Пояснительная записка
Проблема внедрения современных педагогических технологий в преподавание русского языка и литературы в вечерней школе при исправительной колонии сегодня особенно актуальна.
В соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством пенитенциарная система России сегодня ориентирована на решение основной задачи: ресоциализация личности осужденного, отбывающего наказание, то есть исправление и полноценное включение в жизнь общества после отбытия наказания, предупреждение рецидивной преступности [2].
В соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством пенитенциарная система России сегодня ориентирована на решение основной задачи: ресоциализация личности осужденного, отбывающего наказание, то есть исправление и полноценное включение в жизнь общества после отбытия наказания, предупреждение рецидивной преступности.
Гуманизация и демократизация уголовно-исполнительной политики делает вопросы организации процесса обучения в вечерней школе при исправительной колонии по изменению внутренних установок и ценностных ориентаций осужденных и приобщению их к освоению и выполнению социальных ролей в качестве законопослушных, общественно полезных граждан общества особенно значимыми.
Образовательная область «Филология», направленная на духовное и нравственное воспитание личности обучающихся, заключает в себе значительный потенциал в решении обозначенных задач.
Учебные предметы «Русский язык» и, особенно, «Литература» в концентрированном виде содержат универсальные человеческие ценности и своей образностью активно воздействуют на сознание, чувства, волю людей, а, значит, играют существенную роль в формировании и преобразовании личности, ее самоопределении в мире ценностей и смыслов сегодняшней жизни.
По нашему мнению, изменения, при которых человек принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде, не произойдут без приобретения положительного опыта самостоятельной деятельности, навыков сотрудничества, делового общения в коллективе, возникновения личной ответственности.
В нашей педагогической ситуации, где обучающимися являются молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, преступившие закон и осужденные к лишению свободы, мы нередко сталкиваемся с неумением учеников адекватно, корректно выстраивать отношения с другими людьми.
Использование на уроках русского языка и литературы педагогической технологии «метод проекта», на наш взгляд, является одним из продуктивных путей организации совместной деятельности «учитель-ученик», «ученик-ученик», направленной на совместный поиск решения вопросов и проблем, представляющих для обучающихся личностно значимый интерес и усвоение ими социально значимых норм и качеств.
Причины выбора педагогической технологии «метод проекта» для внедрения в процесс преподавания предметов филологического цикла в том, что использование проектирования на уроках русского языка и литературы позволяет, на наш взгляд, органично соединить ценностно-смысловую составляющую уроков и процесс деятельной ресоциализации.
Наш выбор объясняется и социальным запросом – необходимостью предоставить обучающемуся не столько знания в готовом виде, сколько обеспечить умение быстро находить, анализировать и использовать новую информацию.
Для обучающихся вечерних школ при ИК, отличающихся низким уровнем умений интеллектуальной самостоятельной работы, вопросы формирования творческого мышления для реализации себя в обществе в качестве законопослушных и успешных его членов оказываются немаловажными.
Вслед за Е.С. Полат, мы рассматриваем «метод проекта», во-первых, как педагогическую технологию, предполагающую «совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути»; во-вторых, как метод, предполагающий определенную «совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта» [6].
Теоретико-методологической основой нашей деятельности считаем теорию деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.), теорию пенитенциарной педагогики (Ю.А. Алферов, Ю.М. Антонян, Г.П. Байдаков, М.П. Стурова и др.).
Кроме того, методологической основой нашей деятельности по внедрению «метода проектов» как способа организации учебно-познавательной деятельности обучающихся считаем следующие теоретические положения:
1. Учебная деятельность – «это усвоение собственно теоретических знаний», а формирование учебной деятельности есть «формирование умения учиться самостоятельно и творчески» [3].
2. Учебная деятельность является частью, специфической разновидностью учения, которая специально организуется, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя. Важным компонентом учебной деятельности является учебная задача, решение которой «преобразует не предмет, на который воздействует субъект деятельности, а самого субъекта, формируя его знания, умения, взгляды, мировоззрение» [9].
