрывая
Смешавшись
Задания по группам: кадеты 3-4 групп подбирают зависимые слова к деепричастиям на слайде, а кадеты 1-2 групп составляют предложения с данными деепричастиями.
Вывод: деепричастие + зависимые слова = деепричастный оборот.
5. Работа с текстами разных стилей
– А вот как описывает природу И.С.Тургенев.
Небо ясно… Утре…яя з…ря (не)пылающая пожаром разливается кротким румянцем4. Солнце мирно всплывая из-под узкой и длинной тучки свежо сияет погружаясь в лиловый туман4... Но вот хлынули играющие лучи,– весело и величаво взлетая поднимается могучее светило. Появляются высокие облака, подобно островам ра…броса…ым по разливш…ся реке. (Бледно)лиловый цвет небосклона не изменяясь во весь день нигде не темнеет.
«Бежин луг»
– К какому стилю вы отнесёте этот текст? (К
художественному стилю.)
– Расставьте пропущенные буквы и знаки
препинания.
– Что вы можете сказать о постановке знаков
препинания при причастных и деепричастных
оборотах?
– От какого слова мы задаём вопрос к причастному
обороту? А к деепричастному?
– Сколько в тексте причастных оборотов? (2) Деепричастных?
(4)
Вывод: на письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения, а причастный оборот выделяется запятыми, если он стоит после определяемого слова.
– Выполните синтаксический разбор указанных предложений.
Чтение текста в рабочей тетради.
Природные зоны в соответствии с уменьшением количества осадков сменяются с востока на запад. На востоке распространены высокотравные саванны. Это прекрасные пастбища и плодородные равнины. Здесь растут акации, алоэ, травы, имеющие мощные корневища, молочаи, ярко цветущие в летний период. Западнее преобладают опустыненные саванны, простираясь на большую часть Калахари.
– К какому стилю речи относится данный текст? (К
научно-популярному.)
– Текст вам знаком? (География. Южная Африка,
Южно-Африканское плоскогорье.)
– Давайте посмотрим, сколько в этом тексте
употреблено причастных и деепричастных
оборотов. (ПО – 2, ДО – 1.)
Вывод: причастные и деепричастные обороты характерны для художественного стиля речи.
6. Картина „Луг на опушке леса“ (1898)
Густо затенённая стена леса ограждает россыпь
цветов среди высоких некошеных трав. В буйстве
цветения — торжество зрелого среднерусского
лета. Торжество нежное, целомудренное, но такое
радостное в своей полноте, такое зазывно-манящее.
На картине мы видим, что:
1) Лесная опушка покрылась луговыми цветами. Она
преобразилась и посветлела.
2) Цветы радуются солнцу. Они покачиваются под
тёплым ветерком.
3) Тёмная зелень деревьев кажется мрачной. Она
контрастирует с нежными цветами.
7. Картина „Озеро“ (1900)
Эту картину Левитан написал незадолго до своей
смерти, и она осталась неоконченной. Тем
не менее, она считается главным
произведением позднего Левитана, «лебединой
песнью» художника.
Вода, обладая магической силой, притягивает к
себе людей, завораживает их. Глядя на воду,
человек погружается в себя, в своё прошлое,
пытается увидеть своё будущее. Наверное,
неслучайно и Левитан на своей последней
картине изобразил озеро, в котором отражаются
предметы реального мира. Кто знает, о чём думал
художник, смотря в прозрачные воды этого
небольшого озера.
Картина не оставила равнодушными и ваших
сверстников, посетивших галерею. Позже они
написали сочинение по этой картине, но, к
сожалению, некоторые допустили ошибки в
предложениях с деепричастными оборотами.
Давайте поможем им их исправить и разобраться,
почему они были допущены.
Запишите исправленные предложения.
- Любуемся деревьями, отражаясь в воде.
- Солнце спряталось за облаками, покрывая всё небо.
- Художник изображает берег озера, убегая вдаль.
- Стальная гладь воды отражает низкое небо, затянув его холодными облаками.
Вывод: и основное, и добавочное действия (глагол – сказуемое и деепричастие – обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу. В некоторых предложениях употребление деепричастий невозможно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
– Что мы сегодня делали?
– Что мы узнали?
– Назовите имена людей, которые изображают
природу по-разному.
– Как и с помощью чего можно запечатлеть
окружающий мир, природу?
– Сегодня мы увидели, как замечательный русский художник И.И. Левитан с помощью кисти и красок постарался передать на холсте неповторимые красоты русской природы, а И.С. Тургенев рисовал пейзажи словами. Вслед за И.С. Тургеневым попробуйте и вы словами передать то, что художники изображают кистью.
V. Задание на самоподготовку
1-2 группы: написать отзыв о картине (+
собственные впечатления).
3-4 группы: описать видимое вами на картине.
– Не забудьте о причастных и деепричастных оборотах, которые помогут полнее и образнее выразить ваши мысли.
– Я надеюсь, что эта встреча с прекрасным не только оставит след в вашей душе и вдохновит на написание творческой работы, но и поможет в искусстве другими глазами посмотреть на картины художников-пейзажистов, в литературе – глубже понять замысел автора, использующего описания природы для создания образов.
VI. Выставление оценок за урок и комментарий к оценкам