3. Для того, чтобы можно было решение задач по гуманитарным предметам подвести под понятие «учебные задачи», они, в своей совокупности, должны составлять определенную «систему, в которой их решение должно привести в конечном счете к изменению самого учащегося – сформировать у него соответствующие способности» [9].
4. Основные моральные принципы – взаимопомощь, толерантность, чувство ответственности за принятые решения – в философии образования, основанной на проектной деятельности, базируются на учебном действии и «проживании» соответствующих ролей [4].
5. В формировании таких моральных качеств осужденных, как честность, порядочность, ответственность, чувство долга, …. значительную роль играет «повышение общеобразовательного уровня» [7].
6. «Всякое обучение предпринимается для того, чтобы научить человека «что-то делать», а для этого ему надо знать, как это делать, почему нужно делать именно так, а не иначе, т. е. получить определенные, вполне конкретные знания, четко ориентирующие обучаемого в правильном выполнении деятельности, которой он обучается. При этом нужно знать, какие элементы осуществляемого действия служат надежными ориентирами для специалиста, который обычно безошибочно выполняет профессиональное действие. Набор этих элементов-ориентиров должен стать при обучении этой деятельности ориентировочной основой действий (ООД) обучающегося. «Ориентировочная основа действия — это та система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия» [8].
7. Для овладения всеми существенными сторонами деятельности, в том числе ценностно-ориентировочной, связанной с формированием мотивов, ценностных ориентаций, убеждений личности, «необходима организация собственного опыта учащихся …. в такой деятельности, где они могли бы сами сформировать способности к ориентировке, самостоятельному определению цели действий и деятельности, к творчеству» [5].
8. По С.А. Беличевой «включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду» – непременное условие процесса освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей [1].
Исходя из вышесказанного, мы определили цель настоящей программы: освоение, апробация и внедрение в практику преподавания русского языка и литературы на второй ступени обучения «метода проекта» как педагогической технологии, обеспечивающей формирование и развитие социально значимых качеств обучающихся.
Задачи:
- способствовать ресоциализации обучающихся-осужденных к лишению свободы, путем их включения в проектную деятельность на материале исследования лингвистических и литературных явлений;
- организовать познавательную деятельность обучающихся с использованием поэтапного формирования проектных умений и с учетом их особенностей, интеллектуальных, возрастных, психологических;
- создать педагогические и психологические условия для формирования и развития навыков сотрудничества, партнерства, продуктивного делового общения в группе, коллективе.
Настоящая программы предназначена для работы на второй ступени обучения в вечерней школе при исправительной колонии. Следует отметить, что процесс внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы реализуется нами в условиях ныне действующего для вечерних школ Российской Федерации Базисного учебного плана, на материале действующих сегодня в вечерней школе государственного образовательного стандарта и учебных программ Министерства образования Российской Федерации для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) по русскому языку и литературе и включается в организационные рамки классно-урочной системы.
Сроки реализации программы: 2012-2013 учебный год – 2015-2016 учебный год.
Программа реализуется в 3 этапа:
1 этап – подготовительный – (2012-2013 учебный год);
2 этап – технологический - организация
проектной деятельности обучающихся, начиная
с 5 и 6 классов (2013-2014 учебный год – 2015-2016
учебный год).
3 этап – рефлексивный (2016 г).
План работы по внедрению педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения
Раздел 1. Организационная работа по внедрению педагогической технологии «метод проекта»
Цель: создание организационных условий процесса внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы на второй ступени обучения.
Задачи:
- обеспечить учителю, внедряющему педагогическую технологию «метод проекта», необходимый уровень научно-методической подготовки (овладение технологией осуществления проектного обучения, методикой обучения основам учебного исследования и др.);
- определить содержательный и тематический потенциал рабочих учебных программ по русскому языку и литературе для использования проектной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной работе;
- разработать технологию процесса внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы на второй ступени обучения;
- обеспечить подготовку программно-методических материалов к внутренней и внешней экспертизе и утверждению.
План организационной работы по внедрению педагогической технологии «метод проекта» в Приложении 1.
Используемые методы:
– изучение и анализ современной
психолого-педагогической и частно-методической
литературы по проблеме;
– изучение и анализ опыта деятельности
педагогов города;
– сравнение;
– обобщение;
– проектирование;
– сбор, систематизация информации.
Планируемый результат:
– осознание смысла собственной педагогической
деятельности в рамках проблемы внедрения
педагогической технологии «метод проекта» в
преподавание русского языка и литературы на
второй ступени обучения;
– овладение технологией осуществления
проектного обучения, методикой обучения основам
учебного исследования и др;
– обновленная позиция учителя относительно
собственной деятельности – выход из предметной
«зашоренности» в надпредметное
методологическое осмысление своей
педагогической практики;
– программа внедрения педагогической
технологии «метод проекта» в преподавание
русского языка и литературы на второй ступени
обучения в вечерней школе при исправительной
колонии.
Раздел 2. Организационно-методическаяработа по внедрению педагогической технологии «метод проекта»
Цель: обеспечение программно-методических условий процесса внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы на второй ступени обучения.
Задачи:
- разработать диагностический инструментарий определения эффективности использования педагогической технологии «метод проекта» для формирования и развития навыков сотрудничества, партнерства, продуктивного делового общения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности;
- составить рабочие программы организации внеурочной деятельности для овладения обучающимися основами проектировочных действий;
- продумать методы мотивации обучающихся на овладение проектной деятельностью, способы введения проектирования в структуру уроков русского языка и литературы с учетом специфики познавательной деятельности обучающихся второй ступени обучения в вечерней школе при исправительной колонии и последовательности познавательных действий обучающихся при подготовке и осуществлении учебных проектов;
- разработать дидактические материалы для внедрения и использования педагогической технологии «метод проекта» в преподавании русского языка и литературы на второй ступени обучения.
План организационно-методическойработы по внедрению педагогической технологии «метод проекта» в Приложении 2.
Используемые методы:
– проектирование;
– моделирование;
– сбор, систематизация материалов.
Планируемый результат:
– перечень диагностического инструментария
для изучения исходного уровня развития
обучающихся и оценки процесса формирования и
развития социально значимых качеств и описание
методик и методов изучения;
– модель организации педагогического процесса в
соответствии с идеями программы,
зафиксированная в виде документа;
– база данных учебных задач и заданий для
обучения основным проектировочным действиям по
курсам русского языка и литературы для
обучающихся 5-6 классов;
– программа пропедевтического курса по
овладению обучающимися основами
проектировочных действий;
– программы внеурочной деятельности для
организации работы над долгосрочными проектами.
Раздел 3. Организация проектной деятельности обучающихся
Цель: создание педагогических и психологических условий для формирования и развития навыков группового проектирования, обеспечивающих возникновение и сохранение отношений сотрудничества, толерантности, доброжелательности, уважения и доверия в ученической среде.
Задачи:
- исследовать степень сформированности навыков учебной деятельности обучающихся;
- взаимодействовать со специалистами социально-психологической службы ФКУ ИК№5 по изучению личностных качеств и социально-психологических особенностей обучающихся;
- организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся по овладению технологией проектирования, путем использования учебных задач (мини-проектов), учебных проектов.
План организации проектной деятельности обучающихся в Приложении 3.
Используемые методы:
– методы педагогической диагностики;
– изучение результатов психодиагностических
методов (по информации специалистами
социально-психологической службы ФКУ ИК№5);
– методы организации педагогического процесса:
репродуктивные, методы исследования, методы
проектирования.
Планируемый результат: обучающиеся будут
знать:
– понятие «проектная деятельность», виды
проектов, технологию проектирования;
– способы обработки информации;
– способы представления результатов своей
деятельности;
уметь:
– работать в группе, команде;
взаимодействовать с любым партнером при
выполнении совместных действий по решению задач
в группе, оказывать помощь друг другу;
инициировать учебное взаимодействие с учителем,
консультантом; запросить недостающую информацию
у учителя, консультанта, специалиста, принимать
помощь от консультантов, отстаивать свою точку
зрения, находить компромисс, вести интервью
(социально-коммуникативные умения);
– осмыслить задачу, для решения которой
недостаточно знаний; определять, чему нужно
научиться для решения поставленной задачи (рефлексивные
умения);
– определять противоречия, лежащие в основе
проблемы; формулировать проблему,
аргументировать ее значимость; планировать
деятельность, время, ресурсы (формулировать цель
на основании проблемы; обосновывать
достижимость цели; ставить задачи, адекватные
цели, проектировать процесс достижения цели,
рассчитывать время, необходимое для их
выполнения) анализировать собственную
деятельность, ее ход и промежуточные результаты
в соответствии с критериями оценки (менеджерские
умения);
– собирать и обрабатывать информацию, выбрать
подходящую информацию, изобретать способ
действия, привлекая знания из различных
областей; находить недостающую
информацию в информационном поле, находить
несколько вариантов решения проблемы, выдвигать
гипотезы, устанавливать
причинно-следственные связи (исследовательские
умения);
– уверенно держать себя во время выступления,
использовать различные средства наглядности при
выступлении (презентационные
умения).
Раздел 4. Аналитико-коррекционная и информационная деятельность
Цель: оценка и анализ результатов внедрения педагогической технологии «метод проекта» в преподавание русского языка и литературы на второй ступени обучения для совершенствования и оптимизации педагогического процесса развития социально значимых качеств обучающихся.
Задачи:
- осуществлять мониторинг формирования проектных умений обучающихся, навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, сбор и хранение диагностических материалов;
- анализировать эффективность содержания деятельности, организационных форм, методов работы;
- корректировать механизмы использования педагогической технологии «метод проекта» на основе диагностических и аналитических данных для определения качества содержательной, дидактической, процессуальной составляющих;
- систематизировать методические материалы для обобщения и распространения результатов педагогического опыта.
План аналитико-коррекционной и информационной деятельности в Приложении 4.
Используемые методы:
– анализ процессов и продуктов деятельности;
– методы статистической обработки результатов;
– сбор, систематизация мониторинговой
информации и диагностических материалов;
– обобщение учебно-методических материалов.
Планируемый результат:
– сформированный пакет учебно-методических
материалов;
– обобщение и теоретическое осмысление
результатов работы.
Литература
1. Беличева, С.А. Основы превентивной
психологии. [Текст]/ С.А. Беличева. М.: Ред.-изд.
центр «Социальное здоровье России», 1994.
2. Гидденс, Э. Социология. [Текст]/ Э.
Гидденс. – М., 1999.
3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего
обучения. [Текст]/ В.В. Давыдов. – М.:
Педагогика, 1996.
4. Метод проектов в технологическом образовании
школьников. [Текст]. – СПб, 2001.
5. Новиков, А.М. Учебная задача как
дидактическая категория. [Интернет-ресурс]/
А.М. Новиков: www.anovikov.ru.
6. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования. [Текст]/ Под
ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
7. Пищелко, А.В. Психолого-педагогические
основы ресоциализации личности осужденных
[Текст]/ А.В. Пищелко. – М.: РИПК МВД РФ, 1995.
8. Подольский, А.И. Становление
познавательного действия: научная абстракция и
реальность. [Текст]/ А.И. Подольский. — М., 1987.
9. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические
труды [Текст]/ Д.Б. Эльконин. //Под ред. В.В.
Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989.